Задачи развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:00, лекция

Описание

Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Работа состоит из  1 файл

Задачи развития речи.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

В старших группах  для закрепления сообщенных ранее  знаний и для приучения к коллективному  разговору используется метод беседы. 

Словесные методы в так называемом чистом виде в  детском саду употребляются очень  редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.).

Практические  методы. Цель этих методов - обучить  детей ва практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском  саду практические методы носят чаще всего игровой характер.  

Дидактическая игра (с наглядным материалом и  словесная) — универсальный метод  закрепления знаний и умений. Она  используется для решения всех задач  развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с  помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях могут быть использованы методы трудового характера (черенкование, приготовление пищи). К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров (1 м 20 см), что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей. 

Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно  важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом. 

Каждый метод  представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических  задач (ознакомить с новым, закрепить  умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием — это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые. 

Наиболее распространены следующие словесные приемы. Речевой  образец — правильная, заранее  отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для  того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами—пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Повторение —  преднамеренное, неоднократное использование  одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его  запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение —  раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в  словарной работе, но он находит  место и при решении других задач. 

Указания —  разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для  выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отлячие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской  речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко — похвалой, замечанием, порицанием. 

Вопрос —  словесноо обращение, требующее  ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку  имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория — поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определитъ место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия {в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.— также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого. 

В развитии речи дошкольников очень важны игровые  прагмы и просто эмоциональность  в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при  вопросе, утрированно озабоченная  интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку), употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).

Усиливают эмоциональное  воздействие учебного материала  такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр. 

По их обучающей  роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.

Среди прямых приемов  обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие — план, варианты плана, вопросы — будут дополнительными. На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным — коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы — ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль.

Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

На одном занятии  обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или  иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов). 

В методике приемы развития речи называют по-разному. Наряду с термином «приемы обучения»  используют и другие: «приемы работы по развитию речи», «приемы воспитания правильной речи», «приемы для решения  речевой задачи». Эти термины  также имеют право на существование. Как правило, их употребляют в тех случаях, когда речь идет о воспитательных мероприятиях (вне занятий). Можно говорить о приемах работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др.

Приемы развития речи составляют основную специфику  методики. Обоснованный, разумный отбор  нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов  развития речи происходит самая близкая  встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию. 

Для успешного  осуществления воспитательно-образовательных  задач необходимо наличие благоприятных  условий. Их создание, а также постоянный контроль за выполнением программы  педагогами и усвоением ее детьми — должностные обязанности заведующей и воспитателя-методиста. Об этом будет сказано в последующих темах. 

А.М.Бородич Методика Развития речи дтей. М.1981. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль заведующей в организации работы по развитию речи детей 

Ведущая роль в  руководстве работой детского сада принадлежит заведующей. Заведующая непосредственно руководит учебно-воспитательной работой, выступает как методист, воспитатель воспитателей. Поэтому  очень важна ее высокая теоретическая  и практическая подготовка.

Если в детском  саду есть лицо, отвечающее за методическую работу среди воспитателей (воспитатель-методист или общественный методист), то и  в этом случае руководящая роль принадлежит  заведующей.

У методиста  и заведующей общие задачи, общий  план работы, которые выполняются совместными усилиями всего коллектива. На основании годового плана работы детского сада они составляют индивидуальные календарные планы, по договоренности распределяя между собой весь объем предстоящей методической работы.

Конечно, в план заведующей войдут и другие вопросы (кадровые, организационные и т. д.), будет предусмотрена ее роль как председателя педсовета.

Поэтому в дальнейшем разговоре о работе заведующей будут  иметься в виду только задачи, аналогичные  тем, что решает воспитатель-методист.

Один из разделов общей методической работы заведующей — работа по развитию речи.

Конкретные задачи этой работы формулируются с учетом ее общих методических должностных  обязанностей. Они заключаются в  следующем:

1. Обеспечивать  и контролировать выполнение программы развития речи детей во всех возрастных группах.

2. Обеспечивать  правильную постановку воспитания  и обучения детей, преемственность  в работе воспитателей разных  возрастных групп, а также детского  сада и школы.

3. Направлять  и контролировать работу персонала, оказывать методическую помощь воспитателям.

4. Содействовать  созданию правильных условий  для развития речи детей, организовывать  работу методического кабинета  в детском саду, обобщать инструктивно-методический  материал по развитию речи.

5. Изучать и  обобщать передовой опыт по  развитию речи, организовывать обмен  опытом между воспитателями.

6. Содействовать  повышению квалификации и самообразованию  педагогов, росту их мастерства.

7. Организовывать  работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей.

Для успешного  решения поставленных задач заведующая должна хорошо знать методику развития речи, постоянно обновлять свои знания, повышать профессиональный уровень  каждого воспитателя, развивать  их творческие способности. Необходимо знать каждого ребенка, уделяя особое внимание тем детям, у которых наблюдается отставание в развитии речи. Разделение методических обязанностей, постоянная опора на членов коллектива — важнейшая предпосылка правильной работы заведующей.  

Источник: А. М. Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Задачи развития речи