Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:07, реферат
Задачи трудового воспитания старших дошкольников, осуществляемого в детском саду и семье, едины. Некоторые незначительные различия объясняются тем, что условия жизни и воспитания ребенка в группе детского сада и дома имеют свою специфику.
В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, повседневном общении
Задачи трудового воспитания старших дошкольников, осуществляемого в детском саду и семье, едины. Некоторые незначительные различия объясняются тем, что условия жизни и воспитания ребенка в группе детского сада и дома имеют свою специфику.
В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, повседневном общении.
В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и его помощником).
В семье ребенок старшего дошкольного возраста окружен братьями и сестрами (если они вообще есть), которые старше его или моложе. Поэтому родители должны давать сыну, дочери трудовую нагрузку, соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям, для чего выделять в режиме дня определенное время; приобщать ребенка к совместной работе с другими членами семьи, т. е. к посильной деятельности в семейном коллективе.
Задачи трудового воспитания старших дошкольников в семье следующие:
воспитание интереса к труду взрослых и уважения к человекутруженику (на примерах доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);
формирование знаний, представлений о трудовой деятельности — ее цели, планировании, — общественного значения, необходимости добиваться хороших результатов;
воспитание желания и умения
трудиться, устойчивой
формирование нравственно
совершенствование имеющихся
трудовых навыков и
формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца;
воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места);
обучение организации труда
(с чего начать работу, каковы
ее главные этапы, как, чем
закончить дело, какой способ
наиболее рациональный для
воспитание настойчивости,
развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе с другими (родителями, братом, сестрой);
воспитание бережного
формирование потребности к оказанию помощи родным, соседям (особенно престарелым, младшим) по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых.
Важное условие трудового воспитания — не перегружать детей физически, но и не облегчать труд, не сводить его к игре.
Как добиться того, чтобы
трудовое воспитание детей в
семье проходило наиболее
Прежде всего, как уже
Назовем основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда:
определить цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);
помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
показывать и объяснять (или напоминать), как лучше это сделать; советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
пробудить интерес к
выяснить, что уже сделано
и что еще можно сделать,
чтобы добиться лучшего
вспоминать вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);
поощрять старательность, интерес
к делу, стремление преодолеть
трудности, добиваясь
систематически проверять
подключать
ребенка к своему труду,
организовать
совместную работу со старшими
и младшими членами семьи,
пробуждать инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения);
поставить
ребенка перед необходимостью
сделать выбор и помочь
читать
художественные произведения, посвященные
людям труда, рассматривать с
ним иллюстрации, обращать
Взрослый
должен учитывать: разные
Формируя мотивы труда (для чего, кому он нужен, приятен, полезен), взрослые не могут не заметить их' неразрывной связи с нравственными установками ребенка: ребенок гораздо лучше понимает, зачем это надо сделать, если взрослый пробуждает в нем добрые, гуманные чувства.
Так,
учеными НИИ дошкольного
Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно, влияя одновременно и на чувства ребенка, и на его сознание, заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнять задуманное (порученное).
Особого
внимания требует оценка труда
ребенка, для которого
Взрослые
допускают большую ошибку, если
перехваливают ребенка или
Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого ребенка (хороший он или плохой). Причем, чем больше возможности ребенка для.получения благоприятного результата, тем объективнее, строже должна быть оценка, чтобы он не зазнался. А неумелого, но старательного, добросовестного можно чутьчуть перехвалить, любой его успех заметить и отметить (например, помогая бабушке готовить ужин, достал по своей инициативе две доски — для лука и мяса, приготовил ножи поострее).
Больше всего ребята прислушиваются к оценке самого авторитетного для них человека. Учитывая это, взрослые должны быть едины в своих оценках.
Оценка
должна помочь ребенку понять,
что именно хорошего он сделал,
почему и в чем ошибся, как
исправить оплошность в данном
случае или в следующий раз.
Подобный подход помогает
Оценивая
труд, надо учитывать
Информация о работе Задачи трудового воспитания старших дошкольников