Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 09:24, реферат
целью данной работы, будет являтся выяснение закономерностей аномального развития. Задачами данной работы, будут: изучение учебной и специальной литературы по данной теме, раскрытие понятий таких, как аномальное развитие, закономерности. Определение значения дефектов в аномальном развитии человека.
1.Ввведение………………………………………………………….стр 3
2.Понятие «Аномальный ребёнок»………………………………...стр 4
3.Общие закономерности аномального развития…………………стр 5
4.Специфические закономерности аномального развития…….....стр 7
5.Вывод……………………………………………………………..
Вологодский
Государственный Педагогический Университет
Реферат
Тема:
Закономерности аномального
развития.
От студента III-го курса
Группы «А»
Очной формы обучения
Истоического факультета ВГПУ
Подосёнова
Дмитрия
2010 год.
Содержание:
Введение.
«Важнейшая задача всякого научного исследования состоит в установлении закономерностей изучаемых явлений и их специфических особенностей.»
Лубовский В. И.
Понятие «Аномальное развитие» на сегодняшний день, очень активно используется в Специальной психологии. Выявление закономерностей, присущих аномальному развитию, и особенностей, характерных для той или иной формы дефекта, очень важно потому, что эти данные представляют большое значение для создания наиболее продуктивных путей и форм учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также для разработки эффективных методов диагностики нарушений и отбора детей в учреждения соответствующего типа.
Однако выделение подлинно
В связи с этим, целью данной
работы, будет являтся выяснение
закономерностей аномального
Понятие «Аномального ребёнка».
К аномальным
относятся дети, у которых физические
или психические отклонения приводят
к нарушению нормального хода
общего развития. Различные аномалии
по-разному отражаются на формировании
социальных связей детей, на их познавательных
возможностях. В зависимости от характера
нарушения одни дефекты могут
полностью преодолеваться в процессе
развития ребенка, другие подлежат лишь
коррекции или компенсации. Развитие
аномального ребенка, подчиняясь в
целом общим закономерностям
психического развития детей, имеет
целый ряд собственных
Выготский
выдвинул идею о сложной структуре
аномального развития ребенка, в
соответствии с которой наличие
дефекта какого-либо одного анализатора
либо интеллектуального дефекта
не вызывает выпадения одной локальной
функции, а приводит к целому ряду
изменений, формирующих целостную
картину своеобразного
Общие закономерности аномального развития.
Под закономерностью понимают объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между явлениями. Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений, и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений.
Знание
общих закономерностей и
Фундаментальные исследования ведущих отечественных специалистов (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), посвященные развитию восприятия, памяти, мышления, речи аномальных детей различных категорий, позволили сделать заключение о том, что психическое развитие детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.
Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка:
1. Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.
2. Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование.
И
в норме, и при патологии психическое
развитие имеет поступательный поэтапный
характер. Каждый этап завершается
формированием принципиально
3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми.
Появление новых качеств
4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности.
Ведущими видами деятельности
для детей раннего возраста
с нарушениями в развитии и
без отклонений являются
Специфические закономерности аномального развития.
Влияние
органического дефекта на развитие
психики проявляется в
Одна
из первых закономерностей была выведена
Л.С. Выготским, который сформулировал
положение о том, что наличие
первичного дефекта, вызванного биологическим
фактором, влечет за собой появление
вторичных нарушений, возникающих
в ходе последующего аномального
развития. Таким образом, была показана
причинная обусловленность
Как
доказано Т.А. Власовой, у аномальных
детей наблюдается
Выявлена
зависимость количественного и
качественного своеобразия
Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.
Трудности социальной адаптации, затруднения во взаимодействии с социальной средой впервые были обозначены как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. Дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания.
Однако
в развитии аномальных детей имеются
и положительные
Позднее Ж.И. Шиф (1965), развивая это положение, формулирует его следующим образом: «Общим для всёх случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». В этой же
работе отмечается, что у аномальных детей всех категорий, хотя им в разной мере, наблюдаются нарушения речевого общения.
В настоящее время
данные специальной психологии и
результаты исследований высшей нервной
деятельности аномальных детей
позволяют выделить ряд таких
закономерностей. Они имеют разную
меру общности. Отдельные из них
характерны для всех форм аномального,
развития, другие объединяют лишь некоторые
(например, аномалии развития, связанные
с поражением разных анализаторов,
или нарушения развития вследствие
органических поражений центральной
нервной системы), третьи свойственны
одному конкретному дефекту. Примером
закономерности, общей для развития
психики всех аномальных детей, является
снижение способности к приему, переработке,
хранению и использованию информации.
При всех видах аномалий развития
объем информации, которая, может
быть принята в единицу времени,
снижен по сравнению с нормой, для
приема равного объема необходимо большее
время; переработка информации также
замедлена. При дефектах, связанных
с нарушением деятельности того или
иного анализатора, это снижение,
естественно, проявляется особенно
.резко в области той
Поражения центральной нервной системы (при олигофрении и в меньшей степени при задержках развития) своим результатом имеют снижение скорости приема всех видов информации и уменьшении ее объема, поступающего за единицу времени, а также искажение первичной информации (выражаясь языком теории коммуникации, увеличение шумов). Замедленность процесса восприятия у умственно отсталых, его узость, отмечены в работах Г. Я. Трошина, И. М. Соловьева и его сотрудников (А.И. .Липкиной, Е.М. Кудрявцевой). В этих же исследованиях показана меньшая дифференцированность восприятия у олигофренов. Ж. И. Шиф, Г. Л. Выгодская и другие установили снижение скорости реакции у этих детей. Ф. Краттер, Н. О'Коннор, Ф. Кодман, Е. Н. Правдина-Винарская обнаружили повышение порогов чувствительности у умственно отсталых, что также свидетельствует о снижении способности к приему информации.