Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:06, практическая работа
Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
Типы нестандартных уроков: 1.Уроки «погружения» 2.Уроки - деловые игры 3.Уроки - пресс- конференции 4.Уроки- соревнования 5.Уроки типа КВН 6.Театрализованные уроки 7.Компьютерные уроки 8.Уроки с групповыми формами работы 9.Уроки взаимообучение учащихся 10.Уроки творчества 11.Уроки- аукционы 12.Уроки, которые ведут учащиеся 13.Уроки-зачеты 14.Уроки- сомнения 15.Уроки - творческие отсчеты 16.Уроки- формулы 17.Уроки- конкурсы 18.Бинарные уроки 19.Уроки- обобщения 20.Уроки- фантазии 21.Уроки- игры 22.Уроки- «суды» 23.Уроки поиска истины 24.Уроки- лекции «Парадоксы» 25.Уроки- концерты 26.Уроки- диалоги 27.Уроки «Следствие ведут знатоки» 28.Уроки - ролевые игры 29.Уроки- конференции 30.Интегрированные уроки 31.Уроки семинары 32.Уроки – «круговая тренировка» 33.Межпредметные уроки 34.Уроки- экскурсии 35.Уроки – игры «Поле чудес». Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников. Многие творчески работающие учителя стали использовать необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных уроков классического образца. Нужно сказать, что хотя это
авторские уроки, отражающие оригинальность
мышления и творческие способности
отдельных талантливых К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций. примеры. Например, Урок- экскурсия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок – экскурсия В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны. Учителя, сознавая стимулирующую силу, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока. Экскурсия, которая проводится по программе природоведения в начальных классах ¾ это еще один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений. Уроки-экскурсии имеют
огромное воспитательное влияние на
детей. Восприятие красоты природы,
с которой они постоянно Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними. Классифицируют уроки- Урок-экскурсия
Вступительный Текущий Итоговый
Многотемный Однотемный Многотемный Изображенные на схеме виды уроков-экскурсий позволяют узнать макроструктуру каждого из них. Разработка методик проведения данных уроков выполняется на основе общих дидактических закономерностей, которыми руководствуется учитель во время подготовки какого-либо типа урока, однако с учетом особенностей каждого из приведенных видов. Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки учителем. Эта работа выполняется в такой последовательности: 1. Указание темы урока-экскурсии по программе природоведения. 2. Указание его вида. 3. Составление логической схемы содержания урока-экскурсии по учебнику природоведения. 4. Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые находятся на месте экскурсии (учитель загодя хорошо изучает маршрут и место проведения урока-экскурсии). 5. Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока. 6. Разработка методики проведения урока-экскурсии. 7. Подготовка школьников к уроку. 8. Подбор необходимого оборудования. Текущий урок-экскурсия по природоведению является однотемным. По дидактической сути ¾ это комбинированный урок, то есть в его границах реализуются все этапы целевого процесса обучения с овладением младшими школьниками предметным содержанием темы, которая вмещает несколько взаимноупорядоченных элементов знаний. Соответственно макроструктура текущего урока-экскурсии слагается из таких этапов: 1. Организация класса 2. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков. 3. Постановка цели и заданий урока. Общая мотивация. 4. Усвоение новых знаний, умений и навыков. 5. Обобщение и систематизация усвоенных знаний, умений и навыков. 6. Соотношение усвоенных знаний, умений и навыков. 7. Домашнее задание.
Познавательной целью
при передвижении от объекта к
объекту в их естественной среде
или искусственно созданных условиях,
по выбору учителя и по темам, связанным
с программой. В IХ—Х классах заранее вручаются задания
для самостоятельной работы на протяжении
всей экскурсии. Задания охватывают ряд
вопросов, в целом исчерпывающих содержание
темы намеченной экскурсии. Каждый вопрос
требует изучения ряда объектов и явлений.
Объекты могут быть разными, лишь бы они
позволили выявить общую закономерность.
Во время экскурсии учащиеся записывают
места остановок, названия мест и результаты
наблюдений. После экскурсии собранный
материал обрабатывается по группам в
виде отчетной таблицы. «Десять заповедей экскурсионного дела» 1.Помни, что экскурсия не прогулка,
но обязательная часть учебных занятий.
6. Не оставляй экскурсантов только 10. Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала. При проведении экскурсий в природу
по всем литературным курсам курсам следует
учитывать общие методические положения.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Итоги урока. Целью текущего урока - экскурсии является формирование у учеников понятий и представлений об объектах и явлениях природы, их взаимосвязях и зависимостях, которые предопределены содержанием темы, а также освоение школьниками тех предметных, учебных и организационных умений, которые объективно возможно и необходимо сформулировать в данной теме. Специфика текущего однотемного урока-экскурсии обусловлена тем, что усвоение каждого элемента знаний начинается с непосредственного восприятия реальных объектов природы в условиях их существования. Предметы и явления конкретизируют микроструктуру урока. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Таким образом, психологические
особенности воздействия Практика показывает, что Видеоурок является одним из типов нетрадиционного урока. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. |
Название статьи "Коллективно
- познавательная деятельность на уроках
литературы".
Учитель русского языка и литературы Сафиуллина Гулькай Валиаровна.
Урок "Друзья, прекрасен
наш союз!" (заочная экскурсия
в Царскосельский лицей) отличается
высокой значимостью
Обсуждаемый материал поможет учащимся справиться с написанием сочинения - рецензии при освещении нравственных, моральных, этических проблем, предлагаемых организаторами ЕГЭ при выполнении задания части С (К-4) по русскому языку.
Урок посвящен Лицею, открытому
в Царском Селе в 1811 году, - уникальному
учебному заведению России. Недаром
уже тогда Лицей вызывал
Цель данной экскурсии - расширить кругозор учащихся новыми знаниями о Лицее, о А. С. Пушкине и его лицейских друзьях, пробудить к творческому поиску учеников, научить анализировать, обрабатывать получаемую информацию, грамотно выражать свою точку зрения, делать выводы.
Задача учителя на данном
уроке состоит в том, чтобы
дать возможность высказаться
Учащиеся добывают знания в совместной деятельности, когда каждый вовлечен в процесс познания и отвечает за качество работы не только перед собой, но и перед группой, в составе которой он трудился. Решение конкретной задачи, порученной ученику группой, ставит его в положение исследователя, поднимает авторитет, если задача успешно решена. Работа в группе и паре, ученик развивает способность к рефлексии.
Формирование адекватной само - взаимооценки школьников, как показателя готовности к самоопределению, имеет важное значение в становлении личности. От самооценки зависит успешность в учебной деятельности, эмоциональное самочувствие, стремление к саморазвитию.
"Друзья, прекрасен наш союз!"
(Заочная экскурсия в Царское Село) 9 класс
По форме - урок - экскурсия.
Цели урока:
" Познакомиться с уникальным учебным заведением России, из стен которого вышла целая плеяда замечательных деятелей нашего Отечества.
" Развивать предметную, коммуникативную, информационную,
учебно-исследовательскую, рефлексивную компетенции учащихся,
развивать речь учащихся, умение слушать, выделять главное,
анализировать и обобщать.
" Создать у учащихся такое настроение и такую цепочку заданий, которые оживят "творческие сны" и воображение детей, вызовут ощущение высоких и добрых патриотических чувств.
" Развивать коммуникативные качества личности, формировать готовность к самоопределению.
Готовность к самоопределению - это и поведение ученика в ситуации выбора (групповые задания, дифференцированные задания; какое взять для себя -выбирает сам ученик.
Методы урока:
1) словесный (слово учителя, сообщения учащихся)
2) репродуктивный (анализ стихотворений - восприятие, истолкование, оценка)
3) наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации, выставка книг, инсценирование, художественное чтение детей, исполнение песни)
4) поисковый (учащиеся сами находят дополнительный материал о Лицее)
5) исследовательский (творческие работы - сочинения учащихся)
6) практический (работа со словарем, тест)
Подготовительная работа.
К уроку учащиеся получили индивидуальные и групповые задания, причем выбирали их самостоятельно и сами же формировали группы.
Первая поисковая группа собирала интересный материал о Лицее, знаменитых людях, вышедших из этого учебного заведения.
Вторая группа подбирала материал и создавала презентацию о знаменитых людях нашего города, вышедших из стен нашей школы.
Третья группа инсценировала стихотворение А.С.Пушкина "19 октября" и исполнение песни "Чем чаще празднует Лицей".
Четвертая группа готовила выразительное чтение стихов и сочинение
"Как обстоит дело со святым братством у молодых людей нашего времени, одетых не во фраки и жилеты, а в джинсы и свитера, обитающих не средь модных и красивых зал, а во дворах и на улицах ".
То есть еще во время подготовки урока учащиеся были поставлены в ситуацию выбора, самоопределения, самооценки. И сама тема "Друзья, прекрасен наш союз" имеет огромное воспитательное значение, учит умению выбирать правильную жизненную позицию, пониманию, товариществу, дружбе, доброте, заряжает детей положительными эмоциями. Подсказывает искать хорошее рядом, в тех, с кем постоянно общаешься.
Оборудование:
1) Портреты А.Пушкина, И.Пущина, А.Дельвига, В..Кюхельбекера
2) Слайды компьютерной презентации.
3) Выставка дополнительной литературы о Лицее, знаменитых людях, вышедших из этого учебного заведения.
Учитель.
С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы открываем новую страницу жизни этого замечательного поэта, узнаем о его творчестве, окружении, времени.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?
О каком периоде жизни А.С.
Постановка цели.
В начале нашего урока мне бы хотелось услышать, с какой целью вы пришли на урок, обдумав, предложенную мною тему.
(Учащиеся озвучивают свои цели.)
Учитель:
Каждый из вас пришел со своей определенной целью. А теперь поставим общую цель нашего урока: познакомиться с уникальным учебным заведением России, из стен которого вышла целая плеяда замечательных деятелей нашего Отечества.
Сегодня на уроке мы совершим
заочную экскурсию в
Благодаря Пушкину впервые заговорили о "лицейских питомцах", о первом блистательном выпуске Царского Лицея.
Созвездие талантов, умов, сердец и судеб было порождением одной солнечной системы - системы уникального педагогического лицейского воспитания.
"Становление пера" поэта происходило также в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицейские друзья А. С. Пушкина
(А. Дельвиг, И. Пущин, В. Кюхельбекер.) Во всем творчестве А. С. Пушкина актуальны темы: дружбы и лицейского братства; на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.
Пора начинать нашу экскурсию. Во время нее я бы рекомендовала вам внимательно прослушивать сообщения экскурсоводов - пушкинистов, тезисно или подробно фиксировать материал, обдумывать вопросы, которые могут возникнуть во время прослушивания сообщений.
Первый экскурсовод.
Лицей создавался, когда
устанавливалась, как надеялись, новая
Россия, когда призывались к
На Лицей возложены были великие надежды, и поэтому в него было вложено почти все лучшее, что имела культурная Россия.
Второй экскурсовод. (Слайд "Екатерининский Дворец")
Лицей решили открыть в Царском Селе, где летом жила царская семья. В это время это был тихий зеленый городок. Рядом в обширном парке стоял построенный Растрелли в XVIII веке большой Екатерининский дворец, сиявший голубой отделкой и позолотой. Дворец построен в стиле русского классицизма, для него характерна простота, строгость и гармоничность обмена. Галереи, которые соединяют главный корпус с флигелями, украшены колоннадой и бюстами великих людей.
Третий экскурсовод. (Слайд "Лицей")
Лицей разместили в Новом, или "великокняжеском" флигеле. Выдержанное в архитектурных формах раннего классицизма, с гладкими, почти лишенными декора стенами, с мягко округленными углами и четырехколонным портиком на главном, обращенном к дворцу, фасаде, здание Лицея разительно с ним не схоже.
Четвертый экскурсовод. (Слайд "Комнаты Лицея")
Все было тщательно продумано и подготовлено для занятий лицеистов. У каждого из них в верхнем этаже Лицея была маленькая отдельная комната. Были хорошо оборудованные учебные помещения, библиотека, парадный актовый зал.
(Слайды "Парадный актовый зал", И. Е. Репин "Пушкин на лицейском экзамене" 1911 год.)
Большой зал Лицея был не очень велик, но красив. Светлый с четырьмя колоннами, поддерживающими потолок, со стенами, окрашенными под розовый мрамор, блестящим паркетом, зеркалами во всю стену. Именно в этом зале А. С. Пушкин будет сдавать лицейский экзамен Г. Р. Державину на высокое звание поэта.
Пятый экскурсовод. Осенью 19 октября 1811 года Лицей был торжественно открыт. Благословляла Лицей все официальная Россия: царь и царская семья, высшее духовенство, члены Государственного совета и министры.
Три десятка мальчишек напутствовались на учение и на служение как на предназначение и на миссию.
Ученик читает наизусть стихотворение А. С. Пушкина "Царское Село".
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
- Какие языковые средства помогают автору выразить эти настроения?
Лексическая работа.
Учитель: При описании памятников архитектуры были использованы следующие слова: портик, фасад, флигель, декор. Определим лексическое значение данных слов.
Портик - крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию.
Фасад - передняя сторона здания, сооружения.
Декор - красочно-народное украшение.
Флигель - пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.
Запомните правописание и лексическое значение этих слов.
Информация о работе Заочная экскурсия как форма урока литературы