Заочная экскурсия как форма урока литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:06, практическая работа

Описание

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

Работа состоит из  1 файл

лщ олщ.docx

— 46.84 Кб (Скачать документ)

Типы нестандартных уроков:

1.Уроки «погружения»

2.Уроки - деловые игры

3.Уроки - пресс- конференции

4.Уроки- соревнования

5.Уроки типа КВН

6.Театрализованные уроки

7.Компьютерные уроки

8.Уроки с групповыми  формами работы

9.Уроки взаимообучение учащихся

10.Уроки творчества

11.Уроки- аукционы

12.Уроки, которые ведут  учащиеся

13.Уроки-зачеты

14.Уроки- сомнения

15.Уроки - творческие  отсчеты

16.Уроки- формулы

17.Уроки- конкурсы

18.Бинарные уроки

19.Уроки- обобщения

20.Уроки- фантазии

21.Уроки- игры

22.Уроки- «суды»

23.Уроки поиска истины

24.Уроки- лекции «Парадоксы»

25.Уроки- концерты

26.Уроки- диалоги

27.Уроки «Следствие ведут  знатоки»

28.Уроки - ролевые игры

29.Уроки- конференции

30.Интегрированные уроки

31.Уроки семинары

32.Уроки – «круговая  тренировка»

33.Межпредметные уроки

34.Уроки- экскурсии

35.Уроки – игры «Поле  чудес».

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются  разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Разумеется, никто не требует  отмены традиционного урока, как  основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в  разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов  активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с  тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала  с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

Многие творчески работающие учителя стали использовать необычные  разновидности урока, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных  уроков классического образца.

Нужно сказать, что хотя это  авторские уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности  отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могут успешно  применять и преподаватели других школьных дисциплин. Копировать нельзя, использовать опыт можно и полезно.

К таким урокам нужно тщательно  готовиться: давать предварительные  задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический  материал. Предусматривается ход  занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных  школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.

примеры. Например, Урок- экскурсия.

Урок – экскурсия

В наше время, когда все  шире и шире развиваются связи  между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым  элементом процесса обучения. Ученик должен уметь провести экскурсию  по городу, рассказать о самобытности русской культуры и т.д. принцип  диалога культур предполагает использование  культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны.

Учителя, сознавая стимулирующую  силу, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем  нетрадиционного проведения урока.

Экскурсия, которая проводится по программе природоведения в начальных  классах ¾ это еще один из типов  нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что  процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного  восприятия учениками ее предметов  и явлений.

Уроки-экскурсии имеют  огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения  ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы  и видимыми взаимосвязями и зависимостями  между ними.

Классифицируют уроки-экскурсии  по двум признакам: по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый). Анализ содержания уроков-экскурсий по природоведению свидетельствует о том, что в курсе этого предмета проводятся такие его виды: 

Урок-экскурсия

       
       

 

 
 

Вступительный Текущий Итоговый

 

 
         
           

 

Многотемный Однотемный Многотемный

Изображенные на схеме  виды уроков-экскурсий позволяют  узнать макроструктуру каждого из них. Разработка методик проведения данных уроков выполняется на основе общих дидактических закономерностей, которыми руководствуется учитель во время подготовки какого-либо типа урока, однако с учетом особенностей каждого из приведенных видов.

Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки учителем. Эта работа выполняется  в такой последовательности:

1.  Указание темы урока-экскурсии по программе природоведения.

2.  Указание его вида.

3.  Составление логической схемы содержания урока-экскурсии по учебнику природоведения.

4.  Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые находятся на месте экскурсии (учитель загодя хорошо изучает маршрут и место проведения урока-экскурсии).

5.  Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока.

6.  Разработка методики проведения урока-экскурсии.

7.  Подготовка школьников к уроку.

8.  Подбор необходимого оборудования.

Текущий урок-экскурсия по природоведению является однотемным. По дидактической сути ¾ это комбинированный урок, то есть в его границах реализуются все этапы целевого процесса обучения с овладением младшими школьниками предметным содержанием темы, которая вмещает несколько взаимноупорядоченных элементов знаний. Соответственно макроструктура текущего урока-экскурсии слагается из таких этапов:

1.  Организация класса

2.  Проверка усвоенных знаний, умений и навыков.

3.  Постановка цели и заданий урока. Общая мотивация.

4.  Усвоение новых знаний, умений и навыков.

5.  Обобщение и систематизация усвоенных знаний, умений и навыков.

6.  Соотношение усвоенных знаний, умений и навыков.

7.  Домашнее задание.

 

 

   

Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе». Экскурсия основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. И поэтому может проводить

 

ся как во время урока (урок-экскурсия), так и вне занятий (рассматривается как самостоятельная форма или разновидность внеклассной работы). Ее содержание определяется учебными программами. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания учащихся. Учащиеся видят растения и животных в естественной среде: растения – в связи с почвой, животных – в связи с растениями, получая представления о биоценозах, о целостной природе в определенное время года. Важность использования экскурсий

 

в учебном процессе велика.  


Познавательной целью  при передвижении от объекта к  объекту в их естественной среде  или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным  с программой.   
     Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью и зимой.   
     Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих уроках.   
     Учитель заранее в годовом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед намеченной экскурсией создает для учащихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. При этом выделяются вопросы, которые нужно выяснить в природе, даются задания для повторения и предварительного ознакомления с материалом в плане подготовки к экскурсии. Учитель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения: что следует потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для демонстраций и практических работ.   
      На экскурсиях учащиеся испытывают эмоции эстетического характера. Живое восприятие красоты природы вызывает любовь к руской природе, к Родне.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
     Методы проведения экскурсий приучают учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы  — навыки элементарного исследования природы.   
     На экскурсиях собирается материал (с учетом охраны природы),  используемый в дальнейшем на уроках, внеурочных и внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора живых объектов коллекционирования и гербаризации.   
     Экскурсии в сельскохозяйственное производство, на опытноселекционные  станции, в плодовые питомники, показывающие применение биологических знаний на практике, многообразные сорта растений и породы животных, созданные человеком, условия, повышающие урожайность растений и продуктивность животных, знакомят учащихся с управляемой человеком природой, что имеет большое познавательное и воспитательное значение.   
              Подготовка к экскурсии. Каждая экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.   
     Нельзя вести экскурсантов в неизвестную или малоизвестную местность. Предварительно, за день-два, учителю необходимо осмотреть местность, найти наиболее типичные объекты изучения и определить маршрут, места остановок для объяснений, самостоятельных наблюдений учащихся, сбора материала, обобщающей беседы. При этой рекогносцировке намечается время переходов, остановок и отдыха. На экскурсии применяются различные методы: рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельные практические работы по заданиям (наблюдения, распознавание, сбор объектов). Особое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии      В классе учитель делает вступление на тему экскурсии, распределяет учащихся на группы и вручает им задания, отметив вопросы, которые нуждаются в предварительной дополнительной работе по литературе. Например, вопросы по экскурсии в лес требуют углубления по книгам (о светолюбивых и теневыносливых  породах, биологических особенностях растений, о распространении семян и др.: В. Корсунская «Приключения плодов и семян» , «Детская литература», 1953;  Н. Верзилин  и В. Корсунская  «Лес и жизнь», «Детская литература», 1966, и др.).     .   
     Элементы самостоятельности включаются в методы проведения экскурсии уже в V—VI классах: учащимся дают одно за другим короткие поручения найти и собрать объекты, но с последующим обязательным подведением итогов к концу экскурсии. Выполнение каждого отдельного поручения проверяется учителем прежде, чем дети приступают к следующему.

В IХ—Х классах заранее вручаются задания для самостоятельной работы на протяжении всей экскурсии. Задания охватывают ряд вопросов, в целом исчерпывающих содержание темы намеченной экскурсии. Каждый вопрос требует изучения ряда объектов и явлений. Объекты могут быть разными, лишь бы они позволили выявить общую закономерность.   
      Успех экскурсии в значительной степени зависит от организационной подготовки.   
     Для поддержания лучшего порядка передвижения в городе, в лесу, поле учителю целесообразно распределить учащихся (по их желанию) на группы в 5—8 человек и назначить (или избрать) старших.   
     Задания для работ и отдельные поручения (по переноске снаряжения, «разведке» и т. п.) учитель дает по группам. Старшие ответственны за дисциплину, сбор учащихся, выполнение заданий. Они следят за порядком передвижения, во время остановок обеспечивают построение вокруг учителя, чтобы всем было видно, что он показывает, и т. п. Учитель на экскурсии иногда собирает старших групп для инструкций. Такая организация облегчает проведение экскурсии, предупреждает отставание отдельных экскурсантов, нарушение дисциплины и воспитывает умение работать в коллективе. Значительную помощь в экскурсии оказывают воспитатель, пионервожатый, иногда и родители.   
     Соответственно месту и объектам изучения учитель определяет структуру, методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут к ней.    

Во  время экскурсии учащиеся записывают места остановок, названия мест и результаты наблюдений. После экскурсии собранный материал обрабатывается по группам в виде отчетной таблицы.   
     Такого рода планы-маршруты и отчетные таблицы возможны и по другим экскурсиям.   
     При обработке природных материалов экскурсии одни из них поступают в живой уголок (растения, взятые с комом лесной почвы, насекомые), другие консервируются, засушиваются. Так составляются гербарий и коллекции по многообразию растительного мира, изменчивости различных признаков у растений и животных, приспособленности плодов и семян к рассеиванию, растений к разным условиям жизни, типов окраски насекомых и др.   
     Свои наблюдения учащиеся должны оформить в виде отчета, гербария, коллекции собранных объектов, фотоснимков.  
     Проработка материалов экскурсий, как правило, идет на протяжении ряда уроков и разных тем, без подробных итогов и только с краткими выводами на месте после окончания экскурсий. При последующей проработке экскурсионного материала учащиеся должны обратиться к литературе и справочникам, особенно при подготовке отчетов и докладов.   
     Для учителя остаются полезными советы по проведению экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции в 1920 году.   
                                   

 «Десять заповедей  экскурсионного дела»

1.Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.   
2.Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план.   
3.Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.   
4.Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.                              5.Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй  экскурсантов только слушателями,  заставь их активно работать.   
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.   
8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно.   
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти учеников последующей проработкой материала.

При проведении экскурсий в природу  по всем литературным курсам курсам следует учитывать общие методические положения.   
     Нецелесообразно превращать экскурсию в природу в урок под открытым небом с длительным опросом учащихся по пройденному материалу якобы для связи теории с предстоящей работой по заданиям. Например, прибыв на место экскурсии, повторяют положения учения Чарльза Дарвина, исправляют ответы учащихся и тратят на это большую часть времени, которого почти не остается на выполнение заданий — экскурсия теряет свою специфику и смысл.   
     Каждую экскурсию естественно начинать с определения места — поле имени какого то поэта или парк — по типичным признакам.   
     Восприятию красот природы помогут художественные образы из литературы. Русские поэты любили природу, были наблюдательны и дали в своих стихотворениях очень образные и точные с натуралистической точки зрения определения растений и животных, признаки, присущие времени года.   
     Поэтических описаний природы много у Пушкина, Тютчева, Фета, Майякова, А. К. Толстого, П. Комарова, Вс. Рождественского я др.   
     На биологической экскурсии уместно приведение лишь небольших отрывков в соответствующих местах для более эмоционального восприятия красоты природы. Необходимо соблюдать меру и такт по литературе с хоровой декламацией стихов..   
     Экскурсия менее всего должна походить на лекцию учителя под открытым небом.   
     Начало экскурсии обычно проводят наглядным методом с постановкой вопросов учителем и его рассказом или беседой.   
     Существенной частью экскурсии следует считать непосредственное общение с природой — самостоятельные наблюдения каждого учащегося. Учитель, предварительно ознакомившись с маршрутом и местом экскурсии и наметив объекты для наблюдений и сбора, дает задания учащимся (вопросы или таблички для записи наблюдений). Задания могут быть общими для всех экскурсантов или разными для отдельных групп, состоящих из двух-пяти учащихся.   
     На первых экскурсиях, например в V классе, когда учащиеся еще незнакомы с литературой всем учащимся или группам даются общие и простые задания:вспомнить описательные стихи поэта и т.п     Во время экскурсии на любую тему нельзя фиксировать все внимание учащихся на перечислении названий встречающихся объектов. Достаточно указать на пять, максимум десять наиболее характерных мест или вещи..   
    . Учителю не следует рассказывать о том, что нельзя показать па экскурсии. Демонстрировать нужно объекты, относящиеся к теме экскурсии, а не все попадающиеся на пути. Нецелесообразно устраивать длительные практические занятия, которые удобнее провести в классе.   
     Подробное изучение анатомии и морфологии организма или определение его по определителю лучше делать в практических работах в школе. Все эти соображения и учитываются при выборе объектов и методов их изучения.      .  
    .   
     В таком духе не только проводится объяснение учителем, но и составляются задания для самостоятельных наблюдений учащихся. При наблюдениях определяется общая площадь и отдельные пробные площадки для каждой группы исследователей. В заданиях для самостоятельных наблюдений следует требовать измерений и определений, а также описаний, зарисовок и сбора живого материала.   
     К точным, подлинно натуралистическим наблюдениям должна приучать и сама форма заданий, концентрирующая внимание учащихся на главном и требующая кратких, но конкретных данных результата проведенной работы.

8.  Итоги урока.

Целью текущего урока - экскурсии  является формирование у учеников понятий  и представлений об объектах и  явлениях природы, их взаимосвязях и  зависимостях, которые предопределены содержанием темы, а также освоение школьниками тех предметных, учебных  и организационных умений, которые  объективно возможно и необходимо сформулировать в данной теме.

Специфика текущего однотемного урока-экскурсии обусловлена тем, что усвоение каждого элемента знаний начинается с непосредственного восприятия реальных объектов природы в условиях их существования. Предметы и явления конкретизируют микроструктуру урока.

Ученики увлечены, их работоспособность  повышается, результативность урока  возрастает.

 
Видеоурок

Использование видеофильма  помогает также развитию различных  сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает  атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала.

Таким образом, психологические  особенности воздействия учебных  видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и  создает благоприятные условия  для формирования коммуникативной  компетенции учащихся.

Практика показывает, что  Видеоурок является одним из типов нетрадиционного урока.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к  литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет  знание материала, поскольку при  этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного  словаря школьников формируется  так называемый пассивно-потенциальный  словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.


 
Название статьи  "Коллективно - познавательная деятельность  на уроках   литературы".

Учитель русского языка и  литературы Сафиуллина Гулькай Валиаровна.

Урок "Друзья, прекрасен  наш союз!" (заочная экскурсия  в Царскосельский лицей) отличается высокой значимостью проникновения  в духовный мир молодого человека начала двадцать первого века, заставляет его проникнуться духом товарищества, дружбы, сочувствия, взаимоподдержки, свойственным воспитанникам Лицея

Обсуждаемый материал поможет  учащимся справиться с написанием сочинения - рецензии при освещении нравственных, моральных, этических проблем, предлагаемых организаторами ЕГЭ при выполнении задания части С (К-4) по русскому языку. 

Урок посвящен Лицею, открытому  в Царском Селе в 1811 году, - уникальному  учебному заведению России. Недаром  уже тогда Лицей вызывал напряженный  интерес за рубежом как одно из центральных явлений русской  жизни.

Цель данной экскурсии - расширить  кругозор учащихся новыми знаниями о  Лицее, о А. С. Пушкине и его  лицейских друзьях, пробудить к  творческому поиску учеников, научить  анализировать, обрабатывать получаемую информацию, грамотно выражать свою точку  зрения, делать выводы.

Задача учителя на данном уроке состоит в том, чтобы  дать возможность высказаться максимально  большому числу учащихся, обобщить сказанное, отметить хорошие ответы для создания ситуации успеха и раскрепощения  учащихся. Как показывает практика, применение дифференцированных заданий  и работы в парах и группах  позволяет успешно решить эту  задачу. Используя эту форму познавательной  коллективной деятельности в своей  практике, я вижу высокую эффективность  таких уроков.

Учащиеся добывают знания в совместной деятельности, когда  каждый вовлечен в процесс познания и отвечает за качество работы не только перед собой, но и перед группой, в составе которой он трудился. Решение конкретной задачи, порученной ученику группой, ставит его в  положение исследователя, поднимает  авторитет, если задача успешно решена. Работа в группе и паре, ученик развивает  способность к рефлексии.

Формирование адекватной само - взаимооценки школьников, как показателя готовности к самоопределению, имеет важное значение в становлении личности. От самооценки зависит успешность в учебной деятельности, эмоциональное самочувствие, стремление к саморазвитию.

 

 

"Друзья, прекрасен наш  союз!"

(Заочная экскурсия в  Царское Село)  9 класс

 

По форме - урок - экскурсия.

 

Цели урока:

" Познакомиться с уникальным учебным заведением России, из стен которого вышла целая плеяда замечательных деятелей нашего Отечества.

" Развивать предметную,  коммуникативную,  информационную,

       учебно-исследовательскую,  рефлексивную  компетенции учащихся,

       развивать  речь учащихся, умение слушать,  выделять главное,

        анализировать  и обобщать.

" Создать у учащихся такое настроение и такую цепочку заданий, которые оживят "творческие сны"  и воображение детей, вызовут ощущение высоких и добрых патриотических чувств.

" Развивать коммуникативные  качества личности, формировать готовность к самоопределению.

Готовность к самоопределению - это и поведение ученика в  ситуации выбора (групповые задания, дифференцированные задания; какое  взять для себя -выбирает сам ученик.

Методы урока:

1) словесный (слово учителя, сообщения учащихся)

2) репродуктивный (анализ стихотворений - восприятие, истолкование, оценка)

3) наглядно - иллюстративный (слайды компьютерной презентации, выставка книг, инсценирование, художественное чтение детей, исполнение песни)

4) поисковый (учащиеся сами находят дополнительный материал о Лицее)

5) исследовательский (творческие работы - сочинения учащихся)

6) практический (работа со словарем, тест)

Подготовительная работа.

К уроку учащиеся получили индивидуальные и групповые задания, причем выбирали их самостоятельно и  сами же формировали группы.

Первая поисковая группа собирала интересный материал о Лицее, знаменитых людях, вышедших из этого  учебного заведения.

Вторая группа подбирала  материал и создавала  презентацию  о знаменитых людях нашего города, вышедших из стен нашей школы.

Третья группа инсценировала  стихотворение А.С.Пушкина  "19 октября" и  исполнение песни "Чем  чаще празднует Лицей".

Четвертая группа готовила   выразительное  чтение стихов  и  сочинение

"Как обстоит дело  со святым братством у молодых  людей нашего времени, одетых  не во фраки и жилеты, а в  джинсы и свитера, обитающих  не средь модных и красивых  зал, а во дворах и на улицах ".

То есть еще во время  подготовки урока учащиеся были поставлены в ситуацию выбора, самоопределения, самооценки. И сама тема "Друзья, прекрасен наш союз" имеет огромное воспитательное значение, учит умению выбирать правильную жизненную позицию, пониманию, товариществу, дружбе, доброте, заряжает детей положительными эмоциями. Подсказывает искать хорошее рядом, в тех, с кем постоянно общаешься.

Оборудование:

1) Портреты А.Пушкина,  И.Пущина, А.Дельвига, В..Кюхельбекера

2) Слайды компьютерной  презентации.

3) Выставка дополнительной литературы о Лицее, знаменитых людях, вышедших из этого учебного заведения.

 

                                Ход урока.

                                    Смуглый отрок бродил по аллеям,

                                                       У озерных грустил берегов, 

                                                       И столетие мы лелеем

                                                       Еле слышный шелест шагов.

                                                                           А.Ахматова, 1911

 

                                                   

Учитель.

С ранних  лет мы знакомы  с творчеством А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы открываем  новую страницу жизни этого замечательного поэта, узнаем о его творчестве, окружении, времени.

- Прочитайте эпиграф к  уроку. Как вы понимаете эти  строки?

         О каком периоде жизни А.С.Пушкина  мы сегодня поговорим? 

     Постановка  цели.

В начале нашего урока мне  бы хотелось услышать, с какой целью  вы пришли на урок, обдумав, предложенную мною тему.

(Учащиеся озвучивают  свои цели.)

Учитель:

Каждый из вас пришел со своей определенной целью. А теперь поставим общую цель нашего урока: познакомиться  с уникальным учебным заведением России, из стен которого вышла целая  плеяда замечательных деятелей нашего Отечества.

Сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию в Царскосельский Лицей, где учились знаменитые люди России, оставившие след при жизни  и после нее. Слава Лицея началась с имени А. С. Пушкина, с его  посвящений Лицею, с его светлых  воспоминаний.

Благодаря Пушкину впервые  заговорили о "лицейских питомцах", о первом блистательном выпуске  Царского Лицея.

Созвездие талантов, умов, сердец и судеб было порождением одной  солнечной системы - системы уникального  педагогического лицейского воспитания.

"Становление пера" поэта происходило также в  лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицейские друзья А. С. Пушкина

(А. Дельвиг, И. Пущин, В. Кюхельбекер.) Во всем творчестве  А. С. Пушкина актуальны темы: дружбы и лицейского братства; на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.

Пора начинать нашу экскурсию. Во время нее  я бы рекомендовала  вам внимательно прослушивать сообщения  экскурсоводов - пушкинистов, тезисно или подробно фиксировать материал, обдумывать вопросы, которые могут возникнуть во время прослушивания сообщений.

 

Первый экскурсовод.

Лицей создавался, когда  устанавливалась, как надеялись, новая  Россия, когда призывались к историческому  служению на Отечество новые люди. Их нужно было найти, вырастить и  воспитать. Требовались деятели  общенационального и всего государственного образа мыслей.

На Лицей возложены  были великие надежды, и поэтому  в него было вложено почти все  лучшее, что имела культурная Россия.

Второй экскурсовод.  (Слайд "Екатерининский Дворец")

Лицей решили открыть в  Царском Селе, где летом жила царская  семья. В это время это был  тихий зеленый городок. Рядом  в обширном парке стоял построенный  Растрелли  в XVIII веке большой Екатерининский дворец, сиявший голубой отделкой и позолотой. Дворец построен в стиле русского классицизма, для него характерна простота, строгость и гармоничность обмена. Галереи, которые соединяют главный корпус с флигелями, украшены колоннадой и бюстами великих людей.

Третий экскурсовод.  (Слайд "Лицей")

Лицей разместили в Новом, или "великокняжеском" флигеле. Выдержанное  в архитектурных формах раннего  классицизма, с гладкими, почти лишенными  декора стенами, с мягко  округленными углами и четырехколонным портиком на главном, обращенном к дворцу, фасаде, здание Лицея разительно с ним не схоже.

Четвертый экскурсовод. (Слайд  "Комнаты Лицея")

Все было тщательно продумано  и подготовлено для занятий лицеистов. У каждого из них в верхнем  этаже Лицея была маленькая отдельная  комната. Были хорошо оборудованные  учебные помещения, библиотека, парадный актовый зал.

(Слайды "Парадный актовый  зал", И. Е. Репин "Пушкин  на лицейском экзамене" 1911 год.)

Большой зал Лицея был  не очень велик, но  красив.  Светлый  с четырьмя колоннами, поддерживающими  потолок, со стенами, окрашенными под  розовый мрамор, блестящим паркетом, зеркалами во всю стену. Именно в этом зале А. С. Пушкин будет сдавать лицейский экзамен Г. Р. Державину на высокое звание поэта.

Пятый экскурсовод. Осенью 19 октября 1811 года  Лицей был торжественно открыт. Благословляла  Лицей все  официальная Россия: царь и царская  семья, высшее духовенство, члены Государственного совета и министры.

Три десятка мальчишек  напутствовались на учение и на служение как на предназначение и на миссию.

Ученик читает наизусть стихотворение  А. С. Пушкина "Царское Село".

- Каким настроением   проникнуто это стихотворение?

- Какие языковые средства  помогают автору выразить эти  настроения?

Лексическая работа.

Учитель: При описании памятников архитектуры были использованы следующие  слова: портик, фасад, флигель, декор. Определим  лексическое значение данных слов.

Портик - крытая галерея с  колоннами, прилегающая к зданию.

Фасад - передняя сторона  здания,  сооружения.

Декор - красочно-народное украшение.

Флигель - пристройка сбоку  главного здания или дом во дворе  здания.

 Запомните правописание  и лексическое значение этих  слов.

Информация о работе Заочная экскурсия как форма урока литературы