Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:07, биография

Описание

Константин Дмитриевич Ушинский (1854-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывшей Черниговской губернии, в небольшом имении родителей.

Работа состоит из  1 файл

ушинский.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

     В статье «Проект учительской семинарии» (1861) Ушинский подробно разработал план подготовки учителей для начальных  школ. По этому проекту учительские  семинарии следует открывать  не в крупных центрах, а в небольших  городах и даже селах, с тем чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело отдавались бы работе в учительских семинариях, не отвлекаясь совместительством в других учебных заведениях.

     Воспитанниками  учительских семинарий должны быть по преимуществу дети крестьян. Для того чтобы лучше обеспечить нравственное воспитание и большее влияние со стороны преподавателей, воспитанники должны жить в интернате, привыкая к простой, суровой и деятельной жизни.

     Ушинский  наметил широкий круг наук, изучаемых будущими учителями в учительских семинариях, а именно: русский язык и литература, арифметика, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также некоторые сведения по сельскому хозяйству и медицине).

     По  проекту Ушинского большое место  в курсе учительской семинарии  занимали науки педагогического  цикла: психология, педагогика и методика первоначального обучения. Воспитанники семинарии приобретали навыки выразительного чтения, красивого письма, рисования, черчения и пения. Педагогическая практика воспитанников семинарии велась в народной школе, существующей при каждой учительской семинарии. Кроме того, к семинарии прикреплялся ряд ближайших школ, в которых семинаристы также вели педагогическую практику, а окончившие семинарию в течение года работали под руководством преподавателей в качестве начинающих учителей-стажеров. Семинария поддерживала связь с учителями - бывшими ее воспитанниками.

     Учительская семинария являлась педагогическим центром, при котором организовались высшие педагогические курсы для лиц, получивших университетское образование, руководители и учителя семинарии организовывали лекции на педагогические темы и т. п.

     Ушинский  высказал мысль о педагогических факультетах, где бы готовились преподаватели педагогики и учителя средней школы. Он писал: если у нас есть медицинские факультеты и нет факультетов педагогических, то это лишь означает, что здоровьем своего тела мы дорожим больше, чем здоровьем нравственным и воспитанием. Мысль Ушинского была реализована лишь после Октябрьской социалистической революции. 

     Понятие «народный учитель»  в  профессиональном  смысле  отсутствовало, поскольку не существовало и  народной  школы  как  типа  массового  учебного заведения, В 60-е гг.  учителями немногочисленных  неродных  школ  работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е.  люди,  не  имеющие  достаточного общего и тем более педагогического образования.

     В статье «О пользе педагогической литературы»  (1857)  К,  Д.  Ушинский

делает  попытку   поднять   авторитет   учителя,   показать   его   огромную общественную роль. В ней был представлен яркий  образ  народного  учителя  и

сформулированы  основные требования  к  нему.  Прежде  всего К.  Д.  Ушинский

утвердил  мысль о том, что учитель — самый важный  элемент в педагогическом процессе: «...влияние личности воспитателя на  молодую  душу  составляет  ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни  учебниками,  ни  моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

     В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в  уровень  с  современным ходом  воспитания,  чувствует  себя...  посредником  между  всем,  что  было благородного и высокого в  прошедшей  истории  людей,  и  поколением  новым, хранителем святых заветов  людей,  боровшихся  за  истину  и  за  благо.  Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и  будущим,  могучим  ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по  наружности,—  одно  из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им  живут  целые пополнения».

     Высокое общественное значение  учителя определяет, по мнению  Ушинского,

серьезные требования к нему. Одним  из  важнейших  качеств,  которым  должен

обладать учитель, является  убеждение; Учитель  обязан  воспитать  у  своих

воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том  случае,  если

он имеет  свое мировоззрение.  «Главнейшая  дорога  человеческого  воспитания

есть  убеждение,  а  на  убеждение  можно  только  действовать  убеждением».

Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями,  ни  контролем,  никакими программно-методическими указаниями. Учитель,  лишенный  твердых  убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.

    Во многих своих работах К.  Д. Ушинский высказывает твердое  убеждение  в

том, что  одним из важнейших качеств учителя  являются  знания,  и  не  только

преподаваемого  предмета,  но   и   специально   педагогические.   Природные

воспитательные  таланты, которые сами прокладывают себе  дорогу,  встречаются редко,  «знание  и  умение  преподавать  и  действовать   преподаванием   на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым  людям, и не обладающим особенными  способностями».  Ушинский  разработал  вопрос  о различных  формах  и  содержании  специальной  подготовки  учителя.  Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями  по тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного  учителя,  писал  К.Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.

    Подчеркивая важность педагогической  направленности преподавания наук  в

учительской семинарии, Ушинский  вместе  с  тем  придавал  большое  значение

специальной  педагогической  и  методической подготовке  учителя.   Учитель

должен  получить такие специальные педагогические знания, которые бы  помогли ему ясно и четкое определить цель воспитания  и  ясно  руководить  процессом воспитания на всех  его  этапах.  Специальные  педагогические  знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей  и  привлечения  их активного внимания.

    Однако одних теоретических знаний  учителю недостаточно, необходимо  еще

овладеть   практическим   искусством   преподавания,   получить   навыки   в

педагогической  работе. Эти навыки строятся на научных  основах,  но  все  же

это есть нечто особое, приобретаемое в  практической работе.

    Кроме того, Ушинский считал, что   будущему  народному  учителю   следует

сообщить  целый  ряд  педагогических  навыков,  необходимых  в  работе.  Так,

учитель должен научиться красиво  и  правильно  писать,  рисовать,  чертить,

читать  ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.

    Перед педагогическими факультетами  К. Д. Ушинский ставил три  задачи: 1)

разработка  наук, всесторонне изучающих человека «со специальным  приложением к искусству воспитания»; 2) -подготовка широко  образованных  педагогов;  3) распространение среди учителей  и  общественности  педагогических  знаний  и убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты  должны обеспечивать  высококвалифицированными  кадрами  учительские   институты   и семинарии.

    Разрабатывая проблему подготовки  учителя, К. Д. Ушинский  рассматривает

роль  женщины в воспитании и обучении детей. Он  выступил  в  защиту  женщин-учительниц,  которые,  по  его  мнению,  могут  быть  «не  только  отличными учительницами в младших классах,  но  и  образцовыми  преподавательницами  в классах высших, и притом  —  преподавательницами  таких  предметов,  каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».

    Ушинский подчеркивает, что учитель  не должен ограничиваться полученными

знаниями.  Очень  важно  развить  в  учителе  способность  и  готовность   к

постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора.  Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.

    При всем разнообразии и многоплановости   взгляды  К.  Д.  Ушинского   на

учителя и его подготовку проникнуты большой  любовью к  народному  учителю  и его  благородному  труду.  Ушинский высоко  поднял  общественное   значение учителя,  разработал  систему  его  научной  и  педагогической   подготовки.

     Значительную  часть своих работ он посвятил  именно  народному  учителю.  Его понимание проблемы народного учителя  было  прогрессивным  в свое  время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского  сохраняют  свою творческую силу, зовут к новому научному  поиску,  они  действенны  в  руках нынешних педагогов. Во  всей  системе  педагогической  подготовки,  учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога. 
 

Значение  К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы.

     Ушинский  является великим русским педагогом, основоположником народной школы в  России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.

     Как поэтический гений Пушкина вызвал к жизни целую группу поэтов пушкинской школы, так и педагогический гений  Ушинского способствовал появлению  плеяды замечательных педагогов 60-70-х годов, последователей Ушинского, - Н. Ф. Бунакова, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова, Л. Н. Модзалевского и других.

     Большое влияние Ушинский оказал на передовых  педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов.

     Как указывал в 1895 году Модзалевский на заседании, посвященном 25-летию со дня смерти Ушинского, «Ушинский - это наш действительно  народный педагог, точно так же, как  Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор».

     Своею деятельностью К. Д. Ушинский значительно  повысил образовательный уровень  народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги  «Детский мир» и «Родное слово». Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег, внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей.

     Особенно  ценной является идея Ушинского о  связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек  ее пути, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой - с другой». Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.

Советская педагогическая общественность глубоко  чтит Ушинского. Н. К. Крупская советовала молодым учителям побольше читать сочинения Ушинского. М. И. Калинин в 1941 году в одном из своих выступлений заявил, что ценные идеи из педагогического наследства Ушинского только в нашем социалистическом обществе и могут быть полностью осуществлены.

     Народы  СССР с глубоким уважением относятся  к памяти великого русского педагога. Ряду учебных заведений присвоено  имя Ушинского, учреждены стипендии  его имени, учреждена медаль имени  Ушинского, которой награждаются за выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования лучшие учителя, ученые и общественные деятели. 

Информация о работе Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского