Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:07, биография
Константин Дмитриевич Ушинский (1854-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывшей Черниговской губернии, в небольшом имении родителей.
В статье «Проект учительской семинарии» (1861) Ушинский подробно разработал план подготовки учителей для начальных школ. По этому проекту учительские семинарии следует открывать не в крупных центрах, а в небольших городах и даже селах, с тем чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело отдавались бы работе в учительских семинариях, не отвлекаясь совместительством в других учебных заведениях.
Воспитанниками учительских семинарий должны быть по преимуществу дети крестьян. Для того чтобы лучше обеспечить нравственное воспитание и большее влияние со стороны преподавателей, воспитанники должны жить в интернате, привыкая к простой, суровой и деятельной жизни.
Ушинский наметил широкий круг наук, изучаемых будущими учителями в учительских семинариях, а именно: русский язык и литература, арифметика, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также некоторые сведения по сельскому хозяйству и медицине).
По
проекту Ушинского большое
Учительская семинария являлась педагогическим центром, при котором организовались высшие педагогические курсы для лиц, получивших университетское образование, руководители и учителя семинарии организовывали лекции на педагогические темы и т. п.
Ушинский высказал мысль о педагогических факультетах, где бы готовились преподаватели педагогики и учителя средней школы. Он писал: если у нас есть медицинские факультеты и нет факультетов педагогических, то это лишь означает, что здоровьем своего тела мы дорожим больше, чем здоровьем нравственным и воспитанием. Мысль Ушинского была реализована лишь после Октябрьской социалистической революции.
Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.
В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский
делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и
сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К. Д. Ушинский
утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения».
Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского,
серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен
обладать учитель, является убеждение; Учитель обязан воспитать у своих
воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если
он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания
есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением».
Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.
Во многих своих работах К.
Д. Ушинский высказывает
том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только
преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные
воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К.Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.
Подчеркивая важность
учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение
специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель
должен
получить такие специальные
Однако одних теоретических
овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в
педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же
это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.
Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует
сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так,
учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить,
читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.
Перед педагогическими
разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания»; 2) -подготовка широко образованных педагогов; 3) распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии.
Разрабатывая проблему
роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».
Ушинский подчеркивает, что учитель
не должен ограничиваться
знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к
постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.
При всем разнообразии и
учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки.
Значительную
часть своих работ он посвятил
именно народному учителю. Его
понимание проблемы народного учителя
было прогрессивным в свое время
и теперь остается созвучным нашей эпохе.
Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою
творческую силу, зовут к новому научному
поиску, они действенны в
руках нынешних педагогов. Во всей
системе педагогической подготовки,
учителей плодотворно используется прогрессивное
наследие великого русского педагога.
Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы.
Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.
Как
поэтический гений Пушкина
Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов.
Как указывал в 1895 году Модзалевский на заседании, посвященном 25-летию со дня смерти Ушинского, «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор».
Своею
деятельностью К. Д. Ушинский значительно
повысил образовательный
Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой - с другой». Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.
Советская педагогическая общественность глубоко чтит Ушинского. Н. К. Крупская советовала молодым учителям побольше читать сочинения Ушинского. М. И. Калинин в 1941 году в одном из своих выступлений заявил, что ценные идеи из педагогического наследства Ушинского только в нашем социалистическом обществе и могут быть полностью осуществлены.
Народы
СССР с глубоким уважением относятся
к памяти великого русского педагога.
Ряду учебных заведений присвоено
имя Ушинского, учреждены стипендии
его имени, учреждена медаль имени
Ушинского, которой награждаются за
выдающиеся педагогические труды и заслуги
в области воспитания и образования лучшие
учителя, ученые и общественные деятели.
Информация о работе Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского