Жизнь и педагогическая деятельность Я.А. Коменского
Родился Коменский в 1592 г. в семье,
принадлежавшей к радикально-демократической
религиозной секте «Чешских братьев».
Рано осиротев, он по небрежности опекунов
только на 16 году жизни поступил в
среднюю латинскую школу в г. Прерове.
Здесь обнаружились исключительные дарования
и работоспособность Коменского.
По окончании средней школы Коменский
получил высшее богословское образование
в Герборнском университете, где его учителями
оказались профессора, хорошо знакомые
с философией и вместе с тем разделявшие
взгляды передовых слоев общества того
времени в вопросах об отношении к культурной
жизни. Под их влиянием созревают философские,
социально-политические и педагогические
взгляды юного члена секты «Чешских братьев».
По окончании Герборнского университета
Коменский около года слушал лекции в
Гейдельбергском университете, славившемся
также передовыми, прогрессивными профессорами.
Большой вклад в мировоззрения Коменского
внесло и его путешествие по Западной
Европе. Он дошёл до центра мировой торговли
того времени - г. Амстердама - и вернулся
обратно на родину.
На родине Коменский получает должность
директора той средней школы в Прерове,
где он сам учился. С 24-летнего возраста,
по поручению общины, он принял сан священника,
а значительно позже и сан епископа религиозной
секты «Чешских братьев», что, однако,
не помешало Коменскому развивать и укреплять
интересы к педагогическим вопросам.
И уже в первые годы своего директорства
в школе в Прерове Коменский написал методическое
пособие для облегчённого преподавания
латинского языка. Переведённый в цветущий
городок Фульнек, Коменский всё своё свободное
время отдаёт разносторонней научной
и культурной работе: продолжает изучение
особенностей чешского языка, подготовляя
«Сокровищницу чешского языка», изучает
классическую и современную философскую
литературу, интересуется географией
своей родины и чертит карту Моравии, которой
пользовались в течение XVII-XVIII вв.
Спокойная, мирная жизнь и работа Коменского
в Фульнеке была прервана громом раскатов
Тридцатилетней войны (1618-1648). Австрийские,
немецкие императоры из Габсбургского
дома, возглавлявшие католическую реакцию,
с помощью испанского и баварского королей
двинули огромные полчища войск, первым
делом, на радикально-протестантскую Чехию.
В 1620 г. в битве при Белой Горе чешские
войска не смогли устоять против превосходящих
по своим силам полчищ католиков, и цветущая
Чехия отдана была наёмным войскам на
разграбление.
Австрийские императоры огнём и мечом
насаждали католическое вероисповедание,
грабили поместья и подчиняли католическим
князьям крестьянство. Всем протестантам
запрещено было пребывание на территории
Чешского королевства.
В этом первоначальном военном разгроме
Коменский потерял жену, ребёнка, рукописи.
Сначала он скрывался от преследований
в горах Чехии, не прекращая, однако, изучать
интересовавшую его теперь уже педагогическую
литературу. Во время этих скитаний у Коменского
созрел план возрождения его несчастной
родины. Это возрождение он видел не в
чём ином, как в насаждении подлинного
научного образования. Под влиянием этих
размышлений Коменский начал писать свою
«Великую дидактику» как универсальную
теорию «учить всех всему».
Когда скрываться в пределах родины уже
не представлялось возможным, в феврале
1628 г. Коменский вместе с 30 тысячами семейств
протестантов покинул родину и переселился
в находившийся неподалеку от границ Чехии
польский городок Лешно.
Успехи шведских войск, вступивших с 1629
г. в войну с Габсбургами, окрылили измученных
чешских изгнанников надеждами на скорое
восстановление независимости их родины.
Коменский торопливо заканчивает на чешском
языке свои крупнейшие педагогические
трактаты: «Великую дидактику» и «Материнскую
школу».
Надежды на освобождение родины оказались
несбыточными. Чехия потеряла свою политическую
самостоятельность, и «Великая дидактика»,
написанная первоначально на чешском
языке, долго не могла увидеть свет. Впервые
это выдающееся педагогическое произведение
Коменского было опубликовано на чешском
языке только во второй половине XIX в.
В Лешно Коменский, ведя педагогическую
работу в школе, написал и опубликовал
ряд трудов, доставивших ему мировую известность.
Это были, во-первых, его учебник латинского
языка под названием «Открытая дверь языков»,
который в течение 10 лет был издан на 12
европейских языках и на 4 восточных; во-вторых,
учебное руководство по естествознанию
под названием «Физика», тоже выдержавшее
несколько изданий на латинском языке
и переведённое на английский язык. Наконец,
уже помимо Коменского, один из английских
меценатов опубликовал в Лондоне первоначальный
набросок Коменского под названием «Предвестник
всеобщей мудрости» («Пансофия»).
Заключение
Можно утверждать, что понятие естественности
гораздо правильнее и разностороннее
использовано Коменским, чем последующими
мыслителями. В это понятие Коменский
вложил не только понимание особенностей
детей преддошкольного и дошкольного
возраста, хотя бы в самом общем виде, но
и понимание семьи как части общей культурной
жизни, роли матери, няни и окружающих
ребёнка детей как проводников и передатчиков
детям этой культурной жизни и её влияния
на ребёнка. Коменский сумел показать
нам, как в процессе даже обиходной жизни
ребёнка, в семье, в его общении со сверстниками
создаются условия как благоприятные,
так и противодействующие правильному
развитию ребёнка. Всеми своими советами
и указаниями Коменский учит нас тонкому
и правильному пониманию детей. Его методика
воспитательной работы в дошкольном возрасте
может быть названа жизненной и практически
наиболее осуществимой.