Жизнь и педагогическая деятельность Я.А. Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:14, доклад

Описание

Родился Коменский в 1592 г. в семье, принадлежавшей к радикально-демократической религиозной секте «Чешских братьев». Рано осиротев, он по небрежности опекунов только на 16 году жизни поступил в среднюю латинскую школу в г. Прерове. Здесь обнаружились исключительные дарования и работоспособность Коменского.
По окончании средней школы Коменский получил высшее богословское образование в Герборнском университете, где его учителями оказались профессора, хорошо знакомые с философией и вместе с тем разделявшие взгляды передовых слоев общества того времени в вопросах об отношении к культурной жизни. Под их влиянием созревают философские, социально-политические и педагогические взгляды юного члена секты «Чешских братьев».

Работа состоит из  1 файл

Жизнь и педагогическая деятельность Я.doc

— 30.50 Кб (Скачать документ)
    1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А. Коменского

 
Родился Коменский в 1592 г. в семье, принадлежавшей к радикально-демократической  религиозной секте «Чешских братьев». Рано осиротев, он по небрежности опекунов только на 16 году жизни поступил в  среднюю латинскую школу в г. Прерове. Здесь обнаружились исключительные дарования и работоспособность Коменского. 
По окончании средней школы Коменский получил высшее богословское образование в Герборнском университете, где его учителями оказались профессора, хорошо знакомые с философией и вместе с тем разделявшие взгляды передовых слоев общества того времени в вопросах об отношении к культурной жизни. Под их влиянием созревают философские, социально-политические и педагогические взгляды юного члена секты «Чешских братьев».  
По окончании Герборнского университета Коменский около года слушал лекции в Гейдельбергском университете, славившемся также передовыми, прогрессивными профессорами. Большой вклад в мировоззрения Коменского внесло и его путешествие по Западной Европе. Он дошёл до центра мировой торговли того времени - г. Амстердама - и вернулся обратно на родину. 
На родине Коменский получает должность директора той средней школы в Прерове, где он сам учился. С 24-летнего возраста, по поручению общины, он принял сан священника, а значительно позже и сан епископа религиозной секты «Чешских братьев», что, однако, не помешало Коменскому развивать и укреплять интересы к педагогическим вопросам. 
И уже в первые годы своего директорства в школе в Прерове Коменский написал методическое пособие для облегчённого преподавания латинского языка. Переведённый в цветущий городок Фульнек, Коменский всё своё свободное время отдаёт разносторонней научной и культурной работе: продолжает изучение особенностей чешского языка, подготовляя «Сокровищницу чешского языка», изучает классическую и современную философскую литературу, интересуется географией своей родины и чертит карту Моравии, которой пользовались в течение XVII-XVIII вв. 
Спокойная, мирная жизнь и работа Коменского в Фульнеке была прервана громом раскатов Тридцатилетней войны (1618-1648). Австрийские, немецкие императоры из Габсбургского дома, возглавлявшие католическую реакцию, с помощью испанского и баварского королей двинули огромные полчища войск, первым делом, на радикально-протестантскую Чехию. В 1620 г. в битве при Белой Горе чешские войска не смогли устоять против превосходящих по своим силам полчищ католиков, и цветущая Чехия отдана была наёмным войскам на разграбление.  
Австрийские императоры огнём и мечом насаждали католическое вероисповедание, грабили поместья и подчиняли католическим князьям крестьянство. Всем протестантам запрещено было пребывание на территории Чешского королевства. 
В этом первоначальном военном разгроме Коменский потерял жену, ребёнка, рукописи. Сначала он скрывался от преследований в горах Чехии, не прекращая, однако, изучать интересовавшую его теперь уже педагогическую литературу. Во время этих скитаний у Коменского созрел план возрождения его несчастной родины. Это возрождение он видел не в чём ином, как в насаждении подлинного научного образования. Под влиянием этих размышлений Коменский начал писать свою «Великую дидактику» как универсальную теорию «учить всех всему». 
Когда скрываться в пределах родины уже не представлялось возможным, в феврале 1628 г. Коменский вместе с 30 тысячами семейств протестантов покинул родину и переселился в находившийся неподалеку от границ Чехии польский городок Лешно. 
Успехи шведских войск, вступивших с 1629 г. в войну с Габсбургами, окрылили измученных чешских изгнанников надеждами на скорое восстановление независимости их родины. Коменский торопливо заканчивает на чешском языке свои крупнейшие педагогические трактаты: «Великую дидактику» и «Материнскую школу». 
Надежды на освобождение родины оказались несбыточными. Чехия потеряла свою политическую самостоятельность, и «Великая дидактика», написанная первоначально на чешском языке, долго не могла увидеть свет. Впервые это выдающееся педагогическое произведение Коменского было опубликовано на чешском языке только во второй половине XIX в. 
В Лешно Коменский, ведя педагогическую работу в школе, написал и опубликовал ряд трудов, доставивших ему мировую известность. Это были, во-первых, его учебник латинского языка под названием «Открытая дверь языков», который в течение 10 лет был издан на 12 европейских языках и на 4 восточных; во-вторых, учебное руководство по естествознанию под названием «Физика», тоже выдержавшее несколько изданий на латинском языке и переведённое на английский язык. Наконец, уже помимо Коменского, один из английских меценатов опубликовал в Лондоне первоначальный набросок Коменского под названием «Предвестник всеобщей мудрости» («Пансофия»).  

Заключение

 
Можно утверждать, что понятие естественности гораздо правильнее и разностороннее использовано Коменским, чем последующими мыслителями. В это понятие Коменский  вложил не только понимание особенностей детей преддошкольного и дошкольного возраста, хотя бы в самом общем виде, но и понимание семьи как части общей культурной жизни, роли матери, няни и окружающих ребёнка детей как проводников и передатчиков детям этой культурной жизни и её влияния на ребёнка. Коменский сумел показать нам, как в процессе даже обиходной жизни ребёнка, в семье, в его общении со сверстниками создаются условия как благоприятные, так и противодействующие правильному развитию ребёнка. Всеми своими советами и указаниями Коменский учит нас тонкому и правильному пониманию детей. Его методика воспитательной работы в дошкольном возрасте может быть названа жизненной и практически наиболее осуществимой.


Информация о работе Жизнь и педагогическая деятельность Я.А. Коменского