Значение игры в системе обучения дошкольников изодеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение значения игры в системе обучения дошкольников изодеятельности.
деятельность.
Задачи исследования:
1. Изучить условия успешного обучения дошкольников изобразительному искусству
2. Исследовать сущность творческого мышления дошкольников, проанализировать его специфику на занятиях рисования.
3. Изучить содержание и методику формирования творческой личности у дошкольников в процессе игры на занятиях рисования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
1.1 Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников
1.2 Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству
1.3 Импровизация в изодеятельности
1.4 Игра как форма коллективной работы на занятиях изодеятельностью
1.5 Значение игры в системе обучения
Глава 2. Разработка игровых занятий в системе обучения
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВОЙ ИЗО.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

 

Глава 2. Разработка игровых занятий в системе обучения

 

Тема уроков: "Иллюстрирование русской народной сказки "Маша и медведь"

Цель: Научить выполнять иллюстрации к сказке. Развивать интерес и любовь детей к творчеству ведущих художников детской книги.

Задачи: Обучать умению простейшими средствами передавать основные события сказки, смысловую связь между предметами и героями в рисунке, формировать умение располагать лист бумаги по вертикали и по горизонтали в зависимости от замысла, правильно выбирать размер изображения в листе.

Материал:

Для детей: лист бумаги, графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры.

Для учителя: иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Лосина к русским народным сказкам; игрушечный мишка и кукла.

Методические рекомендации:

Содержание сказки изучали заранее, предварительно рассмотрели различные изображения людей и медведя в детских книжках.

До иллюстрирования сказки дети имели возможность, вылепить фигурки девочки и медведя. Дети наблюдали за движениями человека, чтобы использовать их в рисунках.

На уроки иллюстрирования сказки "Маша и медведь" в гости к ребятам  приходили кукла и мишка. Они вместе с ребятами слушали педагога, смотрели иллюстрации, а потом принимали участие в творческой работе детей. Гости высказывали свое мнение во время просмотра и при оценке детских рисунков в конце занятия.

Занятие 1.

1. Вводная беседа.3 мин.

2. Игра "Расскажи сказку".5 мин.

3. Анализ иллюстраций художников.5 мин.

4. Словесное рисование.5 мин.

5. Подведение итогов.5 мин.

Урок мы начинали с вводной беседы, дети вспоминали главных персонажей сказки, место действия, а педагог демонстрировал иллюстрации Е. Рачева и В. Лосина. В игре "Расскажи сказку" дети расставляли иллюстрации последовательно, в соответствии с событиями, происходящими в сказке.

Затем сравнивали изображения медведя и девочки у Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Лосина. Знакомство с разным образным решением одних и тех же персонажей помогло детям избежать подражания и по-своему изобразить главных героев сказки. В процессе анализа иллюстраций особое внимание обращали на выбор художниками формата иллюстраций, вытянутого по горизонтали или вертикали, размер изображения в листе, который зависит от композиционного замысла, на образную характеристику персонажей, на способы передачи сказочности, необычности происходящего.

Например, можно использовать иллюстрации  Е. Рачева к сказкам "Маша и медведь", "Колобок" (встреча колобка и медведя), Ю. Васнецова к сказке К. Чуковского "Краденое солнце" (медведь) и др. Можно проанализировать средства художественной выразительности иллюстрации Ю. Васнецова к сказке "Три медведя", на которой изображена девочка, заблудившаяся в лесу. В темном, мрачном, сказочном лесу потерялась девочка. Ю. Васнецов расположил свою иллюстрацию вертикально для того, чтобы лучше передать высокие деревья густого, черного леса, чтобы мы почувствовали, как страшно маленькой девочке в этом дремучем лесу. И хотя деревья нарисованы во весь лист, а девочка - очень маленькой, мы сразу замечаем ее, понятно, что она - главная героиня. Это объясняется тем, что художник нарядил ее в яркое светлое платье, которое хорошо заметно на фоне огромных темных елей. Девочка подходит к избушке, которая больше нее по размеру.

Анализируя иллюстрации, педагог задаёт детям такие проблемные вопросы; по вашему мнению, какой лес нарисован на картине сказочный или реальный. Почему главную героиню сказки, девочку, Ю. Васнецов нарисовал такой маленькой? Почему художник расположил свою иллюстрацию вертикально? и т.п. Воспитатель может помочь детям найти правильный ответ.

Затем все иллюстрации художников складывают и дети вместе с педагогом выбирают наиболее выразительные сюжеты для своих работ, обдумывают их композиции. Во время словесного рисования детей просим рассказать, какой лист они берут, как его располагают, что будет. нарисовано, какого размера, что будет главным, что будет окружать персонажей, сколько места в рисунке будет отведено для изображения земли, неба, какого цвета будет фон иллюстрации и др.

Поскольку детей часто затрудняет самостоятельный выбор выразительных сюжетов, и они, как правило, останавливаются только на одном - медведь несет за плечами короб, в котором сидит Маша, необходимо подсказать детям ряд событий, которые интересно проиллюстрировать:

Маша собирает грибы в лесу; она заблудилась; домик медведя, а к нему по лесной дорожке идет Маша; девочка в доме у медведя варит кашу; медведь возвращается домой с дровами; Маша и медведь подходят к дому, девочка к дому ближе и т.д.

Затем дети приступают к самостоятельной  работе - выполняют рисунок иллюстрации.

Уже на первом занятии разрешается начать работу цветом, используя разнообразные художественные материалы. В конце занятия педагог подводит итоги работы.

Занятие 2.

1. Вводная беседа.2 мин.

2. Анализ цветового решения иллюстраций художников. 5 мин.

3. Самостоятельная работа. 15 мин.

4. Подведение итогов.10 мин.

Занятие начинается с беседы о цветовом решении иллюстрации. Для этого занятия воспитатель подбирает другие иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева к русским сказкам. При их анализе особое внимание детей педагог обращает на цветовое решение, средства художественной выразительности, которыми пользуется художник для передачи сказочности, необычности происходящего, для характеристики главных героев и пейзажа.

При выполнении иллюстрации дети совершенствовали свои умения и навыки работы художественными материалами, вспоминали последовательность заполнения листа цветом: от закрашивания больших плоскостей неба, земли, леса; от больших пятен основного цвета героев сказки и их костюмов к проработке деталей.

В конце занятия дети придумали названия к своим иллюстрациям и подбирали к ним соответствующие строчки из сказки. Затем мы организовали обсуждение детских работ.

 

Заключение

 

В процессе обучения изобразительному искусству дети овладевают умением  анализировать художественное произведение. Как правило, сначала рекомендуется разглядеть сюжет картины, то, что на ней изображено, кто является героем, когда это было, а затем перейти к рассмотрению того, как это написано, как художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски, какой выбирает колорит, далее необходимо вернуться к общей образной и эмоциональной оценке полотна.

Теоретические основы обучения дошкольников рисунку, живописи и композиции базируются на традициях реалистического и абстрактного искусства, на их лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности.

Обучение изобразительному искусству  активизирует творческую и познавательную деятельность детей и, следовательно, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом19.

 

Литература

 

  1. Божович Л.И. Очерки психологии детей. - М., 2006.
  2. Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). - Гомель, 2003.
  3. Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. - Челябинск, 2006.
  4. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.
  5. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2007.
  6. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. - МГПИ, 2002.
  7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007.

1 Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. – Челябинск, 2006.

2 Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. – Челябинск, 2006.

3 Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2007.

4 Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2007.

5 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2007.

6 Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. — МГПИ, 2002. С. 45

7 Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. — МГПИ, 2002.

8 Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. – Челябинск, 2006.

9 Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). — Гомель, 2003.

10 Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. — МГПИ, 2002. С. 67

11 Комарова Т. С., Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.

12 Божович Л. И. Очерки психологии детей. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — С. 71.

13 Комарова Т. С., Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.

14 Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). — Гомель, 2003.

15 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2007.

16 Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. – Челябинск, 2006.

17 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2007. С. 320.

18 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2007. С. 321

19 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2007. С. 327


Информация о работе Значение игры в системе обучения дошкольников изодеятельности