Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:36, научная работа
Знакомство дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания
1. Современные методические взгляды на суть процесса знакомства ребенка с арифметическими действиями и его взаимосвязь с обучением решению задач
2. Этапы знакомства дошкольников с арифметическими действиями
3. Сложение. Задания, знакомящие детей 5—6 лет со смыслом и обозначением действия сложения
4. Вычитание. Задания, знакомящие детей 5—6 лет со смыслом и обозначением действия вычитания
5. Упражнения на знакомство со знаками действий
6. О математической лексике, характеризующей действия сложения и вычитания
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С АРИФМЕТИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С АРИФМЕТИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ План:
Основные понятия: Список литературы
Содержание лекции 1. Знакомство дошкольников
с арифметическими действиями сложения
и вычитания традиционно Данная тема входит также
во все альтернативные программы
дошкольной математической подготовки,
причем содержательный объем ее изучения
в них значительно разнится. Например,
в программе «Радуга» предполагается
знакомить детей со всеми арифметическими
действиями: сложением, вычитанием, умножением
и делением — и обучать их табличным
вычислениям со всеми четырьмя действиями.
В программе «Школа 2000» предполагается
знакомство только со сложением и
вычитанием, но также предполагается
обучение детей всем табличным случаям
сложения и вычитания (в пределах
10), знакомство с переместительным законом
сложения, с порядком действий и
вычислениями вида 7 — 2 — 3 + 6 + 1. В программе
«Детство» предполагается освоение
приемов арифметических действий в
пределах 20 без перехода через десяток
вида 13-2, 13+2, 17-2 и с переходом через
десяток вида 9+2. 2-й этап — обучение
детей описанию этих действий
на языке математических 3-й этап — обучение
детей простейшим приемам 4-й этап — знакомство с задачей и обучение решению задач (причем способ решения задачи — это выбор действия и вычисление результата). Таким образом, вся методическая деятельность педагога, реализуемая на 1-3-м этапах, может считаться подготовительной работой к обучению решению задач. Непосредственно к вопросу обучения дошкольников решению задач мы обратимся в следующей лекции. В данной лекции рассмотрим специфику формирования представлений об арифметических действиях в соответствии с новыми методическими подходами, реализованными в современных технологиях развивающего обучения математике. 2. 1-й этап — подготовка
к правильному пониманию 2-й этап — знакомство
со знаком действия и обучение
составлению соответствующего 3-й этап — формирование
собственно вычислительной Анализ различных учебных пособий по математике для начальных классов, называемых учебниками нового поколения (учебники различных развивающих систем), показывает, что второй, и третий из обозначенных этапов реализуются их авторами не ранее третьего-четвертого месяца пребывания ребенка в школе. Это обусловлено необходимостью сформировать у ребенка целый ряд предметных знаний и учебных умений, составляющих базу для подготовки к правильному пониманию смысла и способов выполнения арифметических действий. В связи с этим вызывает сомнение целесообразность введения в программу дошкольной математической подготовки не только знакомства с действиями сложения и вычитания на уровне составления соответствующих равенств, но и решения примеров в пределах 20, изучения таблиц сложения и вычитания, знакомства с умножением и делением (сегодня — это программа 2-го класса начальной школы). Эти сомнения поддерживает также и то, что профессиональная методическая подготовка воспитателя (блок «Методика формирования элементарных математических понятий») не содержит сведений о современной технологии (методике) работы над этими понятиями и тем более — сведений о вариантах работы над этими понятиями в различных системах развивающего обучения в школе. Не имея этих перспективных методических знаний, воспитатель часто действует вразрез с теми технологиями, которые уже стали общепринятыми в начальной школе. 3. С теоретико-множественной
точки зрения сложению соответствуют
такие предметные действия с совокупностями,
как объединение и увеличение
на несколько элементов либо данной
совокупности, либо совокупности, сравниваемой
с данной. В связи с этим ребенок
должен научиться моделировать на предметных
совокупностях все эти Подготовительные задания для усвоения смысла действия сложения. 1. Примеры ситуаций, моделирующих объединение двух множеств: А. Задание. Возьмите три морковки и два
яблока (наглядность). Положите их в корзину.
Как узнать, сколько их вместе? (Надо сосчитать.) Б. Задание.На полке стоят 2 чашки и 4 стакана. Обозначьте чашки кружками, стаканы квадратиками. Покажите, сколько их вместе. Сосчитайте. Цель. Подведение ребенка к пониманию смысла операции объединения, а также обучение переводу словесно заданной ситуации в условную предметную модель. Такая модель помогает ребенку абстрагироваться от конкретных признаков и свойств предметов и сосредоточиться только на количественной характеристике ситуации. В. Задание. Из вазы взяли 4 конфеты и 1 вафлю. Обозначьте их фигурками и покажите, сколько всего сладостей взяли из вазы. Сосчитайте. Цель. Подвести ребенка к пониманию того, что смысл ситуации определяется не « главным словом »: « взяли» (типичной ошибкой даже в школе в этой ситуации является действие 4 - 1), а соотношением между данными и тем, что требуется найти. Условная предметная модель в этой ситуации помогает абстрагироваться от «мешающего» слова «взяли», поскольку показ рукой «всего взятого» обычно выглядит как охватывающее движение всей совокупности. 2. Примеры ситуаций, моделирующих
увеличение на несколько А. Задание. У Вани 3 значка. Обозначьте значки кружками. Ему дали еще, и у него стало на 2 больше. Что надо сделать чтобы узнать, сколько у него теперь значков? (Надо 2 добавить.) Сделайте это. Сосчитайте результат. Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «больше на» с добавлением элементов. Б. Задание. У Пети было 2 игрушечных грузовика. Обозначьте грузовики квадратиками. И столько же легковых машин. Обозначьте легковые машины кружками. Сколько вы поставили кружков? На день рождения Пете подарили еще три легковые машины. Обозначьте их кружками. Каких машин теперь больше? Покажите, на сколько больше. Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «столько же» с соответствующим предметным действием. В. Задание. В одной коробке 6 карандашей, а в другой на 2 больше. Обозначьте карандаши из первой коробки зелеными палочками, карандаши из второй коробки — красными палочками. Покажите, сколько карандашей в первой коробке, сколько во второй. В какой коробке карандашей больше? Меньше? На сколько? Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «больше на…» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной. 4. С теоретико-множественной точки зрения действию вычитания соответствуют три вида предметных действий: а) уменьшение данной совокупности
на несколько единиц; На подготовительном этапе ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со слов воспитателя уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно. Подготовительные задания для усвоения смысла действия вычитания. А. Задание. Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было 7. Обозначьте цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на 2 цветка. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Покажите, сколько цветов теперь сможет нюхать Слоненок. Цель. Подвести ребенка к пониманию смысла ситуации удаления части множества. Учить моделировать эту ситуацию на условной предметной наглядности, помогающей абстрагироваться от несущественных частных признаков предметов и сосредоточиться только на изменении количественной характеристики ситуации. Б. Задание. У Мартышки было 6 бананов. Обозначьте их кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало на 4 меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Почему вы убрали 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажите оставшиеся бананы. Сколько их? В. Задание. У жука 6 ног. Обозначьте количество
ног жука красными палочками. А у слона
на 2 меньше. Обозначьте количество ног
слона зелеными палочками. Покажите, у
кого ног меньше. У кого ног больше? На
сколько? Г. Задание. На одной полке 5 чашек. Обозначьте чашки кружками. А на другой — 8 стаканов. Обозначьте стаканы квадратиками. Поставьте их так, чтобы сразу было видно, чего больше, стаканов или чашек? Чего меньше? На сколько? Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и учить соотносить словесную формулировку «на сколько больше» и «на сколько меньше» с процессом сравнения множеств и количественной оценкой разницы числа элементов. 5 . Упражнение 1 Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию: Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей — на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.) Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, — говорит, — а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они на рябине. Сколько воробьев? (1) Сколько
снегирей? (3) Откройте коробочки «дидактический
набор» и положите на столе фигурки,
обозначающие птиц, чтобы сразу было
видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря. Педагог у каждого спрашивает:
«Где у тебя воробей? Где видно, что
три снегиря?» Упражнение 2 Цель. Знакомить со знаком сложения. Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу: Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить, что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак: «+» (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, называется «сложение». Такая запись «1+3» говорит, что мы собрали их вместе и сосчитали. Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц? (4) Упражнение 3 Цель. Учить соотнесению
математического выражения и
сюжетного рассказа. Педагог помогает детям составить
рассказ вида: «У Маши было 2 конфеты,
ей дали еще одну». Когда педагог убедится,
что дети хорошо справляются со всеми
этими видами заданий, правильно
соотнося все ситуации, связанные
со сложением, с соответствующими выражениями,
можно знакомить их с действием
вычитания и знаком вычитания. Психологически
понимание смысла вычитания и
соотнесение его с Знакомство с действием вычитания в старшей группе происходит с помощью серии заданий. Упражнение 1 Цель. Уметь сосредотачивать
внимание детей на изменениях количественных
характеристик ситуаций. Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.) Упражнение 2 Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия. Задание. — Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6) Упражнение 3 Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и знаком вычитания. Задание. — Запомните, сколько яблок. (Запись убирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? (Убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4) После того как дети научатся
правильно выбирать знак действия и
объяснять свой выбор (обязательно!),
можно перейти к составлению
равенства и фиксированию результата
действия. Задания, которые предлагается выполнить в процессе изучения материала: I. Составить тезаурус
по изучаемой проблеме (формирование
элементарных математических II. Представить технологию
математического развития 1. Идентификация педагогической
технологии в соответствии с
принятой классификационной
4. Особенности содержания образования:
5. Процессуальная характеристика:
|
Информация о работе Знакомство дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания