Агрессивное поведение детей и подросков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:23, реферат

Описание

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии

Содержание

Введение
Вопросы терминологии
Нарушения поведения
Типология агрессивного поведения современных подростков
Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
Коррекция агрессивного поведения
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.[46]

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

 выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

 современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая –  у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

 

Список использованной литературы

 

1.      Ананьев Б.Г. “О человеке, как объекте и субъекте воспитания”
Избранные психологические труды в 2-х томах Москва, 1980

2.      Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А  “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990

3.      Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” Москва, 1993

4.      Горшкова Е.А.     “Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993

5.      Горьковая И.А

6.      “Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических наук,
Санкт-Петербург, 1992

7.      Иванова Л.Ю.      “Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993

8.      Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д.      “Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения” Санкт-Петербург, 1997

9.      Кулагин Л.Г.       “О подростках, которым трудно” журнал Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

10.  Личко А.Е. Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”, Москва, 1988

11.  Паренс Генри      “Агрессия наших детей” Москва, 1997

12.  Першанина Е.      “Проблема профилактики педагогической запущенности подростков” журнал  “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.141

13.  Саенко Е.В.         “Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения” автореферат диссертации кандидата психологических наук Тверь, 1995

14.  Семенюк Л.М.     “Психологические  особенности  агрессивного  поведения  подростков  и условия  его  коррекции” Москва, 1996

15.  Степанов В.Г.      “Психология трудного школьника” Москва, 1998

16.  Сурков А.            “Семейные войны” газета “Стрела”, №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6

17.  Тархова Л.            “Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели” Москва, 1997

18.  Фельдштейн Д.И. “Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального” журнал  “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.52-55

19.  Фридман Л.М. Волкова К.Н.     “Психологическая наука – учителю” Москва, 1985

20.  Шипицына Л.М. Иванов Е.С.   “Нарушения поведения учеников вспомогательной  школы” Уэльс, Великобритания, 1992

 

Приложение 1

Анализ проявлений различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет


 

Приложение 2

Анализ проявлений различных форм агрессивности у подростков

из разных социальных слоёв населения


 

Приложение 3

Анализ проявлений различных форм агрессивности

у подростков из семей рабочих


 

Приложение 4

Анализ проявлений различных форм агрессивности

у подростков из семей строителей


 

Приложение 5

Анализ проявлений различных форм агрессивности

у подростков из семей сельских тружеников (механизаторы, доярки)


 

Приложение 6

Анализ проявлений различных форм агрессивности у подростков

из семей малоквалифицированных подсобных рабочих (уборщицы, прачки)


 

Приложение 7

Анализ проявлений различных форм агрессивности

у подростков из семей служащих "среднего звена"


 

Приложение 8

Анализ проявлений различных форм агрессивности

у подростков из семей руководящих работников


 

Приложение 9

Анализ проявлений различных форм агрессивности

у подростков из семей торговых работников, коммерсантов


 

Приложение 10

Анализ проявлений различных форм агрессивности у подростков

из семей учителей, врачей, инженеров


 

Приложение 11

Анализ проявлений различных форм агрессивности

у мальчиков и девочек подросткового возраста


 

Приложение 12

Анализ проявлений физической агрессии

у мальчиков и девочек подросткового возраста


 

Приложение 13

Анализ проявлений косвенной агрессии

у мальчиков и девочек подросткового возраста


 

Приложение 14

Анализ проявлений вербальной агрессии

у мальчиков и девочек подросткового возраста


 

Приложение 15

Анализ проявлений негативизма

у мальчиков и девочек подросткового возраста


 

 

 

 


 


[1]     Иванова Л.Ю. “Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям”,
      //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 1993, стр.141

[2]     Там же.

[3]     Степанов В.Г. “Психология трудного школьника”, Москва, 1998, стр.5

[4]     Иванова Л.Ю. “Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям”,
      //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 1993, стр.144

[5]     Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996, стр.4

[6]     Беличева С.А. “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.20

[7]     Шипицына Л.М., Иванов Е.С.“Нарушения поведения учеников вспомогательной школы”,
      Уэлс, Великобритания, 1992, стр.16

[8]     Беличева С.А., “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.22

[9]     Личко А.Е., Попов Ю.В., “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
      Москва, 1988, стр.10

[10]    Степанов В.Г., “Психология трудного школьника”, Москва, 1998, стр.13

[11]    Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996, стр.4-5

[12]    Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996, стр.6

[13]    Паренс Г. “Агрессия наших детей”, Москва, 1997, стр.12

[14]    Личко А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
      Москва, 1988, стр.5

[15]    Беличева С.А. “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.20

[16]    Личко А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
      Москва, 1988, стр.5

[17]    Беличева С.А. “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.19

[18]    Ананьев Б.Г. “О человеке, как объекте и субъекте воспитания” //Избранные психологические труды
      Москва, 1980, т.2 стр.10

[19]    Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. “Типологические модели поведения
      подростков с различными формами аддиктивного поведения”, Санкт-Петербург, 1997, стр.9

[20]    Кулагин Л.Г., “О подростках, которым трудно” //Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

[21]    Першанина Е. “Проблема профилактики педагогической запущенности подростков”,
      журнал  “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.141

[22]    Горьковая И.А. “Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
      подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.12-13

[23]    Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996, стр.50

[24]    Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А., “Система перевоспитания подростков в условиях
      специальной школы”, Москва, 1990

[25]    Беличева С.А. “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993

[26]    Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996

[27]    Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996, стр.38

[28]    Степанов В.Г., “Психология трудного школьника”, Москва, 1998, стр.226-227

[29]    Горьковая И.А. “Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
      подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.14

[30]    Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996, стр.40-41

[31]    Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. “Типологические модели поведения
      подростков с различными формами аддиктивного поведения”, Санкт-Петербург, 1997, стр.16

[32]    Першанина Е.“Проблема профилактики педагогической запущенности подростков”,
      журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.141

[33]    Лановенко И.П. “Борьба с групповыми правонарушениями”, Киев, 1981, стр.29

[34]    Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996, стр.41

[35]    Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996, стр.41-43

[36]    Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996, стр.45

[37]    Личко А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
Москва, 1988 год, стр.11-12

 

[38]    Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996, стр.45

[39]    Там же, стр.46

[40]    Личко А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
      Москва, 1988, стр.23-24

[41]    Тархова Л. “Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели”, Москва, 1997, стр.27

[42]    Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996, стр.63

[43]    Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
      коррекции”, Москва, 1996, стр.64

[44]    Фельдштейн Д.И. “Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и
      социального”, журнал  “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.52-55

[45]    А.Е.Личко, Ю.В.Попов “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
      Москва, 1988, стр.10-11

[46]    Беличева С.А., “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.21

 



Информация о работе Агрессивное поведение детей и подросков