Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:23, реферат
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии
Введение
Вопросы терминологии
Нарушения поведения
Типология агрессивного поведения современных подростков
Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста
Коррекция агрессивного поведения
Заключение
Список использованной литературы
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.[46]
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. “О человеке, как объекте и субъекте воспитания”
Избранные психологические труды в 2-х томах Москва, 1980
2. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990
3. Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” Москва, 1993
4. Горшкова Е.А. “Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993
5. Горьковая И.А
6. “Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических наук,
Санкт-Петербург, 1992
7. Иванова Л.Ю. “Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993
8. Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д. “Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения” Санкт-Петербург, 1997
9. Кулагин Л.Г. “О подростках, которым трудно” журнал Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142
10. Личко А.Е. Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”, Москва, 1988
11. Паренс Генри “Агрессия наших детей” Москва, 1997
12. Першанина Е. “Проблема профилактики педагогической запущенности подростков” журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.141
13. Саенко Е.В. “Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения” автореферат диссертации кандидата психологических наук Тверь, 1995
14. Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции” Москва, 1996
15. Степанов В.Г. “Психология трудного школьника” Москва, 1998
16. Сурков А. “Семейные войны” газета “Стрела”, №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6
17. Тархова Л. “Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели” Москва, 1997
18. Фельдштейн Д.И. “Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального” журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.52-55
19. Фридман Л.М. Волкова К.Н. “Психологическая наука – учителю” Москва, 1985
20. Шипицына Л.М. Иванов Е.С. “Нарушения поведения учеников вспомогательной школы” Уэльс, Великобритания, 1992
Приложение 1
Анализ проявлений различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет
Приложение 2
Анализ проявлений различных форм агрессивности у подростков
из разных социальных слоёв населения
Приложение 3
Анализ проявлений различных форм агрессивности
у подростков из семей рабочих
Приложение 4
Анализ проявлений различных форм агрессивности
у подростков из семей строителей
Приложение 5
Анализ проявлений различных форм агрессивности
у подростков из семей сельских тружеников (механизаторы, доярки)
Приложение 6
Анализ проявлений различных форм агрессивности у подростков
из семей малоквалифицированных подсобных рабочих (уборщицы, прачки)
Приложение 7
Анализ проявлений различных форм агрессивности
у подростков из семей служащих "среднего звена"
Приложение 8
Анализ проявлений различных форм агрессивности
у подростков из семей руководящих работников
Приложение 9
Анализ проявлений различных форм агрессивности
у подростков из семей торговых работников, коммерсантов
Приложение 10
Анализ проявлений различных форм агрессивности у подростков
из семей учителей, врачей, инженеров
Приложение 11
Анализ проявлений различных форм агрессивности
у мальчиков и девочек подросткового возраста
Приложение 12
Анализ проявлений физической агрессии
у мальчиков и девочек подросткового возраста
Приложение 13
Анализ проявлений косвенной агрессии
у мальчиков и девочек подросткового возраста
Приложение 14
Анализ проявлений вербальной агрессии
у мальчиков и девочек подросткового возраста
Приложение 15
Анализ проявлений негативизма
у мальчиков и девочек подросткового возраста
[1] Иванова Л.Ю. “Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям”,
//сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 1993, стр.141
[2] Там же.
[3] Степанов В.Г. “Психология трудного школьника”, Москва, 1998, стр.5
[4] Иванова Л.Ю. “Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям”,
//сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 1993, стр.144
[5] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.4
[6] Беличева С.А. “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.20
[7] Шипицына Л.М., Иванов Е.С.“Нарушения поведения учеников вспомогательной школы”,
Уэлс, Великобритания, 1992, стр.16
[8] Беличева С.А., “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.22
[9] Личко А.Е., Попов Ю.В., “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
Москва, 1988, стр.10
[10] Степанов В.Г., “Психология трудного школьника”, Москва, 1998, стр.13
[11] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.4-5
[12] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.6
[13] Паренс Г. “Агрессия наших детей”, Москва, 1997, стр.12
[14] Личко А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
Москва, 1988, стр.5
[15] Беличева С.А. “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.20
[16] Личко А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
Москва, 1988, стр.5
[17] Беличева С.А. “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.19
[18] Ананьев Б.Г. “О человеке, как объекте и субъекте воспитания” //Избранные психологические труды
Москва, 1980, т.2 стр.10
[19] Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. “Типологические модели поведения
подростков с различными формами аддиктивного поведения”, Санкт-Петербург, 1997, стр.9
[20] Кулагин Л.Г., “О подростках, которым трудно” //Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142
[21] Першанина Е. “Проблема профилактики педагогической запущенности подростков”,
журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.141
[22] Горьковая И.А. “Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.12-13
[23] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.50
[24] Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А., “Система перевоспитания подростков в условиях
специальной школы”, Москва, 1990
[25] Беличева С.А. “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993
[26] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996
[27] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.38
[28] Степанов В.Г., “Психология трудного школьника”, Москва, 1998, стр.226-227
[29] Горьковая И.А. “Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.14
[30] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.40-41
[31] Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. “Типологические модели поведения
подростков с различными формами аддиктивного поведения”, Санкт-Петербург, 1997, стр.16
[32] Першанина Е.“Проблема профилактики педагогической запущенности подростков”,
журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.141
[33] Лановенко И.П. “Борьба с групповыми правонарушениями”, Киев, 1981, стр.29
[34] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.41
[35] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.41-43
[36] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.45
[37] Личко А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
Москва, 1988 год, стр.11-12
[38] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.45
[39] Там же, стр.46
[40] Личко А.Е., Попов Ю.В. “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
Москва, 1988, стр.23-24
[41] Тархова Л. “Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели”, Москва, 1997, стр.27
[42] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.63
[43] Семенюк Л.М. “Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
коррекции”, Москва, 1996, стр.64
[44] Фельдштейн Д.И. “Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и
социального”, журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, стр.52-55
[45] А.Е.Личко, Ю.В.Попов “Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”,
Москва, 1988, стр.10-11
[46] Беличева С.А., “Основы превентивной психологии”, Москва, 1993, стр.21