Раскрытие причин и
характера агрессивности детей
и подростков требует проведения
определённой классификации.
В отечественной психологии
существует несколько типов классификаций.
Некоторые исследователи отклоняющегося
поведения считают необходимым
в качестве основы считать
психофизиологические различия
детей, другие – психосоциальное
развитие.
Существует несколько
классификаций трудных подростков,
наиболее распространенная следующая:
с педагогической запущенностью;
с социальной запущенностью
(нравственно испорченных);
с крайней социальной
запущенностью.
Также выделяют:
глубоко педагогически
запущенные подростки;
подростки с аффективными
нарушениями;
конфликтные дети (неуживчивые).
Обширные материалы,
добытые Л.М. Семенюк на основе
анализа документации школ, бесед
с учителями, родителями, соседями
об интересах, отношениях каждого
конкретного подростка со сверстниками,
взрослыми, его особенностях, взглядах,
различных сторонах поведения,
в процессе тестирования, анкетирования,
обследования детей с помощью опросников,
сочинений и наблюдений, позволили ей
выделить четыре группы:
Подростки с устойчивым
комплексом аномальных, аморальных,
примитивных потребностей, имеющие
деформацию ценностей и отношений,
стремящиеся к потребительскому
времяпровождению. Им свойственны эгоизм,
равнодушие к переживаниям других, неуживчивость,
отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность,
грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость.
В их поведении преобладает физическая
агрессивность.
Подростки с деформированными
потребностями и ценностями, обладающие
более или менее широким кругом
интересов, отличающиеся обострённым
индивидуализмом, желающие занять
привилегированное положение за
счёт притеснения слабых и
младших. Стремление к применению
физической силы проявляется
у них ситуативно и лишь против тех,
кто слабее.
Подростки, у которых
конфликт между деформированными
и позитивными потребностями,
отличающиеся односторонностью
интересов, приспособленчеством,
притворством, лживостью. В их
поведении преобладают косвенная
и вербальная агрессия.
Подростки, отличающиеся
слабо деформированными потребностями
при отсутствии определённых
интересов и весьма ограниченным
кругом общения, отличающиеся
безволием, мнительностью, трусливостью
и мстительностью. Для них характерно
заискивающее поведение перед
старшими и более сильными
товарищами. В их поведении преобладают
вербальная агрессивность и негативизм.
Приведённые классификации
агрессивности подростков основываются
на комплексе свойств личности,
типичных для определённой группы
подростков. Анализ причин отклонений
в личностном развитии и поведении
позволяет конкретнее наметить
приёмы воспитательной работы с целью
коррекции агрессивного поведения
подростков.
Заключение
Целью данной курсовой
работы выступала реализация
психолого – педагогической работы,
а именно сбор информации, получение
теоретических знаний, анализ исследования
проявлений агрессии у подростков,
оказание психологической помощи
детям, вступающим в подростковый
возраст, формирование нравственных
качеств, используя вековой опыт
человечества, хранящийся в сказках.
Формулируя выводы
по работе, необходимо отметить,
что современный подросток живёт
в мире, сложном по своему содержанию
и тенденциям социализации. Это
связано, во-первых, с темпом и
ритмом технико-технологических
преобразований, предъявляющих к
растущим людям новые требования.
Во-вторых, с насыщенным характером
информации, которая создаёт массу
«шумов», глубинно воздействующих
на подростка, у которого ещё
не выработано чёткой жизненной
позиции. В-третьих, с экологическими
и экономическими кризисами, поразившими
наше общество, что вызывает у
детей чувство безнадёжности
и раздражения. При этом у
молодых людей развивается чувство
протеста, часто неосознанного, и
вместе с тем растёт их индивидуализация,
которая при потере общесоциальной
заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки
больше других возрастных групп страдают
от нестабильности социальной, экономической
и моральной обстановки в стране, потеряв
сегодня необходимую ориентацию в ценностях
и идеалах, – старые разрушены, новые не
созданы. Личность ребёнка и подростка
формируется не сама по себе, а в окружающей
его среде. Особенно важна роль малых групп,
в которых подросток взаимодействует
с другими людьми. Прежде всего, это касается
семьи. Разные авторы выделяют различные
типы неблагополучных семей, где появляются
дети с отклонениями в поведении. Эти классификации
не противоречат, а дополняют, иногда повторяя
друг друга.
Коррекционная работа
по профилактике отклоняющегося
поведения с подростками имеет
свои особенности. На начальных
этапах не показаны групповые
формы. Не говоря уже о практически
неизбежной отрицательной консолидации
подростков в группе, индивидуальная
работа с подростком является
более эффективной. С самого
начала, параллельно, необходимо
начинать работу с семьёй. После
диагностики семейных отношений
и степени их дисгармоничности
должна следовать психокоррекционная
работа как индивидуальная, так и групповая.
Но основной акцент следует делать на
индивидуальной работе с подростком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамова С. «Возрастная
психология». Высшая школа, - М., 2001.-
319 с.
2. Ананьев Б.Г. “О человеке,
как объекте и субъекте воспитания”
Избранные психологические труды
в 2-х томах М., 1980 – 160 с.
3. Асеев В. Возрастная
психология: Учебное пособие. –
Иркутск, ДРОФА, 1999. - 456 с.
4. Выготский Л. С. «Психология
искусства». - М.: Магистр, 1968. - 311 с.
5. Бадмаев С. А. Психологическая
коррекция отклоняющегося поведения
школьников. – М.: Магистр, 1999.-311 с.
5. Беличева С.А. “Основы превентивной
психологии” М., 1993 - 320 с.
6. Бодалев А. А. «Личность и
общение”. – Избр. труды М.: Педагогика,
1983. - 139 с.
7. Бодалев А.А. Формирование
понятия о другом человеке как личности.
М., АСАDЕМА, 1999. - 317 с.
8. Брунев Дж. Психология познания.
ВЕЧЕ, - М., 1987. – 458 с.
9. Возрастная и педагогическая
психология/Под ред. А. В. Петровского.
– М., АСАDЕМА, 1999. - 567 с.
10. Возрастная и педагогическая
психология/Под ред. М.В. Гамезо.- М., ВЕЧЕ,
2000. - 311 с.
11. Гордеева О.В. Развитие
языка и эмоций у детей //
Вопросы психологии. 1995 N 2.
12. Шипицына Л.М. Иванов
Е.С.“Нарушения поведения учеников
вспомогательной школы”. - М., 1992 -401
с.
13. Этуш К.М. Агрессия и подросток.
М., 2001.- 419 с.
14. Ярмолаев И.А. Агрессия как
психологический феномен. М., 2001. - 499 с.
15. Салливан Г. С. - Интерперсональная
теория психиатрии. - М.: Магистр, 1999. - 311
с.
16. Маслоу Абрахам - Мотивация
и личность. – М.: ДРОФА, 1999. - 256 с.
17. Адлер Билл - Перехитрим
малыша. - М.: Педагогика, 1983. - 139 с.
19. Фрейд А. Психология
я и защитные механизмы. Я
и ОНО в период полового
созревания. - М.: Магистр, 1999. - 506 с.