Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:14, контрольная работа
Понятия агрессия, жестокость и насилие у ряда авторов носят идентичный характер. В жизни мы часто встречаемся с ними в той или иной мере, будь то войны или детская ссора. В настоящее время более 80% программ и фильмов, демонстрируемых на телевидении, содержат в себе в том или ином роде агрессию.
Введение
1. Понятие агрессии. Ее типы и факторы выражения
2. Примеры проявления агрессий – агрессия самоутверждения, групповой нарциссизм, сопротивление истине.
3. Регуляторы агрессивного поведения.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие агрессии. Ее типы и факторы выражения
2. Примеры проявления
агрессий – агрессия
3. Регуляторы агрессивного поведения.
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Понятия агрессия, жестокость и насилие у ряда авторов носят идентичный характер. В жизни мы часто встречаемся с ними в той или иной мере, будь то войны или детская ссора. В настоящее время более 80% программ и фильмов, демонстрируемых на телевидении, содержат в себе в том или ином роде агрессию.
Выбранная мной тема актуальна на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.
Целью написания контрольной работы является
Насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Хотя очевидно, что признание этого факта самый первый и, в некотором отношении, самый простой шаг из тех, что нам предстоит сделать в дальнейшем. Мы должны также задаться вопросом: почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?
1. Понятие агрессии. Ее типы и факторы выражения.
Агрессия - множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противоречат его интересам или ведут к его уничтожению. Индивидуальное агрессивное действие совершается вопреки принятой системе ценностей, и свидетельствует о неблагополучии не общества в целом, а самого индивида и его окружения.
Кто не сталкивался с агрессией, которая возникает как реакция на угрозу, как самооборона?! У всех без исключения эта реакция проявится, если затронуть жизненно важные интересы каждого, будь то сама жизнь, или весь комплекс ценностей, без которого наша жизнь немыслима, как без воздуха. Такого рода агрессия не ведет к разрушению, она лишь выполняет роль сторожа наших интересов. Можно ее даже назвать «доброкачественной агрессией».
Совсем по-другому определяется стремление человека господствовать, что нередко в нашем обществе, или разрушать, или развлечь себя способами, подчас отличающимися невиданной жестокостью. Такую агрессию можно назвать «злокачественной».
Эти два вида агрессий очень
тесно связаны, подобно лиане,
свисающие корни которой
Ввиду того, что проявления
агрессии у людей бесконечны и
многообразны удобно ограничить изучение
подобного поведения
Тип агрессии |
Примеры |
Физическая – активная – прямая |
Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. |
Физическая – активная – непрямая |
Закладка мин–ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. |
Физическая – пассивная – прямая |
Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация). |
Физическая – пассивная – непрямая Вербальная – активная – прямая |
Отказ от выполнения необходимых
задач (например, отказ освободить территорию
во время сидячей демонстрации).
Словесное оскорбление или |
Вербальная – активная – непрямая |
Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. |
Вербальная – пассивная – прямая |
Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д. |
Вербальная – пассивная – непрямая |
Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют). |
Также на основе критериев
можно выделить такие виды агрессии
как враждебная (гневная) в случае,
когда целью агрессора является
причинение страданий жертве, и инструментальная
агрессия, характеризует случаи, когда
агрессоры совершают
Рисунок агрессивного поведения индивидуален у каждого человека, но существуют факторы, влияющие на характер, способы, выражения агрессивности. К этим факторам относятся: пол, возраст, образование, расово-этническая принадлежность, профессия, психофизиологические параметры, социальные и социокультурные аспекты. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Пол: агрессивность является
значительной характеристикой различия
мужчин и женщин. Это различие является
в первую очередь отражением поло-ролевых
стереотипов. Хотя в последнее время
эти рамки значительно
Возраст: наибольшая агрессивность наблюдается в подростковом и юношеском возрасте. Примерно к 25 – 30 этот показатель выходит на значительно более низкий, но стабильный уровень.
Образование: с повышением уровня образования идет понижение уровня агрессивности.
Расово – этническая принадлежность: у различных этнических групп считаются приемлемыми очень различные формы, способы и степень агрессивности.
Профессия: речь идет об особенностях деятельности, связанных с общением, его спецификой.
В случае затруднительной ситуации для человека, возможно будет наблюдать неспецифическое поведение, в том числе и агрессивное, в зависимости от состояния человека:
– мотивообразующее поведение;
– потеря контроля, но сохранение средства реализации мотива;
– утрата связи мотива и поведения;
– катастрофическое поведение.
Социальные аспекты: экономический
подъем может даже усилить фрустрацию
и повышать уровень насилия. Когда
быстро развивающиеся нации
Социокультурные аспекты: в ходе социализации человек научается «вытаскивать» наружу свою агрессию. На собственном опыте и наблюдая за другими, человек узнает, что агрессия часто вознаграждается. В различных культурах оценивание, принятие, разрешенность агрессии имеют различную степень выраженности. На это также влияет и экономическая ситуация в данной стране. На первый план выступает инструментальная агрессия.
2. Примеры проявления агрессий – агрессия самоутверждения, групповой нарциссизм, сопротивление истине.
В авторитарном обществе или семье возникает агрессия самоутверждения. Индивид стремится реализовать то, что было запрещено ранее или недоступно. Он стремится получить власть над людьми, появляется необходимость непослушания, бунтарства, испытания сильного эмоционального всплеска, такого, как, например, у убийцы, наблюдающего смертельный страх на лице жертвы.
В другом типе общества, наоборот, человек признает свою принадлежность к коллективной идеологии и, можно даже сказать, патологически ее защищает. Он хвалит СВОЮ родину, нацию, религию, партию. Это явление можно назвать «групповым нарциссизмом». Он является одним из главных источников человеческой агрессии.
Любой из нас очень сильно привержен системе своих ценностных ориентаций. Какая – либо попытка лишить иллюзий, вытащить «на свет божий» вытесненные влечения и фантазии расшатывает эту систему. Возникает естественное сопротивление истине – один из видов агрессии.
Кроме того, можно выделить стремление к подчинению, стремление удовлетворить личные интересы, как оправдательно назвали жадность и алчность.
Накопление всех указанных
интересов, особенно у правящих групп,
подчас в гипертрофированных формах,
приводит к войнам. Война будоражит
все глубинные аспекты
В мирное время у индивида также есть стремление постоянно приводить нервную систему в возбуждение, стремление убежать от скуки. Способы при этом могут быть различными: от сумасшедшей работы до наркомании, жестокости и убийства. Оказалось, что у человека гораздо более сильное возбуждение вызывают гнев, бешенство, жестокость и жажда разрушения, чем любовь или творчество. Такая деструктивность человека может проявляться и в стремлении узнавать о преступлениях, рассказывать о них, чему очень ярким примером может служить Ирина Барсукова со своей программой «Беспредел». Деструктивность может также проявляться в стремлении смотреть жестокие и кровавые сцены. Как тут не вспомнить «Чистилище» Невзорова. Нелишне было бы отметить, что для каждого от пассивного удовольствия до действительно жестокого поведения - 1 шаг. Возникает момент, когда нужно почувствовать, что ты можешь оказать воздействие на другого человека, что ты существуешь. Чем это можно проще всего себе доказать, как не совершением убийства?!
3. Регуляторы агрессивного поведения.
Когда агрессивные реакции
усвоены, на первый план выступают факторы,
отвечающие за их регуляцию, - сохранение,
усиление или контроль. Неудивительно,
что многие из них схожи с факторами,
способствующими
Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение:
Во – первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения со стороны других.
Во – вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других.
И наконец, человек может сам себе назначать поощрения и наказания:
1) Внешние источники.
Результативная агрессия, направленная на других, может обеспечить реальные вознаграждения. Например, дети, с успехом притесняющие своих товарищей по играм, могут постоянно требовать от них всего, чего хотят - игрушек и привилегий. Как отмечал Басс (Buss, 1971), агрессия часто щедро «вознаграждается» и у взрослых. Например, главари организованной преступности сколачивают гигантские состояния благодаря квалифицированному применению насилия. Агрессию можно также контролировать наказанием, актуальным или потенциальным (то есть угрозой). Однако данный подход содержит определенный риск, поскольку его результаты часто кратковременны и могут незаметно свести все к принудительному контролю (Bandura & Walters, 1959; Hoffmann, 1960). Социальные поощрения и одобрения также способствуют агрессивному поведению. Во время войны солдаты получают медали, а также непосредственное право убивать противников. И хулиган – подросток в любой стране, в результате успешных нападок на других, обладает значительной долей статуса и престижа, помимо материальных выгод. В целом одобрение агрессивного поведения вызывает еще большую агрессию (Geen & Stonner, 1971). Аналогично социальное неодобрение может отбить охоту вести себя агрессивно (Richardson, Bernstein & Taylor, 1979).
Агрессия, видимо, закрепляется также и в тех случаях, когда ведет к ослаблению боли или прекращению нежелательного обращения. Дети, которые получают положительное подкрепление, манипулируя своими родными с помощью агрессии или принуждения, более агрессивны в отношениях со сверстниками.
2) Викарный опыт
В целом, как правило, наблюдение поощрения агрессии у других усиливает, а наблюдение наказания ослабляет тенденцию вести себя подобным образом». Викарный опыт может помочь наблюдателю составить представление о возможных последствиях определенного поведения, а также настроить на ожидание аналогичных наград или наказаний. Данные процессы похожи на те, которые имеют место при усвоении агрессивных действий путем научения в процессе наблюдения. В случае викарного подкрепления агрессивное действие уже воспринимается как приемлемое в репертуаре поведения индивидуума. В данном случае социальные образцы подстрекают к уже усвоенному ответу или не дают возможности ему проявиться.