Агрессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей.
Задачи исследования:
 Рассмотреть сущность и причины агрессивного поведения;
 Изучить классификацию агрессивного поведения;

Работа состоит из  1 файл

курсовая агрессия.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей мы добиваемся одобрения своего поведения. А "исправляя ошибки" после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато когда видят его со стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

В подростковом возрасте дети, как известно, стараются избавиться от зависимости от родителей и вести себя максимально самостоятельно. В своем поведении они идентифицируются уже не с отцом или матерью, а с другими значимыми для них людьми - старшими друзьями, авторитетными педагогами, киногероями и пр. И здесь агрессивный ребенок ведет себя не так, как более спокойные дети: он противостоит родителям гораздо больше. Эти ребята чаще и лучше общаются со сверстниками, даже с малознакомыми мужчинами, чем с отцами, к которым стараются не обращаться за помощью без особой необходимости. А если жизнь заставляет прибегнуть к родительской поддержке, то это вызывает у них раздражение и неудовольствие.

Чего добиваются дети и особенно подростки своей агрессивностью? Они хотят, чтобы от них отстали, и, в конце концов, получают свое: от них не ждут больших достижений и реже требуют выполнения обязанностей. Имея двоих или более детей, замученная мать нередко взваливает больше дел на менее агрессивного ребенка (он называется "послушным"), вызывая у того чувство неудовольствия и комплекс неполноценности, но так ей поступить легче. Более агрессивного ребенка оставляют в покое и дают больше свободы. Однако и агрессивные дети платят за это свою цену: они хуже социализируются, поскольку не усваивают опыт взрослых и не участвуют в разных способствующих взрослению делах.

У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг:

Варианты проявления детской агрессивности

 

 

 

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство[17,c.89].

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях со сверстниками.

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:

А. Социализированная.

Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.

У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают.

Б. Несоциализированная.

Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Варианты проявления детской агрессивности

Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, которые способствуют проявлению агрессивности, что дети склонны к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологическими характеристиками [18,c.90].

У агрессивных детей часто наблюдаются те или иные нарушения развития эмоциональной сферы. Такие дети плохо чувствуют состояние других людей, не умеют и не любят сочувствовать, жалеть. Они часто грубы (но не злобны) в повседневном обращении, с трудом усваивают правила вежливости. Для них обычно интересны подвижные или настольные игры с четкими и несложными правилами. Играть в сложные сюжетно-ролевые игры с меняющимся эмоциональным наполнением ролей они не любят, так как чувствуют себя в таких играх малокомпетентными [16,c.231].

Большинство выражено агрессивных детей отличаются от сверстников по своим физическим показателям. Они либо крупнее, массивнее, либо, наоборот, мельче, чем другие дети. Иногда у таких детей снижен инстинкт самосохранения, и тогда они не только бросаются в драку с заведомо более сильным противником, но и залезают туда, откуда не могут, слезть, дразнят злую и опасную собаку, научившись делать три гребка, не касаясь дна ногами; берутся переплыть реку и так далее. Но бывает и наоборот. Ребенок имеет вполне, развитый инстинкт самосохранения, и вся его агрессивность направлена только на слабых, на тех, кто заведомо не сможет дать ему должного отпора. Такой ребенок вполне пристойно ведет себя в присутствии отца, но, гуляя с бабушкой, может ударить ее по лицу песочной лопаткой. Никогда не тронет кошку, которая может оцарапать, но бьет ногой под брюхо безобидного спаниеля. Именно такой, второй тип агрессивности вызывает наибольшее число нареканий, наибольшее недоумение и раздражение.

Существует мнение, что агрессивных детей отличает неверная самооценка - завышенная или заниженная. Однако оказалось, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Достаточно высоко оценивая себя, эти дети явно сомневаются в том, что сверстники относятся к ним хорошо. Можно полагать. Они остро и напряженно переживают свою недооцененность, причем эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По положению в группе сверстников агрессивные дети выделяются мало: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, тут дело в субъективном восприятии ребенком отношение к себе: ему просто кажется, что его не ценят, не уважают, не видят его достоинств [21,c.274].

Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени:

часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой;

часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми;

часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках;

завистливы и мнительны;

часть сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение шести и более месяцев одновременно устойчиво проявились четыре критерия, можно говорить как о ребенке обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

 

А вот что существенно отличает агрессивных детей, так это способ выхода из конфликтных ситуаций. Когда психолог показывает им картинки, на которых изображены такие ситуации (например, кто-то берет чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку), и спрашивает: а что ты сделал бы на месте того, кого обижают, практически все агрессивные дети отвечают: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью». А остальные дети в большинстве случаев дают ответы более конструктивные («Починю», «Сделаю новую») и не связанные с насилием («Заплачу и пожалуюсь маме»). Показательно, что агрессивные дети приписывают изображенным персонажам враждебные намерения: «Он нарочно сломал», «Украл». Остальные же дети достаточно часто истолковывают те же сюжеты как бесконфликтные: «Случайно сломали домик, нужно починить», «Он поиграет и вернет» [16,c.78].

Еще более существенные различия можно видеть в реальном взаимодействии детей. В играх, где надо решить ту или иную задачу (раскрасить картинку), агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, явно отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к его успехам (вырывают его рисунок). Они редко уступают другим свое - будь то карандаши, игрушки или конфеты. Дети не склонны к агрессии, достаточно часто помогают партнеру по игре, уступают свои вещи.

Все это дает основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает ее специфическое восприятие другого как врага.

Классифицировать проявление детской агрессивности можно по-разному — можно применить общие схемы, но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности явления агрессии.

Рассмотрим классификацию проявления детской агрессии в основе которой лежит проявление агрессии.

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей и взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями [21,c.318].

Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся цельностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом, экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и жадностью, плохим самоконтролем. Их действия импульсивны и непродуманны, такие дети часто не извлекают уроков из своего негативного опыта, поэтому совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии.

За вербальной агрессией (оскорбляют, дразнят, ругаются) часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды.

Этих ребят отличают психологическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензетивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.

Информация о работе Агрессия