Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:30, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
2) выявить формы проявления агрессии;
3) подобрать диагностический материал для исследования;
4) разработать программу психокоррекции агрессивного поведения детей;
Введение
1. Агрессия и формы ее проявления у младших школьников
1.1 Проблема агрессии в работах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Психологические особенности младшего школьника
1.3 Формы и особенности проявления агрессии у младших школьников
2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Характеристика диагностической программы
2.2 Описание коррекционной программы
3. Результаты исследования по проблеме агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Результаты констатирующего эксперимента
3.2 Выводы и рекомендации по результатам экспериментальной работы
Заключение
Литература
Приложение
По полученным в нашем исследовании результатам, можно сделать вывод, что наша первоначальная гипотеза, получила своё экспериментальное подтверждение. Таким образом, можно сказать, проявление детской агрессии в повышенной или высокой форме можно избежать, принимая во внимания все факторы, которые могут способствовать развитию детской агрессии.
Литература
1.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2007.
2.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
3.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. М: Ось-89, 1999.
4.Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2002.
5.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Части 1,2. - М.: Генезис, 2007.
6.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: Учебно-методический комплекс. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2006.
7.Гребенникова О.В. Игры-релаксации в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, проявляющими агрессию и вспыльчивость / / Психолог в детском саду. - 2004.
8.Дубинко Н.А Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / / Вопросы психологии. - 2000. - №1.
9.Дубровина И.В., Андреева Ад., Данилова Е.Е, Вохмянина пе. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. средних педагог. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998.
10.Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / / Педагогика. - 2003.- №5
11.Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996.
12.Коробейников И.А Нарушения развития и социальная адаптация. М.: Рег Se, 2002.
13.Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.
14.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов / Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.
15.Панфилова МА. Игротерапия общения М: Гном-Пресс. 2002.
16.Паренс Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. Л.Г. Герцик, А.В. Решетникова. - М.: Форум, 1997.
17.Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. - М.: Владос, 2002.
18.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / / психологический журнал. - 1996. - N25.
19.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер Ком, 1998.
20.Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева / / Вопросы психологии. - 2002. - № 1.
21.Сеемого Н.Я., Семого М.М Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: Аркти, 2000.
22.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 1996.
23.Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007.
24.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: Генезис, 2004.
25.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М.: Генезис, 2005.
26.Чижова С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему?» / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития и др., 2001.
27.Шилова Е.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении (диагностика, типология, развитие, коррекция). - М.: СТИ, 2000.
28.Петрусь Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия // Журнал «Начальная школа», 2007, №1. – С. 32-36.
29.Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.//Вопросы психологии. – 1992.-№ 5,6.-С.35-40.
30.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. - М.: Фолиум, 1996.
http://WWW.I-U.RU
http://www.FreeCopy.ru
http://www.knigi-psychologia.
http://www.psychologia.su/tad/
http://www.adalin.mospsy.ru
http://www.psychology.ru/
Приложение
Занятие 1
Материалы: «дневнички» участников тренинга, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Знакомство»
Каждому участнику предлагается выбрать себе имя, которым он хочет, чтобы его называли другие. Затем дети по очереди (по кругу) повторяют свои имена, придумывают и зарисовывают их символы-образы, например, в виде пиктограммы. Эти символы ребята изображают на обложке или форзаце своих дневничков, как бы подписывая их. Такие пиктограммы позволяют легче запомнить новые имена членов группы.
Примечание: Эта процедура имеет диагностический смысл. Иногда младшие школьники выбирают не те имена, которыми их называют в реальности. Выбор чужого имени может быть признаком неприятия себя. Таким образом проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. На первом занятии не следует выяснять, почему школьник назвал себя по-другому, чтобы не «отпугнуть» его. Сделать это можно позднее, когда психолог полностью войдет в доверие к детям, а сами дети адаптируются к новой форме работы.
2. Игра «Гости»
Игра позволяет запомнить новые имена участников тренинга и выявить характер взаимоотношений детей в группе.
Психолог объясняет детям правила игры. Каждый участник на несколько минут закрывает глаза и мысленно представляет себе какой-либо праздник, недавно прошедший или предстоящий вскоре (чаще всего дети представляют свой день рождения). При этом необходимо воссоздать в памяти все подробности и как бы вновь «побывать» на торжестве, ощутить радостную, праздничную атмосферу (можно закрыть глаза на 1—2 минуты и представить себе этот праздник). Затем детям предлагают внимательно посмотреть друг на друга и назвать по именам (которые были названы детьми в предыдущем упражнении) тех членов группы, которых они пригласили бы в этот день к себе в гости.
3. Подвижная игра «Море волнуется...»
Знакомую всем игру мы несколько изменили в соответствии с целью тренинга. Дети выбирают водящего (например, считалочкой), который поворачивается спиной к остальным и произносит известные слова: «Море волнуется — раз...» На счет «три» дети должны замереть в необычной, невероятной позе, изображающей живое существо, передающее какие-либо эмоции. Водящий по очереди подходит к каждому ребенку, «включает» его и старается отгадать, кого и в каком эмоциональном состоянии тот показал. Затем ребенок сам рассказывает, что он попытался представить. В конце игры психолог вместе с группой анализирует выразительные невербальные средства передачи задуманного образа (мимика, взгляд, жесты, положение туловища, сжатые кулаки, «выпущенные когти» и т.п.), обсуждает, насколько удачным был их выбор.
4. Этюд «Слушаем себя» (упражнение на ауторелаксацию)
Детям предлагается принять удобную позу, на 1—2 минуты закрыть глаза, расслабиться и «прислушаться к себе», как бы «заглянуть в себя» и подумать, что каждый чувствует в данный момент, какое у него настроение. В это время психолог рисует мелом на доске (или использует заранее приготовленный плакат) схематические изображения различных эмоциональных состояний человека: радости, злости, страха, грусти, удивления, спокойствия. Затем тренер просит по очереди каждого из детей, не открывая глаз, рассказать, как он себя чувствует, какое у него настроение (если группа большая, то дети высказываются по желанию). После этого психолог предлагает ребятам открыть глаза и посмотреть на схематические изображения различных эмоциональных состояний. Вместе с психологом обсуждаются особенности лицевой экспрессии в каждом случае: положение и форма бровей, уголков рта, глаз.
Примечание: Упражнение позволяет диагностировать эмоциональное самочувствие участников тренинга, степень принятия ими формы и методов работы в ней. Затем психолог просит детей быстро и схематично изобразить в дневничках свое состояние, настроение (образцом служат рисунки на доске или на плакате).
5. Упражнение «Шестое чувство»
В первой части задания детям предлагается ответить на ряд вопросов, но не от своего лица, а от лица всех членов группы, то есть так, как, по их мнению, ответило бы большинство. Ответы записываются ребятами, но не произносятся вслух, иначе игра не состоится, «не будет интересно». Вопросы могут быть такими:
1) Какой у большинства участников тренинга самый любимый день недели?
2) Какое самое любимое время года?
3) Какое самое любимое число?
4) Какую геометрическую фигуру выбрала бы группа?
5) Что хотели бы участники тренинга сделать в данный момент?
Напротив номеров вопросов необходимо записать или нарисовать (если это геометрическая фигура) только один вариант ответа.
После выполнения первой части задания психолог вновь зачитывает вопросы и ответы на них, а каждый ребенок поднимает руку в том случае, если прозвучал его вариант. Производится экспресс-обработка результатов. Наибольшее количество одинаковых ответов, а опрос считается отражением мнения группы, дети определяют по количеству поднятых рук. Например, тренер говорит: «Понедельник» — и смотрит, сколько учащихся подняли руки; затем: «Вторник», — и вновь подсчитывается количество поднятых рук, и т.д.
Плюс данного задания состоит в том, что дети тут же получают информацию о степени развития у себя «шестого чувства».
Примечание: Это упражнение используется как метод изучения степени единства группы. Оно проводится повторно на заключительном этапе тренинга, чтобы сравнить, насколько выросла групповая сплоченность детей. Вопросы в этом случае должны быть аналогичными по сложности. Если упражнение выполняется среди ребят, которые не знают друг друга, то оно дает первичную информацию об особенностях группы. Если же упражнение выполняется в классе, где дети хорошо знакомы, то может выявить уровень сплоченности коллектива.
6. Рисование на тему «Мой самый счастливый день»
Детям предлагается в течение 2—3 минут вспомнить и нарисовать самый счастливый день в своей жизни, подумать, какие чувства они испытывали в тот день, чем он запомнился, и «поделиться» своей радостью с другими детьми.
Затем группа обсуждает рисунки, после чего психолог желает детям, чтобы в их жизни было побольше счастливых дней, и обращает внимание на то, что часто это зависит от них самих. Примечание: Рисование способствует невербальному выражению переживаний, о которых не каждый ребенок может рассказать другим. Анализ высказываний, цветовых решений и содержания рисунков детей дает возможность отчасти диагностировать уровень их притязаний (что ребенку «надо для счастья»), расширяет объем информации о каждом конкретном ученике, которой владеет психолог.
Доброжелательное обсуждение рисунков, понимание чувств детей и стимулирующая похвала тренера снимают барьеры в общении, эмоциональную напряженность и создают чувство защищенности в группе.
7. Этюд «Радуга» (упражнение на ауторелаксацию)
Дети садятся поудобнее, закрывают глаза и в течение 1—2 минут представляют себе легкую воздушную радугу, прекрасную игру красок и себя в спокойном, приятном состоянии, отдыхающими. Психолог «навеивает» на детей приятные ощущения безмятежности, расслабленности. Затем обсуждается, какие чувства испытывали ребята во время выполнения упражнения, что ощущали, кто «видел» что-нибудь необычное.
Заканчивается упражнение тем, что дети встают, прогнувшись, потягиваются и движениями рук над головой изображают дугу радуги (одновременно разминая мышцы).
8. Этюд «Улыбка по кругу»
Все берутся за руки и «передают» улыбку по кругу: каждый ребенок поворачивается к своему соседу справа или слева и, пожелав чего-нибудь хорошего и приятного, улыбается ему, тот улыбается следующему т.д. Можно образно «взять улыбку» в соединенные ладони и бережно «передавать» ее по кругу, из рук в руки. Это упражнение может стать своеобразным ритуалом прощания на все время работы с группой.
Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит за работу и приглашает на следующую встречу.
Занятие 2
Материалы: дневнички, ручки, цветные карандаши, набор карточек или плакат со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека.
Ход занятия
1. Подвижная игра «Пожалуйста...»
Ведущий дает команду, выполнять которую дети должны только при условии, если она сопровождается определенным обращением, например: «Группа...», «Класс...» и т.д. Для этого занятия мы выбрали слово «пожалуйста». Если оно не прозвучало, а некоторые ребята выполнили команду, они выбывают из игры. Команды могут быть самыми различными, например: «налево», «направо», «кругом» или «правую руку вверх», «левую руку в сторону» и т.п.
Примечание: Игра развивает внимание детей и помогает им снять эмоциональное напряжение в начале занятия.
2. Упражнение «Наши эмоции»
Предлагается серия заданий:
1. Назвать эмоциональные состояния (чувства, настроения), изображенные на карточках.
2. Разделить листок дневничка на две половины и перерисовать схематические изображения так, чтобы справа оказались эмоциональные состояния, которые детям нравятся, а слева те, которые не нравятся.
После выполнения задания ребята по очереди называют эмоциональные состояния, изображения которых оказались слева, затем — справа, и объясняют, почему они им нравятся или не нравятся.
3. Определить свое настроение, эмоциональное состояние в данный момент, схематически изобразить в своем дневничке и кратко объяснить его причину.
Примечание: Для выполнения данного упражнения тренеру понадобится набор из шести карточек или плакат со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека, например: радости, страха, злости, грусти, вины, спокойствия. Можно нарисовать их мелом на доске. При обсуждении различных эмоциональных состояний психолог обращает внимание учащихся на особенности лицевой экспрессии: форма глаз и бровей, форма губ, положение уголков рта и т.д.
В ходе упражнения психолог следит за эмоциональным состоянием детей в группе.
Выполнение упражнения возможно либо парами, либо мини-группами по 3—4 человека.
3. Упражнение «Не нравится — Нравится»
После обсуждения причин того или иного эмоционального состояния детей тренер просит участников разделить чистый листок дневничка на две половины и слева записать ответы на вопросы: