Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:42, реферат
Акмеология (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - научная отрасль, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Акмеология - наука изучающая:
закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);
факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…3
Этапы формирования акмеологии в России………………………….4
Предмет и понятийный аппарат акмеологии……………………...….6
Задачи акмеологии……………………………………………………...8
Связи акмеологии с науками о человеке и обществе ………………..8
Методологические проблемы взаимодействия акмеологии и психологии развития………………………………………………………………..…10
Направления акмеологии………………………………………………12
Творчество и созидание – основные понятия акмеологии………...13
Заключение……………………………………………………………...14
Список используемой литературы .…………………………………...15
Связи акмеологии с науками о человеке и обществе
Особенно многообразны связи акмеологии
с другими областями
В последнем случае философия определяет
средства построения акмеологии как
комплексной дисциплины, которая, с
одной стороны, ассимилирует и интегрирует
знания смежных наук о человеке,
а с другой - вычленяет и разрабатывает
специфические представления о
становлении его
Кроме того, философия, взятая в своей
мировоззренческой ипостаси, задает
ценностную точку отсчета в анализе
акмеологической проблематики, определяя
систему критериев (экзистенциальных,
культурологических, юридических, нравственных,
эстетических и т.п.), ее постановки
и изучения. Современные акмеологические
исследования, технологии и разработки
призваны реализовать в социальной
практике: общечеловеческие ценности
и национальные традиции; гуманистические
и культурные идеалы; позитивные принципы
здравого смысла и экономической
эффективности; цивилизованного правосознания
и рациональной организации; экологической
целесообразности и эстетической гармонии;
творческого
Таким образом, философия мировоззренчески задает аксиологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания.
Благодаря общественно-гуманитарной
природе и своему аксиологически-гносео-
В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других.
Ближайшая к акмеологии, естественно,
- психология как центральная дисциплина,
изучающая человека. В свою очередь
общая психология (кроме того, что
является дисциплинарным ядром) представляет
весьма разветвленную и
Разумеется, разные знания (накопленные
в общей психологии и в ее прикладных
областях) постоянно используются в
конкретных акмеологических исследованиях
и разработках в форме
Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с преодолением объективных противоречий профессиональной деятельности и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одна из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления - рассмотрение взаимосязи акмеологии и конфликтологии.
Методологические проблемы взаимодействия акмеологии и психологии развития
Изучение проблем, механизмов и способов развития человека всегда составляло важный аспект психологического познания. Поэтому выделение психологии развития в самостоятельную область знания носит несколько парадоксальный характер. В самом деле, с одной стороны, изучаемые в общей психологии психические функции и состояния всегда трактовались как процессы и исследовались в общей психологии в определенной временной перспективе и в динамике, т.е. по крайней мере в аспекте микроразвития. С другой стороны, уже давно (с начала XX века) выделившаяся в особую область возрастная психология изучает макроразвитие, т.е. возрастные изменения в психике человека в течение его жизни. Правда, при этом акцент всегда ставился на изучении генезиса психики, т.е. на возникновении и становлении психических функций, процессов и свойств личности, в основном до взрослого состояния. Поэтому в возрастной психологии долгое время явно преобладала проблематика изучения детства и юношества по сравнению с менее интенсивно исследовавшимися зрелостью и тем более старостью человека.
Это нашло свое отражение в формировании в начале XX века педологии как комплексной дисциплины, всесторонне изучающей развитие ребенка средствами психологии и смежных с ней наук о человеке. Как это ни парадоксально, но факт, что и аналогичная комплексная наука о старости - геронтология - оформилась в самостоятельную дисциплину значительно раньше, чем акмеология, которая также является интегративной наукой о зрелости человека - возрастной, личностной, социальной - и о развитии его профессионализма и творчества.
Казалось бы, психологическое значение именно этих аспектов зрелости взрослого, работающего человека как наиболее активного элемента социума должно было бы не в меньшей мере интересовать общество, чем их онтогенез в детстве, изучаемый педологией. Однако логика развития наук о человеке такова, что в начале XX века оформились те области психологии, которые обеспечивали социальный заказ на обслуживание общественной практики общего дошкольного и школьного образования. Это привело к тому, что в психологическом изучении проблематики развития доминировали вопросы детской и педагогической психологии, оттесняя на задний план психологию зрелого возраста и психологию профессий.
Чем же объясняется проявившийся
лишь в конце XX века интерес к
психологии развития человека в целом
и к изучению его зрелости в
частности акмеологией? Именно в
этот период особую остроту приобретает
социальная потребность в специалистах
различного профиля в сфере управления,
менеджмента, социальной работы с высоким
уровнем профессионализма и мастерства,
изучаемых акмеологией. Поэтому
недостаточно обеспечивать получение
детьми общего образования: его необходимо
рассматривать и как
Более того, в связи с
ростом продолжительности жизни
в развитых странах возник социальный
заказ на реализацию трудовых потребностей,
ресурсов, профессионального и жизненного
опыта пожилых людей, чем и
объясняется интерес к
Таким образом, в последней трети XX века не только оформился социальный заказ на психологическое изучение развития человека как целостного макропроцесса (включающего детство, зрелость, старость), но и сложились дополнительные научные предпосылки для этого в виде завершения формирования новых комплексных дисциплин - педологии, акмеологии, геронтологии. Более того, в связи с наметившейся в последней трети XX века переориентацией обучения на непрерывное образование человека на всех возрастных ступенях (т.е. детства, юности, зрелости, старости) помимо традиционной педагогики, обслуживающей школьное обучение, можно ставить вопрос о создании науки "юногогики" о юности, изучающей развитие человека в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения и формирования его социально ориентированного мышления, а также специальной прикладной дисциплины "геронтогогики", обслуживающей процессы социализации и образования юношей и девушек. Необходимо способствовать формированию дисциплин, разрабатывающих методы профессионального образования взрослых учащихся и постпрофессиональную переподготовку пожилых людей.
Тем самым социальная потребность
научного обеспечения все расширяющейся
практики непрерывного образования - как
общекультурного, так и специально
профессионального - создает дополнительные
прикладные предпосылки для оформления
психологии развития (целостно изучающей
психологические изменения
Направления акмеологии
Творчество и созидание – основные понятия акмеологии
Объектом акмеологии является человек зрелый и созидающий (созидательной является деятельность, завершающаяся созданием продукта, имеющим социально значимую ценность), способный воплощать искомый результат в продукте деятельности. В этом главное отличие акмеологии от психологии.
При этом основополагающей
категорией акмеологии в
Кроме того, акмеология
имеет многосторонние связи с
другими науками, искусством, культурой
в целом, как для
Заключение.