Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:40, дипломная работа

Описание

Объект – процесс активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет – использование проблемных ситуаций как способ активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель – выявить на практике влияние использования проблемных ситуаций на повышение познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.docx

— 45.04 Кб (Скачать документ)

Дипломная работа

«Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения»

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3

Глава 1

1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся………………….5

1.1.2. Ситуации, активизирующие  деятельность учащихся……………………………5

1.1.3 Уровни познавательной  активности……………………………………………….6

1.1.4. Принципы активизации  познавательной деятельности учащихся……………...7

1.1.5. Факторы, побуждающие  учащихся к активности………………………………..9

1.2. Особенности технологии  проблемного обучения………………………………...10

1.3. Проблемная ситуация  как способ активизации деятельности  учащихся в процессе изучения  окружающего мира………………………………………………...18              

1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19   

1.3.2.  Способы  создания проблемных ситуаций……………………………………...21

1.3.3. Правила создания проблемных  ситуаций……………………………………….24

1.3.4.Примеры проблемных  ситуаций………………………………………………….27

1.4. Структура  проблемного урока……………………………………………………. 29                                                                            

1.5. Методическое  разнообразие проблемных заданий……………………………….31                                                                           

Глава 2

2.1.Практическая работа  ………………………………………………………………..34                                                                     

Заключение…………………………………………………………………...41                                                                                                  

Список использованных источников…………………………………………………...43                                                                           

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9     

Введение     

Мы  считаем тему нашей дипломной  работы актуальной, потому что в  настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования  одна из самых актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.     

Ведущими  процессами, на которые опирается традиционное обучение в начальной школе, являются восприятие и память. При таком подходе ученик играет «второстепенную» роль: его задача внимательно выслушать учебный материал, прочитать, запомнить и воспроизвести его. Чем ближе к тексту (образцу, инструкции) выполняет учащийся задание, тем выше оценка его деятельности. Школьников же следует приучать к применению своих знаний и умений, подготавливая их к творческой деятельности в будущем. Учебная деятельность должна носить, насколько это возможно, творческий характер. Этому соответствует проблемное обучение. Проблемные ситуации отражают наличие тех или иных противоречий объективной реальности, проявляющихся, в частности, в научных и учебных процессах.     

Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею; в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.      

Объект  – процесс активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.     

Предмет – использование проблемных ситуаций как способ активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.     

Цель – выявить на практике влияние использования проблемных ситуаций на повышение познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.      

Задачи  исследования:      

1) изучить и описать  дидактические основы активизации  познавательной деятельности учащихся  на уроках «Окружающий мир»;     

2) изучить и описать типы, правила и приёмы создания проблемных ситуаций на уроках «Окружающий мир»;     

3) разработать и апробировать проблемные  ситуации на уроках окружающего  мира:     

Методы  исследования:     

1) анализ психолого-педагогической, методической  литературы по теме исследования;      

2) изучение передового  педагогического опыта;     

3) практическая разработка  проблемных ситуаций на уроках  «Окружающий мир».     

Сроки работы: сентябрь 2010 – май 2011г.     

База: МОУ «СОШ №55» г. Кургана.  
  
  
  
  
  
  
  
      

Глава 1     

1.1. Дидактические  основы активизации учения учащихся      

Способность к саморазвитию должна стать результатом  познавательной деятельности.     

1.1.2. Ситуации, активизирующие  деятельность учащихся     

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.     

Наибольший  активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в      

которых учащиеся сами должны:      

·        отстаивать свое мнение;     

·        принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;     

·        ставить вопросы своим товарищам и учителям;     

·        рецензировать ответы товарищей;      

·        оценивать ответы и письменные работы товарищей;     

·        заниматься обучением отстающих;      

·        объяснять более слабым учащимся непонятные места;     

·        самостоятельно выбирать посильное задание;     

·        находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);     

·        создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;     

·        решать познавательные задачи путем комплексного применения     

известных им способов решения.      

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в  виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.     

Отсюда  можно сделать вывод, что успех  обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.     

1.1.3.Уровни познавательной  активности     

Отношение учащихся к учению преподавателя  обычно характеризуется активностью.     

Первый  уровень активности - воспроизводящая активность.      

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить  и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью  волевых усилий школьника, отсутствием  у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»        

Второй  уровень активности  - интерпретирующая активность.     

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению  смысла изучаемого содержания, стремлением  познать связи между явлениями  и процессами, овладеть способами  применения знаний в измененных условиях.     

Характерный показатель: большая устойчивость волевых  усилий, которая проявляется в  том, что учащийся стремится довести  начатое дело до конца, при затруднении  не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.      

Третий  уровень активности - творческий.     

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений  и их взаимосвязей, но и найти  для этой цели новый способ.     

Характерная особенность - проявление высоких волевых  качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречал ось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.   
      

1.1.4. Принципы активизации  познавательной деятельности учащихся      

Принцип проблемности      

Прежде  всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.      

Принцип обеспечения максимально  возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач        

 Суть данного принципа  заключается в том, чтобы организация  учебно-познавательной деятельности  учащихся по своему характеру  максимально приближал ась к  реальной деятельности. Это и  должно обеспечить в сочетании  с принципом проблемного обучения  переход от теоретического осмысления  новых знаний к их практическому  осмыслению.       

Принцип взаимообучения      

Не  менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.   
  
      

Принцип исследования изучаемых проблем     

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности  включала в себя элементы анализа  и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.      

Принцип индивидуализации      

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет  исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:      

·        состав класса,     

·        адаптация к учебному процессу,      

·        способность к восприятию нового и т.п.     

Все это требует применять такие  формы и методы обучения, которые  по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.       

Принцип самообучения      

Не  менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.   
      

Принцип мотивации      

Активность  как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому  в числе принципов активизации  особое место отводится мотивации  учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.     

Принципы  активизации учебно-познавательной деятельности     

учащихся, также как и выбор методов  обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся.       

1.1.5.Факторы, побуждающие  учащихся к активности      

В числе основных факторов, побуждающих  учащихся к активности, можно назвать  следующие:      

Интерес является главным мотивом активизации  учащихся. Данный фактор преподавателю  необходимо учитывать уже при  формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.      

Творческий  характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.     

Информация о работе Активизация познавательной деятельности на уроках природоведения