Активность личноси. Потребности. Мотивы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:56, контрольная работа

Описание

Потребность выступает как источник активности человека. По источнику формирования все потребности можно разделить на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные. Духовные потребности – это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.

Содержание

1. Потребность - источник активности личности.
2. Виды потребностей.
3. Мотивация как проявление активности личности.

Работа состоит из  1 файл

психологияя.docx

— 24.72 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа

по предмету

психология

студентки 1-го курса

профиль финансы  и кредит

специальность экономика

Скрипникова Евгения Андреевна

 

 

Задание №9.

 

Тема: «Активность  личности. Потребности. Мотивы»

 

Содержание:

Вопрос  №1.

Потребность – источник активности личности. Виды потребностей………..………….3

Вопрос  №2.

Мотивация как проявление потребностей личности……………….…………………………..6

 

 

Вопрос  №1.

Потребность – источник активности личности. Виды потребностей.

 

Активность как центральная  составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения мотивов - непосредственных побудителей поведения.

Потребность выступает как источник активности человека. По источнику  формирования все потребности можно разделить на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные. Духовные потребности – это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей». А. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  • Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  • Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  • Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  • Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  • Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

 
     Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (от низшего к высшему):

  • Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  • Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  • Потребность в принадлежности и любви.
  • Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  • Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  • Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  • Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

 

К.Альдерфер согласен с А.Маслоу, что индивидуальные потребности можно разместить в виде иерархии. Но она у него имеет три ступени:

  • существования - факторы, удовлетворяющие потребность существовать (еда, воздух, вода, заработная плата, условия работы);
  • родственности - потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями (дружба, общение, любовь);
  • развития - потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным ростом индивида.

Н. Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:

  • по характеру и природе возникновения: естественные, социальные, интеллектуальные;
  • по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;
  • по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;
  • по степени конкретизации: общие и конкретные;
  • по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные;
  • по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;
  • по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;
  • по степени активности: активные и пассивные;
  • по степени рациональности: рациональные и иррациональные («псевдопотребности»);
  • по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;
  • по степени перспективности: социально перспективные и бесперспективные.

В содержательном плане выделяют:

  • биологические: потребность в тепле, воздухе, пище, воде, сексуальном партнере и многие другие;
  • эколого-поведенческие (психологические): потребность в доминировании и подчинении, создании своей группы (семьи), стиле и темпе жизни и др.;
  • этнические: потребность в принадлежности к определенному роду, клану, нации, этнической целостности и др.;
  • социальные (и социально-психологические): потребность в общении, в возможности образования социальных групп;
  • трудовые: потребность в труде, достижениях, успехе в деятельности и др.;
  • познавательные: потребность в познании, образовании;
  • экономические: потребность в обеспечении пищей, одеждой, жильем, средствами труда в соответствии с анатомо-физиологическими, этническими, престижными нормами;
  • другие (эстетические, конституционные, коммуникативные и т.д.).

Этот перечень можно было бы значительно  продолжить. В современных психологии, социологии, экономике существует масса  самых различных классификаций, пытающихся полно описать человеческие потребности. Однако пока это никому не удавалось. И такая ситуация объяснима. Дело в том, что поведение человека многообразно, практически любой «объект» может стимулировать возникновение той или иной потребности. Например, потребность иметь такую же машину, как у соседа, или потребность в одиночестве и потребность в духовной близости, или одновременная потребность и в том и в другом (потребности, как и эмоции, могут быть амбивалентными).

 

 

Вопрос  №2.

Мотивация как  проявление потребностей личности.

 

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека: его начало, направленность и активность.

Мотивация – это объяснение поведения  человека, поиск ответов на вопросы  «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Любая форм поведения может быть объяснена причинами (внутренними или внешними). Поведение человека подчиняется реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных мотивов. Мотивом могут служить различные потребности. Потребность это состояние нужды в определенных условиях, которых им не достает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности). Потребность есть у всех живых существ. Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Количество и качество потребностей зависит от уровня организации личности, образа и условий жизни, от места, занимаемого в обществе. 

Потребности невозможно непосредственно  наблюдать или измерять. Об их существовании  можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая зз людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию.

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние  устремленности. Побуждение — это  ощущение недостатка в чем-либо, имеющее  определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности  и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом смысле — это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает  такой цели, его потребность оказывается  удовлетворенной, частично удовлетворенной  или неудовлетворенной. Например, если вы ощущаете потребность в сложной  работе, это может побудить вас  попытаться достичь цели в виде получения  места, обеспечивающего ее. Получив  такое место, вы можете обнаружить, что работа там на самом деле не такая сложная, как вы предполагали. Это может заставить вас работать с меньшим усердием или искать другое место, на котором ваша потребность  будет удовлетворена.

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных  обстоятельствах в будущем. В  общем случае люди стремятся повторить  то поведение, которое ассоциируется  у них с удовлетворением потребности  и избегать такого, которое ассоциируется  с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата.

 

 


Информация о работе Активность личноси. Потребности. Мотивы