Актуальность разрешения внутриличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:18, контрольная работа

Описание

Частые внутриличностные конфликты у подростков могут привести к утрате уверенности в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда и к потере смысла жизни. Острые внутриличностные конфликты могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении. Именно поэтому нужно разрешать внутриличностные конфликты. В этом может помочь специалист по социальной работе, так как одной из задач его работы является содействие человеку в нормальном функционировании в обществе, развитие полноценной, физически, психически и нравственно здоровой личности.

Работа состоит из  1 файл

Актуальность разрешения внутриличностных конфликтов.doc

— 40.50 Кб (Скачать документ)

Актуальность разрешения внутриличностных конфликтов

Особое  внимание заслуживает положение  в нашем обществе неполных семей. Неполная семья - это один из основных социально-демографических типов  современной семьи. Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок (Л.Т. Шинелова) [8, с. 140]. Каждая 6-7 семья - неполная.

К сожалению реалии таковы, что многие исследователи уже сейчас говорят  о стремительном росте числа  неполных семей и в будущем.

Проблемы  социальной работы с детьми из неполных семей, ответственности родителей  и всего нашего общества за этих детей были и всегда будут одними из главных в педагогике, социологии, конфликтологии, психологии, ведь будущее  страны зависит от того, каким придет на смену это новое поколение [7, с. 22].

Частые  внутриличностные конфликты у подростков могут привести к утрате уверенности  в своих силах, формированию устойчивого  комплекса неполноценности, а иногда и к потере смысла жизни. Острые внутриличностные конфликты могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении. Именно поэтому нужно разрешать внутриличностные конфликты. В этом может помочь специалист по социальной работе, так как одной из задач его работы является содействие человеку в нормальном функционировании в обществе, развитие полноценной, физически, психически и нравственно здоровой личности.

Теоретические аспекты изучения внутриличностных конфликтов

Внутриличностный  конфликт можно определять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

В психологии выделяют показатели внутриличностного  конфликта.

- Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

- Эмоциональная сфера: психоэмоциональное  напряжение; значительные отрицательные  переживания.

- Поведенческая сфера: снижение  качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью;  негативный эмоциональный фон общения.

- Интегральные показатели: нарушение  нормального механизма адаптации;  усиление психологического стресса. 

В реальной жизни происходит множество  внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.

Исходя  из этого выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.

Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря  этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также  те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).

Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих  возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть») [6, с. 67-68]

В зависимости от того, какие стороны  внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

1. Мотивационный конфликт. Один из  часто изучаемых видов внутриличностного  конфликта, в частности, в психоаналитическом  направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (З. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями - классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.

2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).

3. Конфликт нереализованного желания  или комплекса неполноценности  (Ю. Юрлов). Это конфликт между  желаниями и действительностью,  которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт  между «хочу быть таким, как  они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А, Захаров). Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).

4. Ролевой конфликт выражается  в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

5. Адаптационный конфликт понимается  как в широком смысле, т. е.  как возникающий на основе  нарушения равновесия между субъектом  и окружающей средой, так и  в узком смысле - при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека - профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.

6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности  зависит от ее критичности,  требовательности к себе, отношения  к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. (А. Петровский, М. Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова), между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен) [1, с. 296-298].

Общепризнано, что внутриличностные конфликты не могут возникать  без влияния на личность окружающей среды, в том числе социальной. «Чистых», возникающих только по причине  внутренних действий, внутриличностных конфликтов нет. Их можно разделить на две группы исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта.

возникающие как результат перехода объективных противоречий, внешних  по отношению к человеку, во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.);

возникающие из противоречий внутреннего  мира личности (мотивационные конфликты, конфликт неадекватной самооценки), которые  отражают отношение личности к окружающей среде.

Оказывается, для того чтобы возник внутриличностный конфликт, необходимо присутствие личностных и ситуативных условий.

Среди личностных условий обычно называют наличие у индивида:

сложного внутреннего мира и  актуализации этой сложности;

сложной и развитой иерархии потребностей и  мотивов;

высокого  уровня развития чувств и ценностей;

сложно  организованной и развитой когнитивной  структуры, способности индивида к  самоанализу и саморефлексии. Ситуативные  условия, которые делают внутриличностный конфликт актуальным, исследованы в  работах В. Мерлина. Эти условия  внешние и внутренние.

Внешние условия конфликта сводятся к  тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и  отношений личности становится вовсе  невозможным или находится под  угрозой: уже в борьбе с природой возникают трудности и препятствия  для удовлетворения мотивов и отношений личности; удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов; общественная жизнь требует ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких, например, стремления к сохранению жизни.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов:

- Компромисс - сделать выбор в пользу  какого-то варианта и приступить  к его реализации.

- Уход - уход от решения проблемы.

- Переориентация - изменение притязаний  в отношении объекта, вызвавшего  внутреннюю проблему.

- Сублимация - перевод психической  энергии в другие сферы деятельности (занятия спортом, музыкой, творчеством  и т. д.).

- Идеализация - предавание мечтаниям,  фантазиям, уход от действительности.

- Вытеснение - подавление чувств, устремлений, желаний.

- Коррекция - изменение Я-концепции  в направлении достижения адекватного  представления о себе [2, с. 188].


Информация о работе Актуальность разрешения внутриличностных конфликтов