Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:19, реферат
Многие специалисты большое внимание уделяют детям, у которых полностью или частично отсутствует полноценная речь. Ранее эту патологию называли «слухонемотой, «врожденной афазией», «афазией детского возраста», сейчас остановились на термине «алалия», обозначающем отсутствие речи или ее системное недоразвитие. Это сложный речевой дефект, вызванный поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до 3 лет).
«Дифференциальная
диагностика алалии
от других состояний»
Журнал Логопед №8, 2009 год
Автор статьи Козуб Л.В.,
учитель-логопед
МДОУ ЦРР № 165, г. Оренбург.
Многие специалисты (В.К. Орфинская, 1963; Л.Р. Давидович, 1975; В.В. Ковалёв, 1979; Е.Ф. Соботович, 1981; В.А. Ковшиков, 1985) большое внимание уделяют детям, у которых полностью или частично отсутствует полноценная речь. Ранее эту патологию называли «слухонемотой, «врожденной афазией», «афазией детского возраста», сейчас остановились на термине «алалия», обозначающем отсутствие речи или ее системное недоразвитие. Это сложный речевой дефект, вызванный поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до 3 лет).
В массовом детском саду «неговорящих» детей, в частности с моторной алалией по специфическим проявлениям психической деятельности, путают с детьми с умственной отсталостью.
Однако при создании благоприятных условий и комплексной коррекционной работе появляется возможность формирования у таких детей полноценной самостоятельной речи и готовности к школьному обучению в общеобразовательной или специальной школе.
Каков портрет «неговорящего» ребенка?
В рамках психолого-педагогической классификации Р.Е. Левина выделяет три группы речевого развития «неговорящих» детей:
В речи детей-алаликов выделяют целый ряд ошибок:
Психологические
особенности «неговорящих»
Как выявить «неговорящего» ребенка?
Внимательное изучение анамнеза развития ребенка необходимо для воспроизведения наиболее полной картины.
Основной причиной возникновения алалии большинство исследователей считают патологию протекания беременности: токсикоз, угроза ее прерывания, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери, вредные привычки (наркомания, табакокурение). К другим причинам относятся рожденные в асфиксии, родовая травма, мозговые заболевания и травмы головы в раннем возрасте.
Первые признаки речевого расстройства проявляются у детей на втором году жизни: первые слова появляются поздно – к 3-4 годам, фразовая речь формируется только после 5-6 лет.
При исследовании неречевых психических функций важно отличать особенности выполнения заданий детьми с алалией и детьми с умственной отсталостью.
Ошибки,
характерные для детей с
Основными
показателями сформированности неречевых
психических функций могут
Анализ выполнения приведенных диагностических заданий детьми с моторной алалией, т.е. «неговорящих», не выявил особых затруднений в исполнении, что обусловлено специфическими особенностями симптомокомплекса моторной алалии.
Характерные
особенности «неговорящих»
Отличие моторной алалии от других патологий
Выделение
детей с алалией среди группы
детей с различными отклонениями
в речевом и психическом
Детей
с моторной (экспрессивной) алалией
следует отличать от детей с умственной
отсталостью (см. таблицу). «Алалия –
это форма патологии речевой
деятельности…» (Г.А. Волкова), в то
время как «…умственная отсталость
– это группа чрезвычайных состояний,
в самой различной степени и по самым различным
причинам нарушающих адекватное возрасту
функционирование индивида в обществе
вследствие дефекта познавательных способностей»
(В.В. Ковалёв) и адаптивного социального
поведения.
Дети-алалики | Дети
умственно отсталые |
Дети-аутисты |
Проявляют познавательный интерес, заинтересованное поведение. Пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, мимикой. | Не проявляют интереса | |
Принимают помощь взрослого в различных видах деятельности, стремятся к контакту. | Плохо принимают помощь. | |
Критичны к своим ошибкам и неудачам. | Малокритичны. | |
После объяснения способа выполнения задания выполняют его спонтанно. | Не формируется спонтанно, необходимо каждый раз объяснять заново. | |
Лучше понимают речь, степень обучаемости выше. | С трудом понимают сказанное. Имеются аграматизмы. Речь логически бедна или даже алогична, но правильна в формально-языковом плане и грамматическом отношении. | Одновременно употребляют «лепетные» слова и сложноорганизованные, правильные по языковой структуре высказывания. Реакция на обращенную речь отсутствует. |
Некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный характер, вторичная отсталость постепенно сглаживается. | Диффузный характер нарушения интеллектуальной деятельности. |
Список
использованной и рекомендуемой
литературы:
Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. М., 2002.