Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:39, реферат
В медицинской практике описано немало примеров алкогольного отравления детей после рождения, если мать или кормилица пили вино или пиво с целью «стимуляции» образования грудного молока. У детей при этом возникали судороги, а иногда даже приступы эпилепсии. Известно судебное дело, возбужденное родителями четырехмесячного ребенка против приходящей няни, которая в их отсутствии потчевала своего подопечного вином из бутылочки с соской, чтобы он крепко спал.
Задачами профилактики употребления алкоголя является повышение психолого-валеологической культуры школьников: - ранняя диагностика психологического и психофизического статуса школьников нацеленная на формирование готовности и потребности в здоровом образе жизни, на выявление характера и причин отклонений в поведении, психологизацию медико-психологической деятельности;
- подготовка специализированных кадров практических психологов, медицинских и социальных работников, социальных педагогов и реабилитаторов, специализирующихся на психокоррекции детей группы риска и оздоровлений условий их семейного и общественного воспитания;
- разработка
системы валеологического
- создание
информационного банка данных
по проблеме накопления
Понимая, что школа является социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика, а не формировать личность с заданными свойствами, педагогам и психологам следует видеть задачу в необходимости помочь учащемуся познать и сотворить себя, учить детей сообразно с природой каждого, приспосабливая к ребенку способы и условия обучения, а не наоборот. Главное в решении этих проблем - создание предметно-развивающей среды, ее психо-валеологическое и психологическое сопровождение, предполагая, что образовательная среда будет являться единим адаптационным и реабилитационным пространством для каждого отдельного подростка.
Создание
такого пространства следует видеть
через: определение адаптационно-
Все мотивы приобщения к алкоголю (любопытство, потребность в острых ощущениях, влияние сверстников, стремление к одобрению референтной группы, бегство от стресса, бунт против обстоятельств и авторитета родителей и общества, «философские» обоснования, такие как стремление к познанию мира и самопознанию, самораскрытию, просветлению, нирване и т.д.) связаны с ощущением недостаточной идентичности. В данном случае прием наркотиков, алкоголя, токсических веществ связан с достижением состояний, позволяющих (ложно) определить границы собственного «Я», не доступного в обыденной обстановке.
С другой стороны, прием, алкоголя является символическим действием, позволяющими приобщиться, проявить и почувствовать идентичность с некоторым окружением, которое обычно активно требует этого. И то и другое - проявление кризиса самоопределения личности.
Подростковый возраст, когда ощущение идентичности носит диффузный характер, и юношеский, прежде всего характеризующийся актуальным и активным процессом самоопределения, наиболее сензитивны к маргинальным, асоциальным способам нахождения идентичности, в конечном счете ведущим к аномальному самоопределению.
В более
поздних возрастах или у
Данные
положения, основанные на теоретических
положениях Э.Эриксона, В.Франкла, прежде
всего, заставляют думать не о психиатрической
практике борьбы с алкоголизмом, а о тех
мерах, которые уместно назвать «социальной
психотерапией». К настоящему времени
общество и государство эффективно забыли
о социально-педагогической и социально-терапевтической
роли созданных ими служб: службы занятости,
службы социального обеспечения, комитетов
по делам молодежи, управлений занятости,
управлений образования и т.д. Деятельность
большинства из них носит характер распределения
неких скудных материальных благ, и уж
редкий чиновник осознает необходимость
заботы о создании условий для обретения
смысла жизни людей, что можно сделать
иногда даже без денег.
Заключение
Каковы факторы, которые формируют личность подростка, обращающегося к алкоголю? Для некоторых определяющей является психофизиологическая предрасположенность, которая имеет разные формы: аномальный онтогенез, нейроэндокринные сдвиги, инфантилизм, психические расстройства, «бурная» акселерация. Но предрасположенность может проявиться при определенных условиях как фактор, приводящий к алкоголизации, но может и не проявиться. К данной группе также относятся подростки с врожденной агрессивностью, которые прибегают к алкоголю как к допингу, чтобы заглушить «муки совести» и устранить все нравственные барьеры.
Особый интерес представляют психологические факторы, которые связаны с темпераментом, формированием характера, с волей, с ценностями и интересами, познавательной сферой. Эти факторы способствуют становлению личности подростка. Чаще всего алкоголем увлекаются подростки неуравновешенного типа нервной системы. «К этой врожденной особенности, по мнению детских психологов института Гезела в США, добавляются качества, свойственные всем детям определенного возраста: в 11 лет - ребенок ломающийся, очень беспокойный; в 12 лет - ровный, уравновешенный; в 13 лет - беспокойный, раздражительный; в 14 лет - энергичный, завоевательный; в 15 лет - замкнутый, невротичный; в 16 лет - спокойный, ровный, контактный».
Подростков, употребляющих алкоголь, отличает слабая воля. Их волевые усилия не достигают результата, и поэтому они перестают напрягаться и отдаются течению жизни. Их ценности и интересы часто бывают примитивными, что показывает психодиагностика, и, зачастую, не выходят за пределы физиологического удовлетворения.
К употреблению
алкоголя склонны подростки, у которых
отсутствует когнитивная
При завышенной
оценке своих способностей или при
наличии интересов, хобби, превышающих
когнитивную сложность
Подростка, предрасположенного к алкоголю, отличает агрессивность, которая может быть прямой или защитной. Защитная выступает как реакция на страх или же возникает в связи с половым созреванием, особенно у мальчиков, когда они стремятся снять подобным образом сексуальное напряжение. Агрессивность в подростковом возрасте быстро закрепляется даже и у девочек.
У подростка, склонного к употреблению алкоголя, отсутствует идентификация со своей половой ролью. Особенно это свойственно ребенку из неблагополучной семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, так как у него нет образца мужского или женского поведения. Ребенок, воспитывающийся в неполной семье, либо в полной, но где мама является лидером, также формируется со спутанной половой ролью. Мама, а часто и учительницы в школе выполняют и женскую и мужскую роль.
Большое влияние на формирование личности подростка, склонного к употреблению алкоголя, оказывают разнообразные психосоциальные условия: алкоголизация членов семьи; жесткие условия воспитания; гиперопека со стороны взрослых или отсутствие необходимой заботы по отношению к ребенку; несостоятельность в учебе; отвержение референтной группой. Подросток стремится к самостоятельности, а часто она принимает форму освобождения из под контроля взрослых, но он подпадает под еще более жесткий контроль своих сверстников или более старших представителей неформальных групп, особенно с асоциальным поведением: это могут быть наркоманы, преступные группы, компании сексуальных меньшинств и другие. Стремление к независимости от взрослых характерно для гипертимных, истероидных, шизоидных подростков.
Итак, существует
довольно много факторов, приводящих
к подростковой алкоголизации, но, на
основе анализа литературы, мы делаем
вывод, что главный фактор - это
отсутствие внимания и заботы к нуждам
и требованиям подростка, отсутствие
условий для формирования здоровой, полноценной
личности подростка, как в семье, так и
в школе, и в обществе в целом, поэтому
неслучаен рост подростковой наркомании
в последние годы.
Библиографический список