Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:30, реферат
Основной предмет аналитической психологии Юнга, скорее всего, можно обозначить как структуру и функционирование психики в самодостаточном и самообусловленном ракурсе, а отсюда одновременно в контексте гуманитарной и эмпирической парадигмы, так как сущность универсума может быть познана настолько, насколько она доступна нашему психическому организму.
Реферат
Аналитическая психология
К. Г. Юнга
Основной предмет аналитической психологии Юнга, скорее всего, можно обозначить как структуру и функционирование психики в самодостаточном и самообусловленном ракурсе, а отсюда одновременно в контексте гуманитарной и эмпирической парадигмы, так как сущность универсума может быть познана настолько, насколько она доступна нашему психическому организму.
Структура
психики, по Юнгу, состоит из двух противоположных
сфер: сознание и коллективного
В области сознания Юнг выделяет персону – это внешнее проявление того, что мы предъявляем миру. Термин «персона» означает «маска», или «фальшивое лицо». Чтобы функционировать, мы играем роли, а поэтому персона имеет как позитивные (адаптация и утверждение в социуме), так и негативные (идентификация с персоной) аспекты.
В области бессознательного Юнг находит место «тени», содержащей в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, негативные черты, а также неразвитые позитивные. Юнг также считал (хотя мы считаем этот момент у Юнга недостаточно проработанным), что составной частью персоны является некая бессознательная структура, и назвал её «анимой» у мужчин и «анимусом» у женщин, конфронтация с которой создаёт проблему связи с коллективном бессознательным. «Самость» - наиболее трудный для понимания архетип в структуре психики, хотя можно достаточно просто определить самость как целостное объединение сознательного и бессознательного, но с тем условием, что она при этом будет каким-то образом избавлена от фальшивых притязаниях персоны с одной стороны и власти первобытной самости – с другой. Это может происходить только путём индивидуации, т.е. становление цельного существа, или индивидуальности.
Желанным случаем прояснить свою точку зрения называет К. Г. Юнг возможность выступить с докладом в Обществе по изучению немецкого языка (в Цюрихе, май 1922 г.) по вопросу о соотношении психологии и искусства. Отметив, что эти области, несмотря на их несравнимость, находятся в ближайших отношениях, которые вызывают к исследованию, так как основываются на том факте, что «конкретное занятие искусством является психологической деятельностью и, поскольку является таковой, оно может и должно быть подвергнуто психологическому рассмотрению», Юнг уточняет, что «предметом психологии может быть только та часть искусства, которая представляет собой процесс художественного сознания, в противоположность другой, составляющей собственно сущность искусства».
Эта
другая часть, по мнению Юнга, - предмет
эстетико-художественного
Далее
Юнг делает ряд критических замечаний
по поводу редуктивного метода Фрейда,
суть которого, пояснят Юнг, заключается
в том, «что сначала собираются все
косвенные улики
Напрямую
подходя к аналитической
Таким образом, смысл и особенности произведения находиться в нём самом, и, как образно выражается Юнг, «оно является неким существом, пользующимся человеком и его личным диспозициями лишь как питательной средой, распоряжающимся его силами по собственным законам и создающим из себя то, что оно хочет из себя создать».
Юнг оговаривается, что не каждое художественное произведение можно рассматривать в таком аспекте, так как существуют произведения, которые написаны автором по заранее намеченному плану, т.е. когда он торжественен творческому процессу. Второй вариант – когда автору стоит «ниже» своего произведения, более великого, чем он сам, и поэтому имеющего над ним власть. Первый род творчества Юнг обозначает как интровертированный, а второй – как экстравертируемый.
На этом месте своего доклада Юнг обращает внимание на то, что произошел сдвиг психологической точки зрения, когда разговор зашёл не о писателе как о личности, а о творческом процессе.
Далее автор подводит нас к проблеме, которую, по его мнению, может решить только психология, т.е. речь идёт о творчестве первого рода, когда тот писатель, который творит сознательно и создаёт то, что хочет, может до такой степени быть захваченным творческим импульсом, что даже не окажется в состоянии вспомнить направление своей воли.
Объясняя эти явления, Юнг пишет: «Мы поступим правильно, если приравняем творческий процесс к живому существу, посаженному в душу человека, словно растение в почву. Аналитическая психология называет это автономным комплексом, который представляет собой как бы изолированную часть души, ведущую самостоятельную жизнь, не подчинённую иерархии сознания».
Рассуждения Юнга переходят к теме причин образования автономного комплекса, которые нельзя узнать до тех пор, пока не будет завершено произведение.
Так
как Юнг рассматривает
Юнг уточняет, что он рассматривает случай символического художественного произведения, источники которого нельзя найти в личном бессознательном автора, так как они находятся, считает Юнг, «в сфере бессознательной мифологии, элементарной мифологии, элементарные образы которой являются достоянием человечества». Юнг называет эту сферу коллективным бессознательным и противопоставляет её личному бессознательному, которым обозначает совокупность психических процессов и содержаний, способных достичь сознания, но вследствие несовместимости с сознанием, задерживающих над его порогом. Юнг частично уступает место Фрейду: «Эта сфера также является источником произведений, но источники эти минуты, и, если они преобладают, художественное произведение становиться не символическим, а симптоматическим. Этот вид искусства мы без сожаления и раскаяния можем уступить очищающему методу Фрейда».
Далее Юнг опять возвращается к элементарным образам, или архетипам, которые, по мнению, представляют собой «усреднённые» психические осадки бесчисленных переживаний, спроецированных на многочисленные образы мифологического пандемонизма. Размышления Юнга более чем убедительны: «Любая связь с архетипом, пережита она или просто выражена, «трогает», это значит, что она действует; ведь она освобождает в нас голос более могучий, чем наш собственный. Тот, кто разговаривает первообразами, говорит тысячью голосами; он постигает, преодолевает и вместе с ним возводит обозначенное им из единичного и переходящего до сферы вечно сущего, возвышает личную судьбу до судьбы человечества».
Творческий процесс, по Юнгу, - это бессознательное оживление архетипа, благодаря которому можно заново найти подход к источникам жизни, «компенсировать несовершенство и однобокость духа времени». Высказывание затрагивает одну из проблем социальной психологии искусства: «Характер художественного произведения позволяет нам, в свою очередь, сделать вывод о характере века, в котором оно возникло». Далее философ делает важное замечание: «Художник в качестве воспитателя своего века – об этом можно было бы говорить очень долго».
Юнг
заканчивает доклад размышлениями
о неприспособленности
Как мы видим, Юнг не затрагивает, хотя и подразумевает, вопрос конкретного применения изложенного подхода, но, тем не менее, даже эти беглые наброски и отдельные положения доклада позволяют добавить к обозначенным в отечественной психологии искусства направлениям: психоаналитическому, структуралистскому и психосемантическому – ещё одно – аналитическое.
Даже
если отойти в сторону от задач
и вопросов, поставленных Юнгом в его
выступлении, то так или иначе можно применять
аналитический подход, используя структуру
личности (по Юнгу). В данном случае нас
будет интересовать персона, а именно
тот момент, когда «ЭГО» идентифицируется
с персоной и люди начинают верить, что
они являются тем, чем претендуют быть.
Список используемой литературы: