Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 13:52, курсовая работа
Цель: Провести анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений.
Задачи:
1.Выявить личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений.
2. Подобрать методы диагностики личности руководителя.
3. Провести эмпирическое исследование по оценке личностных качеств руководителя.
4.Проанализировать результаты и сделать выводы.
Введение
1. Личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений
1.1 Человек, организация, решение
1.2 Особенности личности руководителя
1.3 Личностные качества руководителя
2. Эмпирическое исследование по оценке личностных качеств руководителя
2.1 Методы диагностики личности руководителя
2.2 Анализ и оценка результатов исследования
Заключение
Список литературы
- Женщинам легче управлять коллективом, в котором преобладает женский состав. В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами (руководителями).
Результаты социологического опроса, направленного на изучение отношения к деятельности руководителя-женщины показали, что: только 5,1% отметили, что хотели бы работать под руководством женщины; 43,5% заявили, что им всё равно; 38,6% высказались отрицательно, у остальных не было твердого мнения на этот счет. Опрошенные отмечали в основном трудности в прогнозировании поведения и принятия решения у женщин-руководителей, так как в их мыслительной деятельности больше интуитивного. Кроме того, отмечались своеобразие эмоциональных реакций и противоречие между женской сущностью и выполняемой социальной ролью. Но с уверенностью утверждать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина - нельзя, так как процент женщин-руководителей по сравнению с мужчинами слишком невысок.
- Социально экономический статус и образование. Эффективный руководитель должен обладать обязательным образованием и знаниями в области менеджмента, экономики, юриспруденции, специальными знаниями, связанными с деятельностью компании, также руководитель, как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Также у руководителей повысился интерес к психологическим вопросам управления.
К
физиологическим качествам относятся
такие качества руководителя, как рост,
вес, сложение или фигура, внешний вид
или представительность, энергичность
движений и состояние здоровья. Конечно,
в какой-то степени может существовать
связь между наличием этих качеств и лидерством.
Однако быть физически выше и крупнее,
чем средний человек в группе, ещё не дает
никакого права быть в ней лидером.
2. Эмпирическое исследование по оценке
личностных качеств руководителя
2.1 Методы диагностики
личности руководителя
В первой главе мы провели теоретический анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить влияние личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений. Для осуществления этой цели мы воспользовались следующими методиками.
Методика 1. Тест "Мотивация успеха"
Методика разработана Литвинцевой Н.А. и направлена на исследование уровня мотивации к успеху.
Тест состоит из 41 вопроса, на которые необходимо дать ответ "да" или "нет" Вы должны ответить "да" или "нет" на 41 вопрос теста (табл. 14.1).
Бланк опросника, инструкция и ключи к тесту представлены в Приложении 2.
Ответы фиксируются на листе бумаги: 1 -- "да", 2 -- "нет", 3 -- "да" и т.д. Время, отводимое на выполнение теста, -- 15 мин.
Интерпретация результатов.
Подсчитайте сумму набранных баллов:
- свыше 21 -- высокий уровень мотивации к успеху.
Методика 2. Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя
Методика разработана Карелиным А.А. и направлена на оценку психологических характеристик личности руководителя (см. Приложение 2).
В бланке экспертной оценки представлены 9 психологических характеристик личности руководителя, которые диагностируются по проявлению в деятельности семи признаков каждой характеристики:
Экспертам разъясняется, что указанные в бланке экспертной оценки качества должны быть оценены ими применительно к конкретному руководителю в пятибалльной шкале: низшая оценка -- 1, высшая -- 5. Эксперты выступают анонимно и бланк экспертной оценки не подписывают.
Обработка и анализ результатов исследования. После того как эксперты выставили оценки, психолог и исследователь должен в бланках экспертной оценки подсчитать сумму баллов по каждой из девяти характеристик, полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оценок и вычислить сумму баллов, выставленных каждым экспертом по всем девяти показателям;
Протокол занятия
Исследуемый______________
Руководитель_____________
Обобщенные экспертные оценки ПХЛР
Эксперт | Оценка ПХЛР, сумма баллов | Σ | Средний балл | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1 … n |
|||||||||||
Е | |||||||||||
Средний
балл |
Если при обработке результатов выявится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно результаты работы этих экспертов из общего подсчета исключить. Большая вариативность в оценках экспертов может свидетельствовать о неоднородности экспертной группы, о разном уровне компетентности экспертов.
Общий
средний балл оценки ПХЛР позволяет сделать
заключение об уровне качеств руководителя,
ориентируясь на следующие показатели:
Оценка, баллы | Характеристика |
<21 | практическая непригодность к выполнению функций руководителя |
21-27 | низкий уровень |
28-36 | средний уровень |
>36 | высокий уровень |
Методика 3. Оценка потребности в достижении
Тест-опросник разработан Карелиным А.А. и направлен на измерение уровня мотивации достижения. Шкала эта состоит из 22 суждений, на которые необходимо дать ответ -- "да" или "нет". Бланк опросника, инструкция и ключи к тесту представлены в Приложении 3.
Интерпретация результатов.
Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).
Использованные
в работе методики позволили нам определить
мотивационно-потребностную сферу личности
лидера, в стремлении человека обладать
властью над другими людьми, господствовать,
управлять и распоряжаться ими.
2.2 Анализ и оценка результатов
исследования
После
проведения предложенных методик нами
были получены следующие результаты.
Методика 1. Тест "Мотивация успеха"
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Возраст | Кол-во баллов | Уровень мотивации |
1. | Александров В.Ю. | 25 | 19 | ув |
2. | Абрамова Е.Б. | 38 | 15 | с |
3. | Беляева С.В. | 32 | 27 | в |
4. | Гордина О.Г. | 49 | 7 | н |
5. | Гусев В.П. | 22 | 5 | н |
6. | Веселкин А.Д. | 27 | 23 | в |
7. | Вишева Ю.С. | 50 | 12 | с |
8. | Вяхирев Ю.Н. | 44 | 14 | с |
9. | Епейкина А.Е. | 39 | 31 | в |
10. | Жуков В.В. | 34 | 9 | н |
11. | Зайцев К.С. | 48 | 11 | с |
12. | Куликова С.Н. | 47 | 4 | н |
13. | Куршев К.Р. | 30 | 17 | ув |
14. | Лисьев М.С. | 45 | 25 | в |
15. | Миронова Т.В. | 23 | 16 | с |
16. | Мошкин С.С. | 41 | 19 | ув |
17. | Никифоров В.С. | 38 | 20 | ув |
18. | Оськина Н.В. | 48 | 8 | н |
19. | Сорокина В.А. | 26 | 18 | ув |
20. | Тамарова Е.А. | 47 | 13 | с |
Анализируя, полученные в ходе исследования результаты, позволили выявить, что:
Высокий уровень мотивации - 4 человека (20%)
Умеренно высокий уровень мотивации - 5 человек (25%)
Средний уровень мотивации - 6 человек (30%)
Низкий
уровень мотивации - 5 человек (25%)
Проанализировав табличные и графические данные, мы приходим к выводу, что 45% испытуемых имеют высокий уровень мотивации успеха.
Методика
2. Экспертная оценка психологических
характеристик личности руководителя
№ п/п | Качества личности | Средний балл | Уровень |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 |
Определенность
Осознанность Целеустремленность Избирательность Тактичность Действенность Требовательность Критичность Ответственность |
43
51 54 29 41 38 47 45 52 |
В
В В С В В В В в |
Анализ проведенного исследования показывает, что данный руководитель имеет следующий уровень качеств личности:
высокий уровень - 89%
средний уровень - 11%
низкий
- 0%