Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:17, доклад
Красной нитью проходит мысль о необходимости анализа психического развития ребенка с целью выделения механизмов формирования нарушений. Изменение каких-то характеристик психики ребенка должно проводиться с учетом этих механизмов. С этим нельзя не согласиться, и вся работа отечественных детских патопсихологов строится в соответствии с этой мыслью, высказанной Л. С. Выготским еще в 1936 г.
АНАЛИЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Красной нитью проходит
мысль о необходимости анализа
психического развития ребенка с
целью выделения механизмов формирования
нарушений. Изменение каких-то характеристик
психики ребенка должно проводиться
с учетом этих механизмов. С этим
нельзя не согласиться, и вся работа
отечественных детских
М. Раттер, используя термин «механизм», иногда смешивает понятия «механизм» и «условия» формирования нарушения. Так, например, очень часто он называет механизмом возникновения эмоциональных расстройств неблагоприятную атмосферу в семье. Безусловно, влияние семьи на психическое развитие ребенка огромно. Однако характер этого влияния относится к классу условий и вряд ли сам по себе может быть механизмом влияния.
Когда мы говорим о механизме нарушения, мало представить его корреляцию с одним из внешних обстоятельств. Механизм должен позволить нам понять, почему у данного конкретного ребенка в данных конкретных обстоятельствах возникает та или иная особенность поведения или характера. Только ясно представляя себе психологические механизмы формирования нарушений, можно прогнозировать определенные аспекты психического развития и строить обоснованные коррекционные программы.
М. Раттер разрабатывает систему диагностики нарушений психического развития детей, откровенно отказываясь от пути построения подобной системы на основе некоторой общей теории. Только клинический опыт и его тщательная систематизация, по мнению М. Раттера, могут дать возможность для создания «работающих», полезных для специалистов диагностических схем и классификации нарушений.
В результате, разрабатываемый им подход страдает многими недостатками, типичными для исследований, лишенных четких методологических основ. Работа М. Раттера, с одной стороны, представляет большой интерес, являясь попыткой систематизации обширных экспериментальных данных в области психотерапии и психокоррекции самых разных отклонений в психическом развитии детей, но с другой стороны, автор не сумел выйти за пределы собственного опыта и разработать теоретически обоснованную систему рекомендаций. Все это еще раз подчеркивает необходимость фундаментальных исследований, составляющих основу любой практической деятельности.
В книге М. Раттера бесспорный интерес представляет критическое рассмотрение положительных и отрицательных аспектов психоаналитического влияния на западную психодиагностику. Подчеркивая несомненную заслугу психоанализа в открытии влияния бессознательного на поведение человека, выявлении целого ряда защитных механизмов и т. д., он справедливо отмечает частую бесплодность вычурного теоретизирования и отсутствие возможности научно доказать справедливость большинства психоаналитических интерпретаций.
Информация о работе Анализы психологического развития ребенка