Анатомо-физеологических особенностей детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:35, доклад

Описание

На втором году жизни сохраняется еще достаточно быстрый темп физического развития ребенка. Это проявляется в интенсивном росте и увеличении массы тела, хотя и не таком значительном, как на первом году жизни. В первом полугодии длина тела увеличивается на 6-7 см, масса – на 1-1,5 кг. Продолжается созревание различных функциональных систем организма. Растет грудная клетка, опускается диафрагма. Ребра принимают косое положение, мышцы диафрагмы становятся крепче.

Работа состоит из  1 файл

Евтушенко 2.docx

— 17.24 Кб (Скачать документ)

2 ВОПРОС. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

На  втором году жизни сохраняется еще  достаточно быстрый темп физического  развития ребенка. Это проявляется  в интенсивном росте и увеличении массы тела, хотя и не таком значительном, как на первом году жизни. В первом полугодии длина тела увеличивается  на 6-7 см, масса – на 1-1,5 кг. Продолжается созревание различных функциональных систем организма. Растет грудная клетка, опускается диафрагма. Ребра принимают  косое положение, мышцы диафрагмы  становятся крепче.

Повышен обмен  веществ, органы пищеварения приобретают  способность переваривать самую  разнообразную пищу. Сохраняется  высокая ранимость организма  ребенка, его подверженность различным  заболеваниям. Относительная слабость и малая подвижность нервных  процессов, низкий предел работоспособности  нервных клеток коры головного мозга  приводят к быстрому утомлению. В  первом полугодии второго года жизни  ребенка совершенствуются его двигательные навыки. Он уже может подолгу ходить, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится), может перешагнуть через невысокое  препятствие. Может есть ложкой сначала густую, а к 1,5 годам и жидкую пищу.

Во втором полугодии второго года жизни  ощутимо повышается сопротивляемость организма неблагоприятным условиям внешней среды. Более совершенной  становится система терморегуляции, иммунная система надежнее защищает организм от инфекции. Повышается работоспособность  нервной системы: если ребенок в  начале второго года, не отвлекаясь, может заниматься с картинкой  всего 1–2 мин., то к концу второго  года это время увеличивается  до 7–8 мин. Быстро развивается речь, увеличивается запас слов. К концу  второго года заметно меняются пропорции  тела малыша, особенно за счет длины  рук и ног, объем груди становится больше объема головы. Совершенствуется координация движений, ребенок более  ловок, может пройти по доске шириной 15-29 см, приподнятой над полом  на 15-20 см, перешагивая через препятствия  чередующимся шагом. Заканчивается  прорезывание всех 20 молочных зубов. В  этот период дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, становится возможным привитие ребенку  гигиенических навыков.

ЗА ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНОК УВЕЛИЧИВАЕТ  МАССУ ТЕЛА ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО НА 2-2,5 КГ, ДЛИНУ – НА 12-13 СМ.

На третьем  году жизни ребенок по-прежнему быстро растет: его вес увеличивается  на 1,5-2 кг, рост – на 8-11 см. Продолжает активно созревать нервная система  ребенка. Она более вынослива, чем  у двухлетнего малыша, но если созревание клеток коры головного мозга уже  заканчивается, то продолговатый мозг, отвечающий за регуляцию жизненно важных функций, еще далек от совершенства. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется  словарный запас, малыш лучше  понимает речь взрослого. К концу  года свободное владение речью достигает  степени автоматизма.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

В раннем и  дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной  нервной системы, основные дифференцировки  нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются  умения и навыки, новые, белее сложные  условные рефлексы образуются на основе уже имеющихся. Следует учитывать  особенность центральной нервной  системы ребенка сохранять следы  тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков: ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания. При¬чем очень важно с самого начала правильно формировать двигательные навыки у дошкольников, так как исправлять их очень трудно.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

По сравнению  со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка, легко поддающиеся искривлению, могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. В это время почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника), поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей.

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Общая масса  мускулатуры у ребенка дошкольного  возраста составляет 20—22% по отношению  к массе тела, т.е. в 2 раза меньше, чем у взрослого. Мышцы ребенка  имеют волокнистую структуру, и  по мере его роста, наряду с удлинением, происходит рост мышц, главным образом, в толщину. Скелетная мускулатура  ребенка до 7 лет характеризуется  слабым развитием сухожилий и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения.

Хорошо развиты  крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие  большое значение для удержания  правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему уже в этом возрасте необходимо следить  за осанкой ребенка. Относительно слабо  развиты мелкие мышцы кисти, поэтому  дети не обладают точной координацией движений пальцев. Масса мышц нижних конечностей по отношению к массе  тела увеличивается интенсивнее, чем  масса верхних конечностей, что  связано с высокой двигательной активностью ребенка. Несмотря на то что уже к 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастает сила и работоспособность мышц, однако дети еще не способны к значительным мы¬шечным напряжениям, к длительным физическим нагрузкам.


Информация о работе Анатомо-физеологических особенностей детей раннего возраста