А.Р. Лурия как исследователь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:43, реферат

Описание

Александр Романович Лурия принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы он внес важный вклад в развитие различных областей психологии.

Содержание

1. Введение.
2. А.Р. Лурия – основатель нейропсихологии.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

А.Р.Лурия как исследователь.doc

— 41.50 Кб (Скачать документ)

Российский  Государственный Педагогический Университет  имени 

А.И. Герцена

Институт детства, отделение дошкольного образования.

 

 

Доклад по психологии человека на тему:

«А.Р. Лурия как  исследователь».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Федцова  Далила,

студентка 1 курса, 3 группы.

Проверила: Гордиенко

Наталья Николаевна.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009 год

План.

  1. Введение.
  2. А.Р. Лурия – основатель нейропсихологии.
  3. Заключение.
  4. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Александр Романович Лурия принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы он внес важный вклад в развитие различных областей психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Р. Лурия – основатель нейропсихологии.

   А.Р. Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта. Он окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов.

   Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии Лурия (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) показал значение речи в организации психических функций у детей. Докторская диссертация Александра Романовича по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. он проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов.

   В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной войны) Лурия создал новое направление в психологии - нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ Лурия и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга. На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций Александр Романович разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов. Они представляют собой набор тестовых испытаний различных познавательных процессов, произвольных действий и особенностей личности. По анализу истории болезни и предварительной беседе с больным строится предварительная гипотеза о возможной локализации очага поражения. Затем осуществляется собственно нейропсихологическое исследование, в котором анализируется качество сохранных и нарушенных психических процессов. При этом диагностируется состояние отдельных анализаторов (зрительного, слухового, кожно–кинестезического, двигательного) и уровень опосредования психических процессов с помощью речевой системы. На этом основании делается заключение о локализации очага поражения в коре больших полушарий или в подкорковых структурах.

   А.Р. Лурия разработал структурно-функциональную модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель характеризует общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности.

   Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока:

  1. Энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга;
  2. Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации;
  3. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

 

 

 

 

Заключение (анализ).

   А.Р. Лурия провел очень много  исследований, которые имели огромное значение для развития отечественной психологии, но важнейшим, на мой взгляд, стало создание нового направления – нейропсихологии, которая дала возможность диагностики состояния отдельных анализаторов и заключения о локализации очага поражения. Мне представляется это очень важным, поскольку психические процессы каждого анализатора имеют свои особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. А.Р. Лурия «Основы нейропсихологии», - М.: «Академия», 2006.
  2. А.Р. Лурия «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», - М.: 1969.
  3. «А.Р.Лурия и современная психология», - М.: МГУ, 1982.
  4. Хомская Е.Д. «Александр Романович Лурия: Научная биография», - М.: МГУ, 1992.
  5. Величковский Б.М. «Когнитивная наука: Основы психологии познания» -  М.: «Смысл»,  2006.

Информация о работе А.Р. Лурия как исследователь