Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 18:05, реферат
Арттерапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими средствами. Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно - творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности.
Введение
1. Экскурс в истории развития арттерапии
2. Основные понятия терапии искусством (арттерапии)
3. Механизм воздействия арттерапией
Заключение
Список литературы
Психотерапевт может теперь сопровождать своих пациентов по ландшафтам души, ими созданными: по лабиринтам, переливам и пятнам цветов, загадочным символам, существам и духам, по чему-то хаотически распадающемуся, неприятно точному, по горам, символам страха, ненависти и ужасным сексуальным символам, по прибоям и берегам, опасным приключениям и другим местам. Терапевт дозирует, т.е. затрагивает (обсуждает) ровно столько элементов картины, сколько ее художник сможет восстановить и переработать.
Процесс восстановления
в случае "модифицированного
У терапии искусством имеется, как мы увидели, несколько основных положений.
Одно из этих положений называется выражением. На переднем плане находится творческий процесс как таковой. Способность пациентов самовыражаться (например, в виде живописи) поощряется терапевтами искусством.
В психоаналитической терапии искусством на первом месте (как я понимаю) находится процесс познания. Познание и осознание фигурирует во всех известных в психоанализе течений.
На примере одной картины мне хотелось бы кратко осветить следующие темы
1. Я в контексте психодинамики.
Прежде всего, Я следует искать там, куда указывает сам художник (сама художница) и говорит: "Это - я". На этой картине художница сидит, прислонившись к дереву и протягивает руки к матери. Мать стоит на коленях в темной пещере, вытянув руки, и смотрит в другую сторону.
Позиция Я у художницы этой картины регрессивна (взгляд налево на картине) и беспомощна (прислонение / протянутые руки).
2. Механизм защиты / Фиксация
Художница фиксируется на матери. "Вот моя мать стоит на коленях в пещере, наклонившись вперед, и молит о внимании. Если я умру, вы будете в этом виноваты! В конце концов, она покончила жизнь самоубийством."Сидя у корня дерева, словно приклеившись к нему, художница "смотрит на вину", оставшуюся ей после смерти матери. Наблюдая за этим комплексом вины и из-за этого уничтожая свою духовную энергию, художница открывает для себя дорогу направо, дорогу к прогрессу.
3. Перенос / Проекция
Каждая картина, нарисованная спонтанно, содержит элементы отношений. Не только между личностями, нарисованными на ней, но и между автомобилями, дорогами, реками, зверями, цветами и предметами существует динамика отношений. Эта динамика отношений исследуется психоаналитически ориентированными терапевтами искусством как в плане актуальном, так и проективном. Например, терапевт спрашивает пациентку: "Существует ли между мной и ней такая же ситуация (переноса), как на картине?"
Вдруг я (условно) - дерево, к которому прислонилась художница? Или я тянущаяся вверх сестра?
Переносит ли на меня пациентка различные комплексы вины (например, если она вынуждена была отменить встречу / опоздала / иногда не принимает меня)?
4. Взаимный перенос
Терапевты, которые пережили примерно то же самое относительно своих матерей, могут склоняться к тому, чтобы смешать собственные негативные чувства и чувства художницы, оценить отношение матери как давление и, следовательно, осложнить конфликт пациентки с матерью.
Терапевтам, исключившим / оттеснившим / отделившим от себя отца, не приходит в голову, что на этой картине отца нет. "Отрицание", "слепое пятно" терапевта и художницы совпадает и является препятствием.
Или оно может быть шансом: психотерапевт, сам закончивший курс по самопознанию и имеющий опыт в этом отношении, отдает себе отчет в существовании "слепых пятен" и использует взаимный перенос для диагностических целей.
5. Сопротивление
Предложение врача продолжить картину на листе бумаги, положенном справа, т.е. изобразить дистанцию между собой и матерью или новую ситуацию отношения, повергает художницу в нерешительность.
Сопротивление воспринимается и обрабатывается ориентированными на психоанализ терапевтами искусством со всей серьезностью. Оно означает отказ от фиксации на комплексе вины, в данном случае, например, отделение от матери.
В конце концов, художнице удается нарисовать в качестве продолжения картины дорогу, которая ведет ее, ее брата и сестру в собственную жизнь. Новый контекст этой картины превращает старую вину в "черную мозоль", на которой теперь никто не фиксируется и не задерживается.
6. Источники
Дорога, по которой идут трое братьев и сестер, теперь "освещается" дорисованным деревом и висящим над ним солнцем. Дерево - архетипный символ матери. Солнце символизирует отца. Архетипные символы представляют собой противовес нехватке настоящих родителей.
Как мы смогли увидеть, психоаналитическая терапия искусством требует как от терапевта, так и от пациента раскрытия всех смысловых каналов и каналов познания. Тела, души, язык (картин), ум и дух делят между собой плоды познания: ясность и правду.
Заключение
Арттерапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арттерапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арттерапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Основные функции арттерапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
- регулятивная (снятие
нервно - психического напряжения, регуляция
психосоматических процессов,
- коммуникативно-рефлексивная
(обеспечивающая коррекцию
Список литературы
1. Акопов В.И., А.А.
Бова Сборник докладов первой
международной конференции "
2. Врачебные ассоциации. Сборник официальных документов \ Под ред. В.Н. Уранова. М.: Просвет, 2007.
3. Долецкий С.Я. Комсомольская правда. 27.03.92.
4. Иванюшкин В.Я. Вестник АМН СССР. - № 6. 1984. С. 72 -77.
5. Кузе Х. Международный медицинский журнал. 1998. С. 357-360.
6. Кунен Р.К. Medpress, v. 6. № 2. 1990. С. 8 - 8.
7. Малеина М.Н. Человек
и медицина в современном
8. Миллард Д.У. Социальная и клиническая психиатрия. № 4. 1996. С. 101 - 118.
9. Рекомендации Совета по этике АМА, Jама. № 3. 1992. С. 47-52.
10. Филипп Фут Философские науки. - № 6. 1990. С. 62 - 84.
11. Яровинский М.Я. Медицинская помощь. № 9. 1996. С. 35 - 42.
12. Шмеер Г. Я на картине. / Применение психодинамики в терапии искусством. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1992.
13. Шмеер Г. Лечебные
деревья. / Картины деревьев в
психотерапевтической практике. // Pfeiffer
Verlag, Mьnchen 1990.
Информация о работе Арттерапия, как метод терапевтического воздействия