Арттерапия, как метод терапевтического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 18:05, реферат

Описание

Арттерапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими средствами. Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно - творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности.

Содержание

Введение

1. Экскурс в истории развития арттерапии

2. Основные понятия терапии искусством (арттерапии)

3. Механизм воздействия арттерапией

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

Психотерапевт может  теперь сопровождать своих пациентов  по ландшафтам души, ими созданными: по лабиринтам, переливам и пятнам цветов, загадочным символам, существам и духам, по чему-то хаотически распадающемуся, неприятно точному, по горам, символам страха, ненависти и ужасным сексуальным символам, по прибоям и берегам, опасным приключениям и другим местам. Терапевт дозирует, т.е. затрагивает (обсуждает) ровно столько элементов картины, сколько ее художник сможет восстановить и переработать.

Процесс восстановления в случае "модифицированного психоанализа" (с помощью картин) или в случае "психоаналитической терапии искусством" (при изменяющемся центре внимания) снова происходит через слово: итак, картина (образ) становится посредником более глубокого, основательного, богатого, красочного и приближенного к истине языка.

У терапии искусством имеется, как мы увидели, несколько  основных положений.

Одно из этих положений  называется выражением. На переднем плане  находится творческий процесс как  таковой. Способность пациентов  самовыражаться (например, в виде живописи) поощряется терапевтами искусством.

В психоаналитической терапии искусством на первом месте (как я понимаю) находится процесс познания. Познание и осознание фигурирует во всех известных в психоанализе течений.

На примере одной  картины мне хотелось бы кратко осветить следующие темы

1. Я в контексте психодинамики.

Прежде всего, Я следует искать там, куда указывает сам художник (сама художница) и говорит: "Это - я". На этой картине художница сидит, прислонившись к дереву и протягивает руки к матери. Мать стоит на коленях в темной пещере, вытянув руки, и смотрит в другую сторону.

Позиция Я у художницы  этой картины регрессивна (взгляд налево на картине) и беспомощна (прислонение / протянутые руки).

2. Механизм защиты / Фиксация

Художница фиксируется  на матери. "Вот моя мать стоит  на коленях в пещере, наклонившись вперед, и молит о внимании. Если я умру, вы будете в этом виноваты! В конце концов, она покончила жизнь самоубийством."Сидя у корня дерева, словно приклеившись к нему, художница "смотрит на вину", оставшуюся ей после смерти матери. Наблюдая за этим комплексом вины и из-за этого уничтожая свою духовную энергию, художница открывает для себя дорогу направо, дорогу к прогрессу.

3. Перенос / Проекция

Каждая картина, нарисованная спонтанно, содержит элементы отношений. Не только между личностями, нарисованными  на ней, но и между автомобилями, дорогами, реками, зверями, цветами и предметами существует динамика отношений. Эта динамика отношений исследуется психоаналитически ориентированными терапевтами искусством как в плане актуальном, так и проективном. Например, терапевт спрашивает пациентку: "Существует ли между мной и ней такая же ситуация (переноса), как на картине?"

Вдруг я (условно) - дерево, к которому прислонилась художница? Или я тянущаяся вверх сестра?

Переносит ли на меня пациентка различные комплексы  вины (например, если она вынуждена была отменить встречу / опоздала / иногда не принимает меня)?

4. Взаимный перенос

Терапевты, которые  пережили примерно то же самое относительно своих матерей, могут склоняться к тому, чтобы смешать собственные  негативные чувства и чувства художницы, оценить отношение матери как давление и, следовательно, осложнить конфликт пациентки с матерью.

Терапевтам, исключившим / оттеснившим / отделившим от себя отца, не приходит в голову, что на этой картине отца нет. "Отрицание", "слепое пятно" терапевта и художницы совпадает и является препятствием.

Или оно может быть шансом: психотерапевт, сам закончивший  курс по самопознанию и имеющий опыт в этом отношении, отдает себе отчет  в существовании "слепых пятен" и использует взаимный перенос для  диагностических целей.

5. Сопротивление

Предложение врача  продолжить картину на листе бумаги, положенном справа, т.е. изобразить дистанцию  между собой и матерью или  новую ситуацию отношения, повергает  художницу в нерешительность.

Сопротивление воспринимается и обрабатывается ориентированными на психоанализ терапевтами искусством со всей серьезностью. Оно означает отказ от фиксации на комплексе вины, в данном случае, например, отделение от матери.

В конце концов, художнице  удается нарисовать в качестве продолжения картины дорогу, которая ведет ее, ее брата и сестру в собственную жизнь. Новый контекст этой картины превращает старую вину в "черную мозоль", на которой теперь никто не фиксируется и не задерживается.

6. Источники

Дорога, по которой  идут трое братьев и сестер, теперь "освещается" дорисованным деревом и висящим над ним солнцем. Дерево - архетипный символ матери. Солнце символизирует отца. Архетипные символы представляют собой противовес нехватке настоящих родителей.

Как мы смогли увидеть, психоаналитическая терапия искусством требует как от терапевта, так и от пациента раскрытия всех смысловых каналов и каналов познания. Тела, души, язык (картин), ум и дух делят между собой плоды познания: ясность и правду.

Заключение

Арттерапия - это метод  лечения посредством художественного творчества. Арттерапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арттерапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Основные функции  арттерапии:

- катарсистическая (очищающая,  освобождающая от негативных  состояний)

- регулятивная (снятие  нервно - психического напряжения, регуляция  психосоматических процессов, моделирование  положительного состояния)

- коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений  общения, формирование адекватного  межличностного поведения, самооценки).

Список  литературы

1. Акопов В.И., А.А.  Бова Сборник докладов первой  международной конференции "Общество, медицина, закон". Кисловодск. 1999. С.5 - 6.

2. Врачебные ассоциации. Сборник официальных документов \ Под ред. В.Н. Уранова. М.: Просвет, 2007.

3. Долецкий С.Я.  Комсомольская правда. 27.03.92.

4. Иванюшкин В.Я.  Вестник АМН СССР. - № 6. 1984. С. 72 -77.

5. Кузе Х. Международный  медицинский журнал. 1998. С. 357-360.

6. Кунен Р.К. Medpress, v. 6. № 2. 1990. С. 8 - 8.

7. Малеина М.Н. Человек  и медицина в современном праве.  М.1995. С. 69 - 75.

8. Миллард Д.У. Социальная  и клиническая психиатрия. № 4. 1996. С. 101 - 118.

9. Рекомендации Совета  по этике АМА, Jама. № 3. 1992. С. 47-52.

10. Филипп Фут Философские  науки. - № 6. 1990. С. 62 - 84.

11. Яровинский М.Я.  Медицинская помощь. № 9. 1996. С. 35 - 42.

12. Шмеер Г. Я  на картине. / Применение психодинамики в терапии искусством. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1992.

13. Шмеер Г. Лечебные  деревья. / Картины деревьев в  психотерапевтической практике. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1990. 
 
 
 

Информация о работе Арттерапия, как метод терапевтического воздействия