Арт-терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание

Арттерапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Метод арттерапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. АРТТЕРАПИЯ – ТЕРАПИЯ ИСКУССТВОМ И
ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ………………………………………..5
1.1 История возникновения арттерапии………………………………………....5
1.2 Цели, подходы и принципы арттерапии ……………………………………8
1.3 Сравнительный анализ методик и техник арттерапии.……………………15
1.4 Психология цвета. Символика цвета. Цвет и характер…………….……..20
ГЛАВА 2 ГРУППОВЫЕ ТЕХНИКИ АРТТЕРАПИИ………………………...26
2.1 Коллаж………………………………………………………………………..26
2.2 Техника «Дорисуй рисунок» (или «Рисунок по кругу»)………………….28
2.3 Групповая картина. «Работа с границами»………………………………...29
2.4 Техника «Сотворение глиняного мира»……………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по арту.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

        Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Арттерапия – терапия искусством и

творческим  самовыражением………………………………………..5

1.1 История возникновения арттерапии………………………………………....5

1.2 Цели, подходы и  принципы арттерапии ……………………………………8

1.3 Сравнительный анализ методик и техник арттерапии.……………………15

1.4 Психология цвета. Символика цвета. Цвет и характер…………….……..20

ГЛАВА 2 Групповые техники АРТТЕРАПИИ………………………...26

    1. Коллаж………………………………………………………………………..26
    2. Техника «Дорисуй рисунок» (или «Рисунок по кругу»)………………….28
    3. Групповая картина. «Работа с границами»………………………………...29
    4. Техника «Сотворение глиняного мира»……………………………………30

Заключение……………………………………………………………………….31

Список  использованных источников…………………………………………...33

     Введение

          Арттерапия - это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арттерапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.

     Арттерапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Метод арттерапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

     В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку, арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Ребенку предлагается свободный выбор творческого материала (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей) и вида деятельности. Продолжительность сессии 50 минут.

     Несмотря  на простоту и доступность метода это глубокая и серьезная форма  психотерапии, имеющая свои показания, к которым относятся:

  • неврозы
  • повышенная тревожность, страхи
  • низкая самооценка
  • трудности взаимоотношений с окружающими
  • депрессии
  • стрессовые ситуации (в т.ч. семейные)

     Таким образом, достигаются цели:

     - выражение эмоций и чувств, связанных  с переживаниями  своих проблем, самого себя;

     - активный поиск новых форм  взаимодействия с миром;

     - подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

     - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).

       Различают два основных типа арттерапии: пассивная (когда для лечения используется уже существующее произведение искусства и пациент его анализирует и интерпретирует) и активная (когда творит сам пациент – в этом случае как основной лечебный фактор рассматривается сам акт творчества). Зачастую оба типа арттерапии применяют в комплексе.

     Актуальность  изучения и исследования Арттерапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране настало время бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей.

     Цель  данного исследования, заключается в определении арттерапии, проанализировать возможности арттерапии и арттеропевтической техни-

     ки.

     В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

     1. Рассмотреть теоретические основы арттеропии;

     2. Произвести анализ арттерапии при проведении групповых занятий;

     3. Представить и провести одну из групповых техник арттеапии

     ГЛАВА 1. Арттерапия – терапия искусством и творческим самовыражением

     1.1 История возникновения арттерапии

     Арттерапия имеет древнее происхождение. Согласно Биниек, искусство и терапия имеют общие корни. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты сакральности в эпоху господства ньютоно-картезианской научной парадигмы, так называемая терапия впечатлениями или терапия занятостью через различные формы творческой активности пациентов была довольно популярной разновидностью гуманной клинической психотерапии еще до середины прошлого века. Однако в последующем, в связи с дифференциацией психотерапевтических подходов, она была оттеснена на задний план.

     Термин  «арттерапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком.

     Термин  арттерапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арттерапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арттерапевтическом процессе – не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

     Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии, отмечается примерно с середины XX века, когда  она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арттерапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арттерапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.

     Исключение  составляли психодинамические подходы, представленные последователями Фрейда и, особенно, Юнга, которые использовали материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отраженных в нем различных содержаний бессознательного. В нашей стране арттерапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Реорганизация западной психиатрической службы в 50 - 60 годы, связанная с закрытием многих психиатрических клиник и с расширением сети амбулаторных и полустационарных услуг, привела к тому, что арттерапевты стали работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с религиозными конгрегациями и населением. Это оказало большое влияние на развитие теории и практики арттерапии, обогатив ее новыми представлениями в духе экзистенциально-гуманистического подхода, одного из наиболее влиятельных в психологии, психотерапии и педагогике того времени. Арт-терапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с характерными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности.

     В последние два-три десятилетия арттерапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арттерапией, несколько опережает развитие ее теории, применение некоторых теоретических представлений способствовало выходу арттерапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода. Среди этих теоретических представлений последнего времени наиболее значимыми являются, в частности, следующие:

     - психология игровой деятельности, концепции онтогенетического развития  разных видов игровой активности;

     - психология измененных состояний  сознания, трактующая арт-терапевтическую  активность в состоянии творческого  вдохновения как прогрессивный  адаптационный механизм, один из  множества компонентов целостной  реакции организма, направленной  на достижение динамического равновесия;

     - современные представления общей  теории систем, касающиеся психической  деятельности, в частности, концепция  множественности ответов психики  на состояния стресса, болезни  и духовного кризиса. 

     - трансперсональная методология, рассматривающая арттерапию как универсальный метод, способствующий интеграции биографического, перинатального и трансперсонального опыта, а также балансу так называемых хило- и холотропического модуса психической деятельности.

          Артерапия в настоящее время используется как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии.

     1.2 Цели, подходы и принципы арттерапии

     Привлекательность метода арттерапии состоит в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.

     Наиболее  часто к методу арттерапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество. Таким образом, достигаются цели:

     - выражение эмоций и чувств, связанных  с переживаниями своих проблем,  самого себя;

     - активный поиск новых форм  взаимодействия с миром;

     - подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

     - и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно  меняющемся мире (гибкости).

     Эти цели арттерапевт преследует, работая как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга). Арттерапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение.

     Многие  психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арттерапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.

     В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Информация о работе Арт-терапия