Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 22:56, реферат
Постулаты поведенческой психологии изначально были сформулированы как альтернатива неудачам в классической ассоциативной психологии. Ее интроспективный метод исследования психики не удовлетворял научным критериям, так как давал нестабильные и не повторяемые результаты.
Постулаты поведенческой психологии изначально были сформулированы как альтернатива неудачам в классической ассоциативной психологии. Ее интроспективный метод исследования психики не удовлетворял научным критериям, так как давал нестабильные и не повторяемые результаты. Поэтому бихевиористы предложили отказаться от интроспекции и таких не проверяемых научными методами понятий классической психологии, как сознание, ассоциация, чувство и др., а рассматривать лишь те проявления психики человека, которые могут быть надежно зарегистрированы и повторены в условиях лабораторного эксперимента. Такими внешними проявлениями психики является поведение. В отличие от процессов сознания, которые протекают внутри субъекта и обнаруживаются лишь путем самонаблюдения (субъективный метод исследования), поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается объективно путем внешнего наблюдения. Несмотря на своеобразную терминологию и отрицание даже самого понятия "личность" в традиционном понимании, в бихевиоризме и в этом плане получены интересные результаты. Поэтому поведенческая психология включена в число направлений, предлагающих данные относительно личности и личностных проявлений.
Бихевиоризм (behaviorism, от англ. behavior — поведение) — особое направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. В своей современной форме бихевиоризм представляет продукт исключительно американской науки, зачатки же его можно найти в Англии, а затем и в России. В Англии в 90-х годах Ллойд Морган начал производить эксперименты над поведением животных, порвав, таким образом, со старым антропоморфическим направлением в зоопсихологии. Антропоморфическая школа устанавливала у животных такие сложные действия, которые не могли быть названы «инстинктивными». Не подвергая этой проблемы экспериментальному исследованию, она утверждала, что животные «разумно» относятся к вещам и что поведение их, в общем, подобно человеческому.
Согласно сложившимся представлениям, в психологии поведение определяется как внешние проявления психической деятельности, т.е. к нему можно отнести:
В бихевиоризме поведение рассматривается как система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к среде. Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнялись от рефлексов до мышления. Если рефлекторные и инстинктивные типы поведения не могут претерпевать значительных изменений, то, напротив, приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Именно эти изменения поведения возникают в результате приобретаемого опыта жизни — научения.
Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк
(1874-1949). Сам он
называл себя не бихевиористом,
Свои
выводы Торндайк изложил в 1898 году в
докторской диссертации "Интеллект
животных. Экспериментальное исследование
ассоциативных процессов у
* Эту
работу И.П.Павлов считал
То,
что интеллект имеет
Весь процесс научения описывался в объективных
терминах. Торндайк использовал идею Вена
о "пробах и ошибках" как регулирующем
начале по ведения. Выбор этого начала
имел глубокие методологические основания.
Он ознаменовал переориентацию психологической
мысли на новый способ детерминистского
объяснения своих объектов. Хотя Дарвин
специально не акцентировал роль "проб
и ошибок", это понятие, несомненно,
составляло од ну из предпосылок его эволюционного
учения. Поскольку возможные способы реагирования
на непрестанно меняющиеся условия внешней
среды не могут быть заранее предусмотрены
в структуре и способах поведения организма,
согласование это го поведения со средой
реализуется только на вероятностной
основе. Эволюционное учение потребовало
введения вероятностного фактора, действующего
с такой же непреложностью, как и механическая
причинность. Вероятность нельзя было
больше рассматривать как субъективное
понятие (результат незнания причин, по
утверждению Спинозы). Принцип "проб,
ошибок и случайного успеха" объясняет,
согласно Торндайку, приобретение живыми
существами новых форм поведения на всех
уровнях развития. Преимущество этого
принципа достаточно очевидно при его
сопоставлении с традиционной (механической)
рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском
понимании) означал фиксированное действие,
ход которого определяется так же строго
фиксированными в нервной системе путями.
Невозможно было объяснить этим понятием
адаптивность реакций организма и его
обучаемость.
Торндайк
принимал за исходный момент двигательного
акта не внешний импульс, запускающий
в ход телесную машину с предуготованными
способами реагирования, а проблемную
ситуацию, т.е. такие внешние условия, для
приспособления к которым организм не
имеет готовой формулы двигательного
ответа, а вынужден ее построить собственными
усилиями. Итак, связь "ситуация – реакция"
в отличие от рефлекса (в его единственно
известной Торндайку механистической
трактовке) характеризовалась следующими
признаками: 1) исходный пункт – проблемная
ситуация; 2) организм противостоит ей
как целое; 3) он активно действует в поисках
выбора и 4) выучивается путем упражнения.
Итак,
Торндайк существенно расширил область
психологии. Он показал, что она простирается
далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось,
что психолога за этими пределами могут
интересовать только бессознательные
явления, скрытые в "тайниках души".
Торндайк решительно изменил ориентацию.
Сферой психологии оказывалось взаимодействие
между организмом и средой. Прежняя психология
утверждала, что связи образуются между
феноменами сознания. Она называла их
ассоциациями. Прежняя физиология утверждала,
что связи образуются между раздражением
рецепторов и ответным движением мышц.
Они назывались рефлексами. По Торндайку,
коннексия – связь между реакцией и ситуацией.
Очевидно, что это новый элемент. Говоря
языком последующей психологии, коннексия
– элемент поведения. Правда, термином
"поведение" Торндайк не пользовался.
Он говорил об интеллекте, о научении.
Но ведь и Декарт не называл открытый им
рефлекс рефлексом, а Гоббс, будучи родоначальником
ассоциативного направления, еще не употребил
словосочетание "ассоциация идей",
изобретенное через полстолетия после
него Локком. Понятие созревает раньше
термина. Работы Торндайка не имели
бы для психологии пионерского значения,
если бы не открывали новых, собственно
психологических закономерностей. Но
не менее отчетливо выступает у него ограниченность
бихевиористских схем в плане объяснения
человеческого поведения. Регуляция человеческого
поведения совершается по иному типу,
чем это представляли Торндайк и все последующие
сторонники так называемой объективной
психологии, считавшие за коны научения
едиными для человека и остальных живых
существ. Такой подход породил новую форму
редукционизма. Присущие человеку закономерности
поведения, имеющие общественно-исторические
основания, сводились к биологическому
уровню детерминации, и тем самым утрачивалась
возможность исследовать эти закономерности
в адекватных научных понятиях.
Торндайк
больше чем кто бы то ни было подготовил
возникновение бихевиоризма. Вместе
с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом
не считал; в своих объяснениях процессов
научения он пользовался понятиями, которые
возникший позднее бихевиоризм потребовал
изгнать из психологии. Это были понятия,
относящиеся, во-первых, к сфере психического
в ее традиционном понимании (в частности,
понятия об испытываемых организмом состояниях
удовлетворенности и дискомфорта при
образовании связей между двигательными
реакциями и внешними ситуациями), во-вторых,
к нейрофизиологии (в частности, "закон
готовности", который, согласно Торндайку,
предполагает изменение способности проводить
импульсы). Бихевиористская теория запретила
исследователю поведения обращаться и
к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим
факторам.
Теоретическим
лидером бихевиоризма стал Джон Браадус
Уотсон (1878-1958). Его научная биография
поучительна в том плане, что
показывает, как в становлении отдельного
исследователя отражаются влияния, определившие
развитие основных идей направления в
целом.
После защиты диссертации по психологии
в университете Чикаго Уотсон стал профессором
университета Джона Гопкинса в Балтиморе
(с 1908 года), где заведовал кафедрой и лабораторией
экспериментальной психологии. В 1913 году
он публикует статью "Психология с точки
зрения бихевиориста", оцениваемую
как манифест нового направления. Вслед
за тем он публикует книгу "Поведение:
введение в сравнительную психологию",
в которой впервые в истории психологии
был, решительно опровергнут постулат
о том, что предметом этой науки является
сознание. Девизом бихевиоризма стало
понятие о поведении как объективно наблюдаемой
системе реакций организма на внешние
и внутренние стимулы. Это понятие зародилось
в русской науке в трудах И.М.Сеченова,
И.Л.Павлова и В.М.Бехтерева. Они доказали,
что область психической деятельности
не исчерпывается явлениями сознания
субъекта, познаваемыми путем внутреннего
наблюдения за ними (интроспекцией), ибо
при подобной трактовке психики неизбежно
расщепление организма на душу (сознание)
и тело (организм как материальную систему).
В результате сознание отъединялось от
внешней реальности, замыкалось в кругу
собственных явлений (переживаний), ставящих
его вне реальной связи земных вещей и
включенности в ход телесных процессов.
Отвергнув подобную точку зрения, русские
исследователи вышли на новаторский путь
изучения взаимоотношений целостного
организма со средой, опираясь на объективные
методы, сам же организм, трактуя в единстве
его внешних (в том числе двигательных)
и внутренних (в том числе субъективных)
проявлений. Этот подход намечал перспективу
для раскрытия факторов взаимодействия
целостного организма со средой и причин,
от которых зависит динамика этого взаимодействия.
Предполагалось, что знание причин позволит
в психологии осуществить идеал других
точных наук с их девизом "предсказание
и управление". Это принципиально новое
воззрение отвечало потребностям времени.
Старая субъективная психология повсеместно
обнажала свою несостоятельность. Это
ярко продемонстрировали опыты над животными,
которые были главным объектом исследований
психологов США. Рассуждения о том, что
происходит в сознании животных при исполнении
ими различных экспериментальных заданий,
оказывались бесплодными. Уотсон пришел
к убеждению, что наблюдения за состояниями
сознания так же мало нужны психологу,
как физику. Только отказавшись от этих
внутренних наблюдений, настаивал он,
психология станет точной и объективной
наукой.