Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:51, доклад
Вольфганг Кёллер (Wolfgang Kohler) родился 21 января 1887 года, в Ревале, Эстония. Образование получил в Берлинском ун-те. В 1909 он получил докторскую степень по философии. Затем он стал помощником в Психологическом Институте во Франкфурте, где встретился и работал с Максом Вертгеймером.
Краткая биография В.Келлера.
Гештальтпсихологии.
Опыты В.Келлера. Основные научные достижения, идеи, взгляды, труды.
Актуальность данных исследования для современной психологии.
Вольфганг Кёллер (Wolfgang Kohler)
Вольфганг Кёллер (Wolfgang Kohler) родился 21 января 1887 года, в Ревале, Эстония. Образование получил в Берлинском ун-те. В 1909 он получил докторскую степень по философии. Затем он стал помощником в Психологическом Институте во Франкфурте, где встретился и работал с Максом Вертгеймером. Профессиональную деятельность начал с работы на научной станции исследования антропоидов (1913—1920, Канарские острова), где экспериментально доказал в опытах над животными роль инсайта, как принципа организации поведения. В 1922 году, он стал главой и директором лаборатории психологии в Университете Берлина, где он оставался до 1935 года. В течение этого времени, в 1929 году, он написал Гештальтпсихологию. С 1935 по 1958 г. К. — профессор Суотморского колледжа в США . Был почетным доктором многих ун-тов, членом Американской академии наук и искусств, Национальной академии наук, членом Американского философского общества. Имел награду "За выдающийся научный вклад" (1957). Он умер 11 июня 1967 года в Нью-Хэмпшире.
Гештальтпсихология
основана на наблюдении за
теми вещами, которые находятся
вокруг нас, и которые не
являются частью наших простых
ощущений. Впервые об этом задумался
Вертгеймер, последователем которого
и стал Келлер. Он отметил, что
мы чувствуем движение, где есть
не что иное, как быстрая
Келлер утверждал,
что психика не равна
Так вот он обратил внимание, что разные обезьяны решали такую задачу по-разному. Одни долго пытались просто допрыгнуть с одного ящика.
Потом начинали нервничать, метаться по клетке, швыряться ящиками, потом успокаивались и могли даже прекратить решать задачу. Другие обезьянки сначала могли построить как бы модель из ящиков, но у одной из стен. Как бы примерить глазом хватает высоты или нет. И после уже сооружать эту башню под бананом.Некоторые шимпанзе сначала делали бессмысленные попытки поставить пару ящиков, или построить пирамиду , с которой было не достать банан, так как не хватало нужной высоты. Потом вдруг бросали это дело. Садились у стеночки, прикрывали глаза. И вдруг через какое-то время, встрепенувшись, шли и строили пирамиду сразу, без проб, и правильно. Вот эту одномоментную догадку у животных Келлер назвал "инсайтом" - озарением. Он считал, что шимпанзе в один миг как бы приходит нужное решение.
А были обезьянки, которые отличались необыкновенным умом и сообразительностью. Одна такая обезьянка подождала, когда в вольер войдет человек, подвела его за руку под банан, вскочила на плечи и достала лакомство.
Келлер таким образом
Келлер придумывал множество различных
опытов с шимпанзе. Например, он научил
шимпазе тушить огонь водой из
кружки. Он делал понтон, на котором
разводился костер, на другом понтоне,
соединенным с первым мостиком, была
бочка с водой. Шимпазе, чтобы
затушить огонь, надо было сначала понять,
что огонь надо тушить, а потом
еще и произвести определенные действия:
взять кружку, перейти на другой
понтон, набрать воды, вернуться
на первый понтон и залить водой огонь. Когда
его обезьянки стали хорошо справляться
с этой задачей, он убрал в кружке дно.
И стал наблюдать, что же шимпанзе будут
делать. Одни шимпазе так бессмысленно
и бегали с пустой кружкой, пытаясь набрать
в нее воды. Практически ни одна из обезьян
не догадалась зачерпнуть воды не из бочки,
а прямо из водоема, в котором находились
понтоны. Это сделала только один шимпанзе-самец.
Самый догадливый.
В ходе экспериментов Келлер так же
смог выяснить, что шимпанзе способны
на то, чтобы соорудить примитивное орудие
труда из двух вставляющихся друг в друга
палок.
Несмотря на то, что опыты Келлера могут показаться жестокими, он оставил нам бесценное наследие в виде знаний, которых у человечества никогда не было. Теперь мы знаем, что умеет шимпанзе. И эти опыты дали огромный толчок к развитию науки психологии имеено в России. Так как в Западном мире в это время уже твердо развивалась экспериментальная психология.
Дело в том, что опытами Келлера заинтересовался всем нам известный Иван Петрович Павлов. Он не верил, что у животных может быть рассудочная деятельность и не верил в опыты Келлера. И решил их повторить. И решил доказать, что это не так. Ну или хотя бы проверить. Иван Петрович был самый первый оппонент Келлера до тех самых пор, как сам не проверил и не повторил некоторые из опытов Келлера. Он так же обратился к обезьянкам. И выяснил, что Келлер не лжет. И уже в конце своей жизни Павлов начинает соглашаться, что какая-то часть разума у животных имеется. Но до конца признать их равенство с нами он не может и вообще признать тот факт, что у них хоть какой-то разум есть ему очень трудно. Поэтому он соглашается с Келлером, что у животных наблюдаются рассудочные действия, но он начинает говорить о наличии у животных "элементарной рассудочной деятельности". Так считается и до сих пор. . Скажу еще одну интересную деталь: Келлер свои опыты начал ставить после того, как ознакомился с работами Павлова (всем известная знаменитая собака Павлова). Так что вот они оказались друг для друга вдохновителями.
Описывая свои опыты
с животными с позиций
Существует мнение, что гештальтпсихология перестала развиваться и соответствовать новым требованиям науки. Возможно, основная причина заключается в том, что в гештальтпсихологии основные физические и психические явления рассматриваются параллельно. Гештальтпсихология некоторое время претендовала на общую теорию, однако исследования касались только одной из сторон психологического процесса-восприятия. Но тем не менее описанный в гештальтпсихологии чрезвычайно важный психологический факт — факт гештальта — продолжает привлекать исследователей.На сегодняшний момент это направление довольно популярно. В Москве есть институты, в которых учат не просто на психолога, а на гештальт-психолога, как на психотерапевта. Гештальтпсихологи прводят дорогостоищие консультации. У них довольно много интересных наработок. В основном групповые терапии, тренинги, различные психотерапевтические игры.
Литература: