Бизнес, как психологическое искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:59, реферат

Описание

Психология и бизнес связаны друг с другом гораздо теснее, чем то может показаться человеку, не вникавшему в специфику бизнес–психологии. Фактически предпринимательство подразумевает владение искусством эффективного управления производительными силами и целенаправленного совершенствования производственных отношений. Ведь все новое, лучшее и добротное все–таки производят не машины, а именно конкретные люди, находящиеся друг с другом в определенных отношениях. Получается, что именно слаженная команда профессионалов оказывается важнейшим инструментом любого производства, а самым важным товаром, с которым приходится иметь дело предпринимателю, оказывается рабочая сила, имеющая различную цену в зависимости от ее качества и производительного потенциала.

Содержание

Введение 3
1 Бизнес и психология 4
1.1 Залог успешного развития бизнес-процесса 5
1.2 Мировоззренческие приоритеты и умения 6
2 Успешный предприниматель 7
2.1 Организационные способности 8
2.2 Проблемы и их устранение 9
3 Современный психолог 10
3.1 Преимущества психолога 12
Заключение 13
Список использованных источников 14

Работа состоит из  1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 29.40 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

1 Бизнес и психология 4

1.1 Залог успешного развития бизнес-процесса 5

1.2 Мировоззренческие приоритеты и умения 6

2 Успешный предприниматель 7

2.1 Организационные способности 8

2.2 Проблемы и их устранение 9

3 Современный психолог 10

3.1 Преимущества психолога 12

Заключение 13

Список использованных источников 14 

 

Введение

     Психология  и бизнес связаны друг с другом гораздо теснее, чем то может показаться человеку, не вникавшему в специфику  бизнес–психологии. Фактически предпринимательство  подразумевает владение искусством эффективного управления производительными  силами и целенаправленного совершенствования  производственных отношений. Ведь все  новое, лучшее и добротное все–таки производят не машины, а именно конкретные люди, находящиеся друг с другом в определенных отношениях. Получается, что именно слаженная команда  профессионалов оказывается важнейшим  инструментом любого производства, а  самым важным товаром, с которым  приходится иметь дело предпринимателю, оказывается рабочая сила, имеющая  различную цену в зависимости  от ее качества и производительного  потенциала. Одной из важнейших забот  любого предпринимателя является всестороннее и непрестанное развитие качества привлекаемых им к производственному процессу рабочих команд. Даже изобретя новый  товар или услугу и грамотно составив технологическую схему их реализации, руководитель любого производства должен осуществлять контроль за соблюдением  технологических предписаний, что  обязывает к активным взаимодействиям  с людьми. Сегодня луженой глотки или наказания рублем уже становится недостаточно для успешного руководства рабочим коллективом.

 

1 Бизнес и психология

     Бизнес – это развитие людей (совершенствование команды), развитие через людей (раскрытие творческих потенциалов всех участников бизнес–процесса) и развитие для людей (выполнение фирмой своей социальной миссии, заключающейся в производстве товаров и услуг, улучшающих жизнь клиентов фирмы) [1]. Следовательно, вовсе не экономика и не финансы оказываются главными предметами изучения будущих бизнесменов, но именно душеведение, изучение которого ведет к пониманию внутренней жизни окружающих людей. Бизнес и психология действительно близки по своему культуротворческому смыслу. Бизнес – это расцвет единства заинтересованного труда, полноценного здоровья и творческих идей.

     Психология  – это дисциплина, ориентированная  на развитие работоспособности, укрепление благополучия и освоение людьми ресурсов их собственной глубинной одаренности [1]. В некоем смысле бизнесмены и психологи оказываются коллегами, занятыми единым делом – способствующими развитию жизни людей. При этом главное понимание, полнота которого определяет успех в предпринимательстве и профессионализм в психологической работе, едино – человек есть мера всех вещей. Потому–то современное предпринимательство попросту немыслимо без привлечения профессиональных психологов к развитию бизнес–команд. Для сегодняшних бизнесменов становится естественным новое понимание стратегически значимой роли психолога в частной фирме. Уже не обойтись модификациями пресловутой стратегии "кнута и пряника". Современный мир ориентируется на развитие иных экономических и деловых отношений, основанных на подлинном взаимном уважении и ответственности каждого за собственную психологическую культурность.

 

    1. Залог успешного развития бизнес-процесса

     Благодаря ознакомлению с достижениями современной  практической психологии предприниматели  все глубже уясняют замечательную  истину о центральности самого субъекта для развития его собственного жизненного мира и о полной пластичности психики  и ее открытой доступности квалифицированному творческому воздействию. Не только человек есть функция его собственного жизненного мира, включающего такие  различные аспекты и области, как забота о детях, самореализация, смысл жизни. сексуальные отношения  и социальный статус, но и сам  жизненный мир при правильном подходе к влиянию на человека оказывается следствием изменений  самого субъекта. Эффективность, трудолюбие и компетентность человека могут  существенно варьироваться в  зависимости от грамотного применения современных психотехнологий. Конечно, ленивого увальня плодовитым распорядителем не сделать, но актуализировать скрытые  потенциалы одаренности профессионала  и сообщить его творчеству новое  измерение эффективности просто необходимо. Сегодня психологическая  работа с членами команд оказывается  немаловажным фактором повышения конкурентоспособности  фирмы, не отменяющим других факторов, определяющих эффективность бизнес–группы, но и не заменимым никакими другими  действиями и решениями. Залогом  успешного развития бизнес–процесса  является эффективность мышления предпринимателя  и людей, вовлеченных в орбиту совместной с ним деятельности [2].

     Эффективность мышления определяется:

     1) умением находить связи между явлениями;

     2) способностью отделять главное от второстепенного;

     3) искусством критически оценивать достигнутые результаты и пересматривать значение различных элементов собственного опыта.

 

1.2 Мировоззренческие приоритеты и умения

     Для успешных предпринимателей характерны следующие мировоззренческие приоритеты – представление о принципиальной неисчерпаемости ресурсов мира; повышенный интерес к стратегиям развития и феномену новизны, открытия и изобретения; согласие на продуктивную трансформацию любого сегмента собственного жизненного мира; философия дара свободной воли; понимание важности непрекращающейся шлифовки опыта с использованием спектра обратных связей; безусловное принятие важности ориентации на запросы и потребности клиента, собственным поведением предписывающим производить именно то, что ему самому нужно.

       Самые главные умения человека: управление фокусом осознанного внимания, управление личными переживаниями и управление осмысленным распределением времени, средств и усилий (в строгом соответствии с целевыми приоритетами). Планомерное освоение этих трех умений позволяет предпринимателю: уверенно проектировать будущее, реализовывать собственные проекты, извлекать полезный опыт из неудач, целенаправленно перенастраивать собственную психику, использовать скрытые ресурсы (как свои собственные, так и окружающих людей, ситуаций и предметов окружения), продуктивно анализировать опыт других и при необходимости целенаправленно и эффективно обучаться всему необходимому.

 

2 Успешный предприниматель

     Кроме высокой квалификации и трудовой дисциплины, необходимо еще и само активное усердие работника и  гармоничные взаимодействия друг с  другом всех членов команды, чего без  высокой мотивированности на достижение лучших результатов в труде не достичь. Искусство же мотивирования  вовсе не сводится к элементарным вербальным манипуляциям или закулисному  политиканству менеджера. Сегодняшний  менеджмент осваивает стратегии  контекстного мотивирования, эффективность  которых обеспечивают профессионалы  в области человеческих отношений. Так что управлять усердием и  послушанием работников без помощи профессионального душеведа становится попросту невозможным. В дальнейшем эта проблема ничуть не обещает сойти  на нет и спонтанно рассосаться. Как раз по мере становления развитого  профсоюзного движения, которое неизбежно  в скором времени придет и на наши предприятия, не исключая частные, помощь профессионального психотехнолога будет совершенно необходима, если предпринимателя действительно  интересует конечный результат и  он стремится к максимальному  использованию творческого потенциала всего организованного им коллектива.

     Не  следует забывать, что само по себе приглашение психолога вовсе  не отменяет необходимости применения других мер интенсификации труда (организационных, финансовых, технологических), но придает  им столь желанные респектабельность  и флер, хотя недоброжелатели смело  назовут всю систему максимизации производительности наемного труда "потогонной" [1].

 

2.1 Организационные способности

     Специалисты в области психологии бизнеса утверждают: успешным оказывается только тот предприниматель, который обладает необходимым минимумом организационных способностей, а именно:

     − выраженной мотивацией к структурному оперированию данными, умением считать и планировать;

     − психологическими талантами (использование  собственной интуиции, коммуникативная  компетентность, понимание особенностей и преимуществ окружающих людей).

     Действительно, современная симбиотическая парадигма  экономики, предписывающая принципиальную обязательность полноценного межчеловеческого сотрудничества, не допускает удаления руководителя от проблем, с которыми сталкиваются его подчиненные. Вследствие непрерывного взаимодействия с окружающими, из–за постоянных стрессов и регулярных сбоев в развитии рабочих программ, как в отдельном работнике, так  и в целостных командах накапливаются  погрешности, дисгармонии и ошибки, которые должны быть выявлены и преодолены. Их называют по–разному "шлак неадекватности", "мусор дезадаптации" или "заболевания жизненных миров". Однако развитие бизнес–процесса необходимо требует гарантированного избавления от их накопления, которое рискует привести фирму к отягощению внутренними разладами, чреватому потерей конкурентоспособности и творческой эффективности [2].

 

2.2 Проблемы и их устранение

     Накапливающихся проблем, с которыми приходится иметь дело сотрудникам, декларациями не отменить, с ними надо что–то делать. Перед руководителем стоит непростой выбор. Если начать возиться с душевным неблагополучием подчиненных и периодически возникающими разногласиями в трудовом коллективе, то никаких сил не хватит на управление генеральным процессом развития дела. Потери времени ввиду явного недостатка психологической компетентности неизбежны. Если упрямо игнорировать сам факт накопления энтропии в бизнес команде, то рано или поздно паровой котел накапливающихся негативных эмоций и всевозможных рассогласований позиций и отношений приведет к неизбежному ситуационному взрыву, чреватому непредсказуемыми последствиями и для дела, и для самого предпринимателя. Наконец, можно вовремя выявлять и преодолевать накапливающиеся недоразумения и упреждать развитие потенциальных конфликтов, а также обучать членов команды самостоятельно справляться с собственными проблемами. Однако провести подобную работу способен лишь профессионал в области практической психологии, предметом заботы которого являются жизненные миры сотрудников фирмы и отношения между ними [2].

 

3 Современный психолог

     Успешный  предприниматель в качестве своих  потенциальных ресурсов рассматривает  весь окружающий мир, включая и возможности  себя самого. Привлекая к своей  работе опытных психологов–практиков, бизнесмен вполне обоснованно рассчитывает на возможность извлечения значительных выгод, связанных с повышением эффективности  продуктивной деятельности людей, которая  связана с так называемыми "психическими ресурсами". Так что профессиональный душевед для организации успешного  бизнеса ничуть не менее важен, чем  талантливый юрист или опытный  финансовый работник.

     Психологи являются представителями сообщества так называемых помогающих профессий, им изначально присуща защищающая и  охраняющая, поддерживающая и питающая Инь–функция, полярно противоположная  Ян–распорядительности и Ян–императивности. Руководитель не может быть эффективен при выходе из Ян–состояния. Он обязан проявлять инициативность, настойчивость, директивность, позволяющие ему  организовывать работников Ян–способом, т.е. принуждая их к выполнению приказов. Психолог в принципе не расположен этим заниматься, так как находится  в совершенно иной ролевой нише –  он ограждает от потерь, создает  ауру безопасности и гарантирует  охранение человеческого достоинства  даже в самых непростых межличностных  столкновениях. Отсюда – изначальная  поляризация ролей руководителя команды и обслуживающего ее психолога. Совместить эти две роли в одном  лице если и представляется возможным, то с немалыми потерями в функциональной эффективности. В отсутствии психолога  возникает ситуация неполной родительской семьи, в которой отсутствует  мать. Согласитесь, ситуация противоестественная. Современное общество существенно  патриархально, т.е. ориентировано на приоритетность Ян–поведения как ведущего, предпочитаемого и более значимого. Отсюда – явный недостаток Инь–ситуаций, без погружения в которые стремящееся  к безусловной гармонии человеческое существо испытывает экзистенциальное беспокойство. Недостаток Инь в патриархальном социуме порождает явный перекос в балансе между Ян и Инь, присутствующем в бизнес–командах. Именно в этом многие специалисты видят главную причину частых "сгораний" стремительно развивающихся бизнес–коллективов, не выдерживающих обескровливающего отсутствия Инь. Управление коллективами и их деятельностью оказывается наиболее эффективным именно тогда, когда найдено равновесие между инициирующим и оберегающим началами. Однако совместить в одной фигуре материнские и отцовские символические функции не представляется возможным. Отсюда вытекает необходимость приглашения специалистов со стороны – привлечения наемных "замполитов" для выполнения необходимых психолого-педагогических функций.

Информация о работе Бизнес, как психологическое искусство