Цели и задачи конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:46, реферат

Описание

В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны.

Работа состоит из  1 файл

Цели и задачи конфликтологии.docx

— 29.11 Кб (Скачать документ)

Мотивационный компонент  — состояние внутренних побудительных  сил, способствующих оптимальному поведению  в грудной ситуации  взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся  ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения  противоречия, устремленность на решение  проблемы, возможность  корректировки  отстаиваемых интересов в зависимости  от изменения  обстановки и расстановки  сил. 

Психомоторный компонент  обеспечивает правильность действий, их  четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть  своим  телом, управлять жестикуляцией  и мимикой, контролировать свои позы,  положения рук, ног, головы, дрожания голоса, нарушений координации и  скованности движений. 

Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически  грамотные действия и поведение в проблемах и предконфликтных  ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте,  недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на  конструктивном разрешении конфликта.  Вместе с тем, очевидно, с одной стороны, присутствие вторичных, социально-психологических аспектов, сторон во всяком, конфликте, а с другой – наличие частного класса конфликтов, порождаемых социально-психологическими факторами (Л.А.Петровская ). 

К числу социально-психологических  относятся те причины конфликтов,  которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей,  фактором их включения в социальные группы. Четкие границы между  четырьмя группами причин конфликтов пока не определены. Не существует  строгого разграничения  между социально-психологическими и  организационно-управленческими  причинами, с одной стороны, а  также  между социально-психологическими причинами и личностными —  с другой. 

Изучение конфликтов позволило  выявить несколько типичных причин,  носящих социально-психологический  характер.  Одной из таких причин являются возможные значительные потери и  искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой  коммуникации. Человек в принципе не может в процессе общения передать  без нередко существенных искажений  всю информацию, обсуждаемую с  партнером. Значительная часть информации содержится на уровне  бессознательного и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть  сказано. Часть информации утаивается говорящим, если ему сообщать эту информацию невыгодно. Из того, что сказано, многое не усваивается  собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого  понимания. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а  оценивает, делая выводы, отличающиеся (а иногда противоположные) от  того, что сказал собеседник.  Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной  конфликтов, либо усложняет разрешение социальных противоречий,  возникших по иным причинам. 

Второй типичной социально-психологической  причиной межличностных  конфликтов является несбалансированное ролевое  взаимодействие двух  людей. В ситуации межличностного общения человек  или оба человека могут  играть не те роли, которые ожидает от каждого  из них партнер по  взаимодействию.

Теоретической основой анализа  данной причины межличностных конфликтов в значительной степени явилась  теория Э.Берна .  Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка типичных ролей. Это роли начальника, подчиненного, сослуживца,  отца, мужа, сына, брата, пассажира, покупателя, знакомого, друга и т.п. Эти роли мы не всегда играем одинаково успешно. В отношении опасности возникновения межличностного конфликта наиболее значимы роли, которые обобщенно можно назвать ролью старшего по психологическому статусу партнера по взаимодействию, ролью равного партнера и ролью младшего.  Когда руководитель общается, например, с подчиненным или собственным сыном, то обычно в такой ситуации он считает себя старшим, а подчиненного  или сына — младшим. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей в данной ситуации, т.е. считает себя младшим, а общающегося с ним руководителя — старшим, то такое взаимодействие с точки зрения  сбалансированности ролей будет длиться бесконфликтно сколь угодно  долго. Возможен ролевой конфликт. 

Одной из типичных социально-психологических  причин межличностных  конфликтов является непонимание людьми того, что при  обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение, позиций часто может  быть  вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и  то же, а  подходом к проблеме с  различных сторон. Но с различных  сторон одна и та  же проблема может  выглядеть совершенно по-разному.  Проблемы, которые обсуждают люди, как правило, сложны, имеют много  сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействию нередко подходят к  проблеме с  разных сторон. Обладая различным  жизненным опытом и  знанием проблемы, они по-разному дополняют свою одностороннюю оценку  до целостной. По-разному относясь к проблеме, люди оценивают неодинаково один и тот же аспект. Разнообразие мнений естественно. 

Далее, социально-психологической  причиной конфликтов во взаимодействии  людей является выбор ими различных  способов оценки результатов  деятельности и личности друг друга. В основе любой  оценки лежит  сравнение. Существует пять основных способов оценки. Это  сравнение с  возможным идеальным  положением дел; требованиями к данной  деятельности нормативных документов; степенью достижения цели  деятельности; результатами, достигнутыми другими  людьми, выполнявшими  аналогичную  работу; положением дел в начале деятельности (А.Я.Анцупов ).

Анализ конфликтов показал, что оценивая других людей, человек  за основу  оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению  с идеалом,  нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнявшими  аналогичную работу отлично.  Психологическая  несовместимость людей также  может стать причиной  конфликтов.

Существует еще ряд  социально-психологических причин  межличностных и межгрупповых конфликтов. К ним относятся  внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы  представителям других социальных групп; присущий человеку конкурентный  характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные  способности человека к децентрации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; нередко свойственное человеку осознанное или неосознанное желание получать от  окружающих больше, чем отдавать им; стремление к власти; источником  конфликтов иногда выступает психологическая несовместимость людей;  другие причины.


Информация о работе Цели и задачи конфликтологии