Что такое инстинкт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:26, реферат

Описание

Инстинкт — комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственных организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации. Инстинктивные реакции носят врожденный характер, и их высокая видовая специфичность часто используется как таксономический признак наряду с морфологическими особенностями данного вида животных.

Работа состоит из  1 файл

Кр.docx

— 44.52 Кб (Скачать документ)

Введение.

Объясняя актуальность изучения инстинкта, этологи, прежде всего, подчеркивали специфически видовые и биологические  аспекты его изучения. Это становится ясным из определения Лоренца: «  Поведение, которое в значительной степени определяется нервными механизмами, включенными в филогенез вида». Обратим внимание, что эта модель употребления специально включает поведение, в противоположность психоанализу, сосредоточивавшему внимание на мотивации.

В экстремальных ситуациях  разум просто не успевает проанализировать ситуацию, и поступаем мы так, как  диктует нам инстинкт. Без этого  человеческий род не смог бы выжить. Хотя человек способен подавлять, контролировать, искажать свои инстинкты, они, будучи подавленными, могут подмять под себя человека и даже уничтожит его. Недостаточная  изученность инстинктов объясняет  актуальность их изучения и сегодня. Отмечая, что человек это разумное существо, мы не должны забывать, что  разум - это только скромный корректор  и распределитель инстинктивных  программ. И, наконец, актуальность изучения инстинкта, объясняется тем, что, именно благодаря инстинкту и наследственной подструктуры личности, куда он входит - ее психическая и духовная подструктуры могут успешно развиваться и  сформировать целостную личность человека.

Гипотеза исследования: инстинкт как совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; как сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.) является основанием для формирования целостной, многосторонней, многофункциональной личности человека и, следовательно, является ее неотъемлемым признаком.

Несмотря на то, что понятие  «личность» в науке изучается  уже давно (впервые термин «личность» - личина - маска - персона, появляется в  период расцвета античной культуры и  философии), на сегодняшний день существует множество определений термина  «личность». Английский психолог Олпорт, занимающийся проблемой личности насчитал около 70ти определений личности. Чем  же обусловлено это многообразие? Это обусловлено в первую очередь  тем, что личность является предметом  междисциплинарных исследований. Личность изучают такие социально - гуманитарные науки: философия, психология, социология, менеджмент, соционика, ряд медицинских  наук, педагогика, патопсихология и  много пограничных наук, находящихся  на стыке: социальная психология и др. А во-вторых, сложность определяется тем, что термин «личность» историческая.

Философия изучает личность, как часть природы. Можно сказать, что философия личность человека как таковую не рассматривает, поскольку эта наука рассматривает общие вопросы бытия и ее будет интересовать человек, а не ее личность.

В социологии принято рассматривать личность через призму социальных отношений, статус норолевых характеристик. Поэтому в социологии личность отождествляется с социальным индивидуумом .

Психология пытается целостно приставить природу личности, ее специфику, структуру, при этом особый акцент делает на внутреннем мире человека.

Таким образом, каждая из наук изучающая проблемы личности пытается осветить тот аспект данного явления, который является предметом ее познания, оттуда такое многообразие понятия «личность». Нужно отметить, что личность человека сложна и многогранна.

На сегодняшний день социальные науки, пытаясь показать многогранность этого явления, разработали интегративную  концепцию личности. Так, например, Келасьев в своей монографии «Интегративная концепция человека» дает такое  определение личности: «Личность - это динамическая, относительно устойчивая, целостная система телесных, интеллектуальных, социально- культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности». Личность - это диалектическое единство общего, особенного и индивидуального. Личность человека формируется и проявляется только в обществе.

Личность каждого человека представляет целостную совокупность всех его индивидуальных свойств, которая  является сложным и зачастую весьма противоречивым сочетанием различных  черт и обладает следующими важнейшими особенностями.

1. Личность есть всегда  единое целое во всех проявлениях  ее различных черт. При этом  каждая черта личности неразрывно  связана с другими и поэтому  приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное  значение, в зависимости от сложившейся  у этой личности сочетания тех или иных черт.

2. Хотя черты личности  в процессе жизнедеятельности  как-то меняются, трансформируются, но в совокупности они всегда  образуют целостную структуру,  обладающую относительным постоянством, по крайней мере, на достаточно  большом отрезке жизни человека. Только поэтому можно говорить  об устойчивости личности. Именно  эта устойчивость позволяет предвидеть  поведение данной личности в  той или иной ситуации, при  тех или иных обстоятельствах.

3. Личность всегда активна.  Активность личности проявляется  в разнообразной деятельности.

4. Личность может жить  и развиваться лишь в общении  с другими личностями.

5. Личность - носитель функции  сознания и самосознания.

6. Личность является носителем  индивидуальности.

7. Личность способна к  саморегулированию - сознательному  самоограничению.

8. Личность - это свободный  и ответственный субъект сознательно-волевой  деятельности.

Для научного обоснования  целостного воздействия на личность, необходима формулировка некоторой  теоретической модели личности, выявление  ее основных сторон в их взаимосвязи, иначе говоря, исследование структуры  личности, что позволит найти адекватные способы ее формирования.

Инстинкт, будучи наследственно  закрепленным продуктом филогенетического  развития, тоже входит в структуру  личности и играет немаловажную роль в ее формировании. Так у только что родившегося младенца, инстинкт самосохранения «заставляет» его кричать, что помогает очистить легкие и сделать  первый вдох ребенку! Но, что же такое  инстинкт с научной точки зрения?

Инстинкт как  неотъемлемый признак личности.

Корень слова латинский - instinctus, что означает побуждаемый или вынуждающий, при этом подразумевается, что такие импульсы естественны или врожденны. Существует четыре общих, различающихся между собой значения этого термина: 1. Неприобретенная реакция, характерная для членов данного биологического вида. 2 . Тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, который является характерным для определенного вида. Эта предрасположенность (2) - предполагаемая основа наблюдаемого поведения (1). 3. Сложный, скоординированный набор действий, универсально, или почти универсально, проявляющийся у данного вида, возникающий при определенных стимульных условиях, определенных состояниях наличия влечения и определенных условиях развития. 4. Любая из ряда неприобретенных, наследственных тенденций, которые, как предполагается, выполняют функции мотивационных сил сложных человеческих моделей поведения. Это значение, конечно, выражается в классическом психоанализе.

Из всего многообразия определений наиболее приемлемым, с  моей точки зрения, является такое, которое определяет инстинкт как совокупность врожденных сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения.

Механизм инстинкта, согласно И. П. Павлову,- безусловнорефлекторный, поэтому понятие инстинкт и безусловный  рефлекс он считал идентичным. Обычно инстинктом называют только сложные  безусловные рефлексы (пищевой, оборонительный, половой и др.), в отличие от простых безусловных рефлексов (мигание, чихание, кашель и т.п.). Любой инстинкт состоит из цепи реакций, в которой  конец одного звена служит началом  другого. Имеются попытки классифицировать инстинкты по их биологическому и  физиологическому значению. По данным школы И. П. Павлова, можно выделить следующие главнейшие инстинкты: 1. пищевой, 2. оборонительный, 3. половой, 4. родительский, 5. Групповые.

Инстинкты человека в значительной мере подчинены его сознательной деятельности, формирующейся в процессе воспитания. Однако воспитание, в свою очередь, помимо социально-исторических оснований, опирается на биологический  фундамент в виде главнейших инстинктов, которые созревают в различные  периоды эмбриональной и постэмбриональной  жизни. Уже в утробном периоде  отдельные структуры нервной  системы зародыша созревают быстрее  других, обеспечивая тем самым  готовность новорожденного организма  к выживанию в специфических  для него условиях существования . В различное время после рождения организма начинают созревать и другие инстинкты, на основе которых развиваются важные функции организма (половое влечение, чувство материнства и др.).

Основные подходы  к изучению инстинкта и его  роли в жизни человека.

Определив содержание основных понятий, необходимо рассмотреть подходы  изучения инстинкта, которые часто  резко отличались от теории к теории.

Первой школой психологии, которая сделала инстинкт центральным  понятием, был Фрейдизм. В своих  ранних трудах Фрейд выделил два  класса инстинктов: эго-инстинкты, или  инстинкты самосохранения, и половые, или репродуктивные, инстинкты. В  своих более поздних работах  он выделял уже инстинкт жизни  и инстинкт смерти.

Первая группа (под общим  названием Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания  жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое  значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо - это определенное количество психической энергии, которая  находит разрядку исключительно  в сексуальном поведении.

Вторая группа - инстинкты  смерти, называемые Танатос - лежат  в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, как  энергии инстинктов жизни, энергия  инстинктов смерти не получила особого  наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого  поведения, как и инстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится  к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть» .

Практически любой поведенческий  процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах: 1)привязки, или направления энергии на объект (катексис); 2) препятствия, мешающего  удовлетворению инстинкта (антикатексис). Примером катексиса может служить  эмоциональная привязанность к  другим людям, (есть перенос на них  энергии), увлеченность чьими-то мыслями  или идеалами. Антикатексис проявляется  во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким  образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.

Ключом к пониманию  динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии  и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой  активности. Смещенная активность имеет  место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для  удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может  сместиться и, таким образом, сфокусировать  свою энергию на каком-нибудь другом объекте.

Фрейд считал, что многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Например, социализацию ребенка можно частично объяснить  как результат последовательного  смещения сексуальной потребности  от одного объекта к другому, как  того требуют родители и общество. Сходным образом расовые предрассудки и войны могут быть объяснены  смещением агрессивных побуждений. Согласно Фрейду, все устройство современной  цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной  и агрессивной энергии. Не имея возможности  получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную  энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для  прямой разрядки напряжения. Таким  образом, появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.

Второй подход в изучении инстинкта представляет К. Г. Юнг. Карл Густав Юнг - швейцарский психолог, врач, основатель аналитической психологии. В ранние годы находился по значительным влиянием З. Фрейда, но позже создал свою собственную школу аналитической психологии, называемую иначе “психологией самости”. Юнг освободился от пансексуализма, присущего Фрейду в определении бессознательного.

В психологии Юнга понятие  “архетип” родственно понятию “инстинкт”, но под инстинктами понимаются не врожденные поведенческие стереотипы, а врожденные первообразы, обусловливающие поведение.

Юнг изменил значение термина  “либидо”. В работе “Либидо, его  метаморфозы и символы” Юнг дает вместо описательного определения, которым пользовался Фрейд, определение  генетическое (то есть рассматривает, каково происхождение либидо).

Либидо, по Юнгу - название психической  энергии вообще, а не энергии полового влечения, как в теории Фрейда.

Архетипы - это матрицы, “скелет”, способ структурирования образов, появляющихся во сне, в грезах, фантазиях, произведениях  искусства. Конкретное содержание образов  “наполняется” уже реальностью, индивидуальным и групповым опытом.

Архетипы основаны на врожденных первообразах. Первообразы имеются  у младенцев в утробе матери. Еще  до появления на свет ребенок сосет  палец, при этом действии в его  психике рождается некий чувственный  образ. При соприкосновении с  реальностью (после рождения) первообразы  трансформируются в архетипические образы. Так же, как инстинкты  животных, архетипы - результат предшествующего  эволюционного опыта вида Homo sapiens. Архетипы подобны матрицам психических  представлений, они стереотипны, а  конкретное содержание архетипических образов может варьировать. Так  как матрицы одинаковы, то и образы, навеянные архетипами, будут похожи у разных людей.

Информация о работе Что такое инстинкт