Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:21, контрольная работа
Середина прошлого столетия ознаменовалась невиданным ранее взрывом общественного и научного интереса к анализу и разрешению конфликтов. Под влиянием различных социальных потрясений общество стало проявлять интерес к тому, что конфликт может быть успешно разрешён. Однако этого интереса было явно недостаточно для выделения новой науки – конфликтологии – именно в отдельное направление науки. Однако наметились границы интересов этого направления: в нем рассматривалась теория анализа, разрешения и управления конфликтами в качестве самостоятельной научной дисциплины и актуальной общественно-значимой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
1.Конфликтология в системе наук……………………………...5
2. Цели и задачи конфликтологии. Свойства конфликтологии..........................................................................14
3. Функции конфликта. Функции конфликтологии....………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………28
Изучение конфликтов предполагает создание теории конфликта, ко- торая должна позволить установить происхождение конфликтов, выде- лить их структурную классификацию, представить эти конфликты в сис- тематическом развитии.
Профилактика или предупреждение конфликтов – это работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении.
Профилактику конфликта обеспечивает любая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной и коммуникативной культуры фирмы, на формирование норм в корпоративной культуре организации. Иногда профилактикой называют процесс предотвращения конфликта, однако эти процессы необходимо различать. Так, предотвращение конфликта есть способ избежать его в самом начале, для чего необходимо применение манипулирования, которое дает эффект только на время и по существу конфликт не ликвидирует, а временно заглушает. В этом случае он проявится позже, и неизвестно, будет ли это выгодно инициатору манипулирования.
Урегулирование конфликта – это недопущение насильственных действий, достижение хоть каких-то договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтного взаимодействия. Таким образом, урегулирование конфликта предполагает его управление. Управление конфликтом – это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия, т. е. управлять конфликтом – значит обеспечить ему максимальную возможность для самоурегулирования, и содействие выходу из кризисов в следующую фазу.
Конфликтология как наука носит комплексный характер, одновременно имеет теоретическую и практическую (прикладную) направленность.
Теоретическая направленность конфликтологии обусловлена тем, что она изучает объективную и субъективную природу конфликта, причины их возникновения и формы протекания, динамику развития, пути и способы его разрешения.
Практическая направленность обусловлена тем, что она: помогает распознавать конфликты и принимать надлежащие меры по их профилактике;
- позволяет лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях;
- вырабатывает конкретные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению конкретных конфликтов.
Конфликтология использует определенную методологию, совокупность соответствующих методов.
Методологической основой конфликтологии как науки выступает понимание конфликта как разновидности социально-психологического противоречия.
Основные методы конфликтологии:
- Методы предупреждения, разрешения (регулирования) конфликтов;
- Методы сбора информации;
- Методы анализа и обработки данных.
Методы сбора информации:
- Наблюдение;
- Контент-анализ;
- Изучение документов;
- Опрос и др.
Методы анализа данных:
- Статистический анализ;
- Системный анализ;
- Исторический анализ;
- Корпоративный анализ; - Социометрический анализ.
Методы управления конфликтами:
- Методы влияния и воздействия;
- Методы нормативной регуляции;
- Метод картографии;
- Методы психологической защиты;
- Методы ведения переговоров.[4]
Следует отметить, что в последние годы активизировался интерес к разработке и научному обоснованию современных методов, методик и техник диагностирования конфликтов и конфликтного поведения. Выделяются работы В.А. Ядова, В.К.Кузьмина и В.Е. Семенова, Н.В. Гришиной, Н.И. Леонова и др.
Важными свойствами конфликтологии являются разработки социально-психологических способов профилактики конфликтов.
Социально-психологические способы профилактики конфликтов связаны с соблюдением основных субъективно-объективных закономер- ностей социального взаимодействия. Социальное взаимодействие являет- ся непротиворечивым, когда оно уравновешено. Существует пять основ- ных равновесий, или балансов, нарушение которых приводит к конфликтам.
1) Баланс ролей. Он касается психологического статуса партнеров по общению. Если партнер принимает отводимую ему роль, то конфликт не происходит. Так, Э. Берн, автор трансактного анализа, выделяет роли партнеров по общению в соответствии с эго-состояниями двух вступаю- щих в общение людей.
Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования «Я» человека. Выделяются три основные эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Эго-состояние «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях,
как контроль, запреты, требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые инди-видом, как в детстве, так и на протяжении взрослой жизни и диктующие ему линию поведения. Оно также содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления «Родителя»: «заботящийся» (советы, поддержка, опека и т. д.) и «контролирующий» (запреты, санкции и т. д.).
Эго-состояние «Ребенок» содержит в себе аффективные (эмоциональное отношение) комплексы, связанные с ранними переживаниями. Различают Ребенка «естественного» («свободного») и «адаптированного».
Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающийся».
Эго-состояние «Взрослый» включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует «здесь и теперь» и не зависит от прошлого, хотя и используетинформацию, заложенную в Родителе и Ребенке.
У каждого человека одно эго-состояние может переходить в другое: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как «Родитель», то как «Взрослый», то как «Ребенок». Кроме того, в поведении и переживаниях индивида может одновременно проявляться более чем одно эго-состояние.
2) Баланс взаимозависимости в решениях и действиях при взаимодействии людей и социальных групп. Необходимо поддерживать комфортный баланс свободы и зависимости друг от друга (50*50).
3) Баланс взаимных услуг. В ходе совместной деятельности люди оказывают друг другу бескорыстные взаимные услуги. Человек осознанно или неосознанно фиксирует оказываемые услуги. Если тот, кому услуги оказываются более или менее регулярно не отвечает тем же, возникает разбалансировка. Она может привести к нарушению гармонии во взаимо отношениях, а при значительном дисбалансе – к конфликтам.
4) Баланс ущерба, связанный с чувством мести.
5) Баланс самооценки и внешней оценки. Особенно интенсивно процесс взаимооценивания идет в отношениях «начальник-подчиненный», поэтому именно в этих отношениях максимально количество конфликтов по этой причине. И здесь же необходимо учитывать закономерности каузальной атрибуции, когда успех люди чаще приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам.[2]
3. Функции конфликта. Функции конфликтологии
Одна из проблем формального и содержательного развития конфликтологии как науки – это проблема выстраивания ее функций, то есть получение ответа на вопрос о том, что связывает ее с социумом, стоящими перед ним проблемами, насколько эта связь сложна и всеобъемлюща.
Само понятие функция (от тт. function –совершение, исполнение) представляет собой отношение объектов, в котором изменению состояния и свойств одного из них соответствует изменение другого или других. Функция может рассматриваться с точки зрения взаимосвязи объектов, явлений в границах целостного образования (строения, функционирования). При системном подходе понятие «функция» используется для определения направленного, избирательного воздействия, на основе которого устанавливаются связи между объектами, явлениями, их частями и свойствами.
Говоря о функциях конфликтологии, определенный ответ можно найти в самой методологии науки. Философский анализ функций науки в целом позволил выделить к сегодняшнему дню в качестве ключевых –описание, объяснение, предвидение и понимание. Безусловно, что каждая отдельная наука, конкретизируя эти положения, формирует свой блок функций, позволяющих решать проблемы теоретического и прикладного характера.
Определение функций конфликтологии позволяет во многом определить ее место среди других наук, ее значение для развития знания о человеческом обществе, ее практический потенциал.
В современных источниках, отражающих взгляды представителей различных направлений, можно найти достаточно широкий спектр подходов. К функциям конфликтологии чаще всего относят следующие: мировоззренческую, познавательную, гуманистическую, прогностическую, управленческую, прикладную, инструментальную, просветительскую и др. С одной стороны, все они отражают представление о функциях, выполняемых конфликтологией, с другой –часто сужают их до частных задач.
В связи с этим вполне логичным будет выделение базовых функций конфликтологии, которые определяются основными сферами ее взаимосвязи с окружающим миром. К ним отнесем:
- познавательную функцию, в рамках которой реализуется познание одной из форм социального взаимодействия, а именно сущности социального конфликта, выстраивается своя понятийная система, развиваются возможности получения информации и ее анализа;
- прогностическую функцию, позволяющую формировать на основе существующих представлений научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных противоречий и вероятных изменениях, связанных с управлением социальными конфликтами;
- прикладную функцию, которая обеспечивает применение разработанных форм и методов управления конфликтным взаимодействием;
- просветительскую функцию, расширяющую представления о социальном конфликте, управлении им и возможностях социального взаимодействия в решении возникающих противоречий.[2]
Учитывая, что объектом конфликтологии является изучение конфликтов, рассмотрим также функции конфликта.
Функция конфликта – роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.
По совпадению результатов конфликта с целями различают:
1) явные функции конфликта – функции, для которых характерно совпадение результатов конфликта с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта;
2) скрытые (латентные) функции конфликта – последствия отличаются от ранее провозглашенных участниками конфликта намерений и могут оказаться неожиданными, не отвечающими целям участников конфликта. Они обнаруживаются лишь с течением времени.
По конструктивности различают:
1) общие конструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и имеют следующее значение:
а) информационное значение конфликта – состоит в обнаружении и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе, свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению;
б) способствуют разрешению противоречий, устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту;
в) интегративное значение – объединение перед общим врагом, в решении возникших проблем;
г) способствуют снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации;
д) разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, предотвращению более серьезных конфликтов, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился;
е) выяснение соотношения сил социальных групп или общностей и предотвращение более разрушительных конфликтов;
2) конструктивные функции конфликта на личностном уровне – касаются влияния конфликта непосредственного на личность и способствуют:
а) самопознанию и адекватной самооценке личности;
б) лучшему узнаванию союзниками друг друга, а также определению сил противника;
в) снятию психической напряженности в группе, при положительном разрешении конфликта;
г) адаптации и социализации человека, развитию его как личности, набору опыта за небольшой отрезок времени;
д) самореализации и самоутверждению;
общие деструктивные функции конфликта могут приводить к следующим последствиям:
а) к большим человеческим жертвам и материальным потерям;
б) к состоянию дестабилизации и дезорганизации стороны противоборства;
в) к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества;
г) к дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы;
д) к нарастанию в обществе настроений пессимизма и упадком нравов;
е) к новым, более деструктивным конфликтам;
ж) к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности;
деструктивные функции конфликта на личностном уровне могут приводить к следующим последствиям:
к негативному воздействию на социально-психологический климат в группе (появлению чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса);