Деловая игра в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:08, доклад

Описание

1. Сущность и принципы деловой игры
2. Структура деловой игры.
3. Особенности применения деловой игры.

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)


ДЕЛОВАЯ ИГРА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

1. Сущность и принципы деловой игры

2. Структура деловой игры.

3. Особенности применения деловой игры.

 

 

1.       СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

 

Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирование систем отношений, характерных для этой деятельности.

 

В деловой игре моделируется профессиональная деятельность, сочетающая в себе учебные и профессиональные элементы. Наряду с профессиональными знаниями обретаются специальные компетенции – навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, деловые игры воспитывают личные качества, ускоряют процесс специализации. В процессе игры осваиваются:

 

- Нормы профессиональных действий;

- Нормы специальных действий, т.е. отношений в коллективе.

 

При этом каждый участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и таким образом через взаимодействие с коллективом познавая себя.

 

Моделируя или имитируя условия и динамику, действие и отношения специалистов, деловая игра служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры. Опыт исследований показывает, что оптимальное количество участников – 30 человек, а в группе – 7 человек.

 

Для достижения проставленных учебных целей рекомендуется следовать следующим принципам:

 

-  Принцип имитационного моделирования ситуации;

-  Принцип проблемности содержания игры и её развертывание;

-  Принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;

                    -  Принцип диалогического общения;

              -  Принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

 

Принцип имитационного моделирования ситуации предполагает разработку имитационной модели и игровой модели профессиональной деятельности.

 

Принцип проблемности содержания игры и её развертывание означает, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемый студентами в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.

 

Принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности основывается на имитации функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъектно-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.

 

Принцип диалогического общения и взаимодействие партнеров в игре есть необходимое условие переживания и решение проблемных ситуаций. Участники игры задают друг другу вопросы. Система рассуждений каждого из партнеров обуславливает их взаимное движение к совместному решению проблемы. Люди неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.

 

Принцип двуплановости игровой учебной деятельности дает возможность внутреннего раскрепощения личности, проявления творческой инициативы. Суть его в том, что «серьезная» деятельность, направленная на обучение и развитие специалиста, реализуется в «несерьезной» игровой форме.

 

Несоблюдение данных принципов отрицательно сказывается на результатах деловой игры.

 

 

2.       СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА

 

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

 

-ЦЕЛИ

 

-ПРЕДМЕТ ИГРЫ

 

-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ    ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСНИКОВ

 

-СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

 

-ЦЕЛИ

 

-КОМПЛЕКТ РОЛЕЙ И ФУНКЦИЙ ИГРАКОВ

 

-СЦЕНАРИЙ

 

-ПРАВИЛА ИГРЫ

 

 

 

Имитационная модель – прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста в учебной процессе.

 

Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников деловой игры с имитационной моделью. Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующий системного применения разнообразных умений и навыков, которыми может овладеть учащийся за период, предшествующий игре.

 

Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей - обучающие, или дидактические, и воспитательные. Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий. Так, например, схема ДИ "Лекция", которую целесообразно проводить со слушателями ИПК или ФПК, может иметь следующий вид:

 

Сценарий. Под сценарием ДИ понимается вербальная или графическая форма предметного содержания, отражающая последовательность и характер действия игроков и ведущих. Этапы, операции и шаги игры обычно оформляются в виде блок-схемы (см. схему игры "Лекция"). Элементом сценария является также описание конфликта или противоречия, заложенного в игру. Следует отличать реальное противоречие, заложенное в описание имитационной модели, и игровой конфликт, заложенный во все элементы игровой модели и способствующий процессу протекания игры.

 

Важный элемент сценария - способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса.

 

 

Различают три способа: детерминированный, спонтанный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ деловой игре.

 

Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.

 

Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли (Скептик, Энтузиаст и т.д.). Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма перечислены права, обязанности и возможные действия игроков.

 

Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры - правила чисто игрового характера; если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа.

 

В качестве основных правил игры можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.

 

Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Она должна строиться прежде всего как система самооценки играющих, а затем - оценки преподавателя-ведущего.

 

Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу своих навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку. Заключительная часть игры - это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.

 

3.       ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

 

В ходе проведения деловой игры рекомендуется придерживается следующих рекомендаций:

1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.

 

2. К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.

 

3. В деловой игре нужны предметная и социальная компетенность участников, поэтому следует начинать подготовку к ДИ с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.

 

4. Структурные компоненты ДИ должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой.

 

5. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры, что требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.

 

6. Режим работы студентов в процессе ДИ не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса.

 

7. В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая эмоциональный заряд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

1. Сущность и принципы деловой игры

 

Основные принципы:

 

-  Принцип имитационного моделирования ситуации;

-  Принцип проблемности содержания игры и её развертывание;

-  Принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;

                    -  Принцип диалогического общения;

              -  Принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

 

 

2. Структура деловой игры.

 

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА

 

 

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ:

 

-ЦЕЛИ

 

-ПРЕДМЕТ ИГРЫ

 

-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ    ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСНИКОВ

 

-СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

 

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ:

 

-ЦЕЛИ

 

-КОМПЛЕКТ РОЛЕЙ И ФУНКЦИЙ ИГРАКОВ

 

-СЦЕНАРИЙ

 

-ПРАВИЛА ИГРЫ

 

 

 

 



Информация о работе Деловая игра в высшей школе