Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:18, статья
На мой взгляд, тема, касающаяся детей-изгоев, всегда будет актуальной, так как на определенном этапе психологического развития, каждый ребенок сталкивается с проблемой отверженности, являясь при этом действующим лицом или же простым наблюдателем. Именно поэтому родителям и педагогам важно знать как пути выхода из этой проблемной ситуации, так и меры по ее предотвращению.
ДЕТИ – ИЗГОИ. КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ
Завалишина А.А. студентка 2 курса специальности «педагогика»,
Курский институт социального образования (филиал РГСУ)
Научный руководитель доцент кафедры педагогики и психологии,
к.пс.н
Кузьмина В.М.
На мой взгляд, тема, касающаяся детей-изгоев, всегда будет актуальной, так как на определенном этапе психологического развития, каждый ребенок сталкивается с проблемой отверженности, являясь при этом действующим лицом или же простым наблюдателем. Именно поэтому родителям и педагогам важно знать как пути выхода из этой проблемной ситуации, так и меры по ее предотвращению.
Исследованиями в этой области занимался целый ряд ученых, таких как Януш Корчак, Вайолет Окмендер, Д.В. Лубовский, А.М. Прихожан и многие другие.
Суть прочтенной мной книги заключается в том, чтобы дать родителям необходимые базовые знания, касающиеся вопроса отверженности для оказания помощи детям в решении их проблем. Эта книга также дает рекомендации студентам и начинающим педагогам как правильно подобрать слова и скоординировать свои действия в подобной ситуации.
Свое повествование автор начинает с описания действующих лиц, непосредственно участвующих в травле. Первыми в этом списке стоят зачинщики – инициаторы происходящего. Таковыми могут стать:
- активные дети, претендующие на роль лидера в коллективе;
- агрессивные
дети, которые пытаются
- дети, стремящиеся быть в центре внимания или относящиеся к окружающим с чувством превосходства.
Также к действующим лицам относятся преследователи – это дети, которые поддерживают зачинщиков, смеются над изгоем, оскорбляют его. Происходить это может по нескольким причинам: скука, надежда получить расположение лидера класса, а самая частотная причина – боязнь самому оказаться на месте изгоя. Отличительными признаками преследователя являются: трусость, озлобленность и безынициативность.
Основным звеном этой цепи являются сам жертвы – изгои. Чаще всего таковыми становятся дети с явными проблемами, такими как необычная внешность, чрезмерная опека родителей или неумение общаться со сверстниками.
Не обходится и без наблюдателей – детей, никак не реагирующих на издевательства над другими, безразлично относящихся к проблемам одноклассников. Они могут так себя вести в силу различных причин: боязни стать таким же изгоем, страхом рассказать преподавателя об издевательствах над кем-то, чтобы не стать ябедой и т.д.
Существует несколько видов отверженности, и все они в большей или меньшей степени делают жизнь ребенка – изгоя непереносимой.
В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что «уверенность ребенка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано»[2].
Иногда стремление ребенка привлечь внимание своих одноклассников, завоевать их расположение может привести к неблаговидным поступкам (например, ученик может выбрать для себя роль «шута», но это приведет лишь к тому, что никто из детей не будет воспринимать его серьезно). Зачастую, стремление ребенка повысить свой авторитет у сверстников заставляет его лгать и хвастаться несуществующими людьми или предметами. В некоторых случаях отвергаемый ребенок способен на крайние меры – кража их дома денег, ценных предметов, чтобы доказать одноклассникам свою значимость.
Знание всех этих характеристик имеет огромное значение, но важным в данной проблеме являются пути ее преодоления. Только совместными усилиями ребят, педагогов и родителей можно найти выход из этой трудной ситуации.
На мой взгляд, появление изгоев в классе связано не только с поведением детей, но и с невнимательностью педагога, отсутствием у него желания вникнуть в суть проблемы и приложить максимум усилий для ее ликвидации.
Иногда учителя сами усиливают изоляцию отверженных детей. Четким примером подобного усугубления является обращение внимания и подшучивание над их ошибками или наказывая весь класс за проступок одного. Еще В.А. Сухомлинский сомневался в правомерности применения в младшей школе такого педагогического приема, как публичное «обсуждение поведения ребенка сверстниками», считая, что «при этом морально травмируется и тот, кто совершил ошибку, и коллектив»[3]. Также очень важно, чтобы педагог контролировал процесс вхождения нового ребенка в уже сложившийся коллектив. Новенького обязательно нужно представить группе и ознакомить его с обстановкой в классе – помочь ему адаптироваться.
Каким образом учитель должен поддерживать в классе мирную обстановку и контролировать ее? Автор считает, что педагогу следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников, пресекать любые пренебрежительные замечания. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей. Чтобы к ребенку не привязалась обидная кличка после неправильного прочтения учителем фамилии ученика, педагог может ознакомиться со списком заранее, а при возникновении сложностей обратиться к коллегам за консультацией.
Поговорим о родителях и их роли в решении проблемы отвержения. Для каждых мамы и папы их чадо самое хорошее и самое дорогое, им трудно поверить в том, что сын, к примеру, может кого-то обзывать, а дочь- стать жертвой травли в классе. Но нельзя слепо верить, что у ребенка нет никаких проблем, даже если он о них не рассказывает. Каждый родитель должен быть максимально внимателен, чтобы не упустить момент, когда его ребенок будет нуждаться в помощи. Ведь в дальнейшем у него могут возникнуть серьезные проблемы с психикой.
О
том, что ребенку плохо в классе,
могут свидетельствовать
Задача родителей – обязательно предупредить учителя о возможных проблемах своего ребенка, обеспечить его всем необходимым для школьных занятий, не давая повода для насмешки над сыном или дочерью. Нужно всячески способствовать общению ребенка с одноклассниками за пределами школы или после уроков (пригласить их к вам в гости). Возможно, проблема вашего ребенка заключается в неуверенности в себе, нужно ему помочь с этим справиться. В сложных ситуациях предложите ему свою помощь, постарайтесь справиться вместе.
В целом, изучив
данный вопрос, я пришла к выводу,
что за ребенком непременно нужен ненавящевый
контроль, с ним нужно разговаривать на
волнующие его темы, давать советы и консультироваться
с психологами при необходимости. Но самое
главное не пускать процесс становления
его личности на самотек и быть для него
примером правильного поведения и отношения
к людям.
Список
литературы
[1] Дети-изгои.
Психологическая работа с
[2] Развитие личности
ребенка / Общ. ред. A.M. Фонарева. М.: Прогресс
1987. С. 222.
[3] Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дуб ровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1998. С. 281-282.