Дети-изгои. Как помочь своему ребенку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:18, статья

Описание

На мой взгляд, тема, касающаяся детей-изгоев, всегда будет актуальной, так как на определенном этапе психологического развития, каждый ребенок сталкивается с проблемой отверженности, являясь при этом действующим лицом или же простым наблюдателем. Именно поэтому родителям и педагогам важно знать как пути выхода из этой проблемной ситуации, так и меры по ее предотвращению.

Работа состоит из  1 файл

дети-изгои.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

ДЕТИ  – ИЗГОИ. КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ

Завалишина  А.А. студентка 2 курса специальности  «педагогика»,

Курский институт социального образования (филиал РГСУ)

Научный руководитель доцент кафедры педагогики и психологии,

к.пс.н  Кузьмина В.М. 
 

 На мой  взгляд, тема, касающаяся детей-изгоев, всегда будет актуальной, так как на определенном этапе психологического развития, каждый ребенок сталкивается с проблемой отверженности, являясь при этом действующим лицом или же простым наблюдателем. Именно поэтому родителям и педагогам важно знать как пути выхода из этой проблемной ситуации, так и меры по ее предотвращению.

 Исследованиями  в этой области занимался целый  ряд ученых, таких как Януш Корчак, Вайолет Окмендер, Д.В. Лубовский, А.М. Прихожан и многие другие.

 Суть прочтенной мной книги заключается в том, чтобы дать родителям необходимые базовые знания, касающиеся вопроса отверженности для оказания помощи детям в решении их проблем. Эта книга также дает рекомендации студентам и начинающим педагогам как правильно подобрать слова и скоординировать свои действия в подобной ситуации.

 Свое повествование  автор начинает с описания действующих  лиц, непосредственно участвующих  в травле. Первыми в этом списке стоят зачинщики – инициаторы происходящего. Таковыми могут стать:

- активные дети, претендующие на роль лидера в коллективе;

- агрессивные  дети, которые пытаются самоутвердиться  за счет     издевательств  над жертвой;

- дети, стремящиеся  быть в центре внимания или  относящиеся к окружающим с  чувством превосходства.

 Также к действующим лицам относятся преследователи – это дети, которые поддерживают зачинщиков, смеются над изгоем, оскорбляют его. Происходить это может по нескольким причинам: скука, надежда получить расположение лидера класса, а самая частотная причина – боязнь самому оказаться на месте изгоя. Отличительными признаками преследователя являются: трусость, озлобленность и безынициативность.

 Основным  звеном этой цепи являются сам жертвы – изгои. Чаще всего таковыми становятся дети с явными проблемами, такими как  необычная внешность, чрезмерная опека родителей или неумение общаться со сверстниками.

 Не обходится  и без наблюдателей – детей, никак  не реагирующих на издевательства над  другими, безразлично относящихся  к проблемам одноклассников. Они  могут так себя вести в силу различных причин: боязни стать таким же изгоем, страхом рассказать преподавателя об издевательствах над кем-то, чтобы не стать ябедой и т.д.

 Существует  несколько видов отверженности, и все они в большей или  меньшей степени делают жизнь  ребенка – изгоя непереносимой.

    1. Травля (обзывают, бьют, преследую какую-либо цель: месть, развлечение)
    2. Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения)
    3. Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: «С ним не буду!»)
    4. Игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются) [1].

  В 1981 году американские психологи Ахенбах  и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что «уверенность ребенка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано»[2].

 Иногда стремление ребенка привлечь внимание своих  одноклассников, завоевать их расположение может привести к неблаговидным  поступкам (например, ученик может выбрать для себя роль «шута», но это приведет лишь к тому, что никто из детей не будет воспринимать его серьезно). Зачастую, стремление ребенка повысить свой авторитет у сверстников заставляет его лгать и хвастаться несуществующими людьми или предметами. В некоторых случаях отвергаемый ребенок способен на крайние меры – кража их дома денег, ценных предметов, чтобы доказать одноклассникам свою значимость.

 Знание всех этих характеристик имеет огромное значение, но важным в данной проблеме являются пути ее преодоления. Только совместными усилиями ребят, педагогов и родителей можно найти выход из этой трудной ситуации.

 На мой  взгляд, появление изгоев в классе связано не только с поведением детей, но и с невнимательностью педагога, отсутствием у него желания вникнуть в суть проблемы и приложить максимум усилий для ее ликвидации.

 Иногда учителя  сами усиливают изоляцию отверженных детей. Четким примером подобного усугубления является обращение внимания и подшучивание над их ошибками или наказывая весь класс за проступок одного. Еще В.А. Сухомлинский сомневался в правомерности применения в младшей школе такого педагогического приема, как публичное «обсуждение поведения ребенка сверстниками», считая, что «при этом морально травмируется и тот, кто совершил ошибку, и коллектив»[3]. Также очень важно, чтобы педагог контролировал процесс вхождения нового ребенка в уже сложившийся коллектив. Новенького обязательно нужно представить группе и ознакомить его с обстановкой в классе – помочь ему адаптироваться.

  Каким образом учитель должен поддерживать в классе мирную обстановку и контролировать ее? Автор считает, что педагогу следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников, пресекать любые пренебрежительные замечания. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей. Чтобы к ребенку не привязалась обидная кличка после неправильного прочтения учителем фамилии ученика, педагог может ознакомиться со списком заранее, а при возникновении сложностей обратиться к коллегам за консультацией.

  Поговорим о родителях и их роли в решении  проблемы отвержения. Для каждых мамы и папы их чадо самое хорошее и  самое дорогое, им трудно поверить в  том, что сын, к примеру, может кого-то обзывать, а дочь- стать жертвой травли в классе. Но нельзя слепо верить, что у ребенка нет никаких проблем, даже если он о них не рассказывает. Каждый родитель должен быть максимально внимателен, чтобы не упустить момент, когда его ребенок будет нуждаться в помощи. Ведь в дальнейшем у него могут возникнуть серьезные проблемы с психикой.

  О том, что ребенку плохо в классе, могут свидетельствовать следующие  симптомы:

  • неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
  • возвращается из школы подавленным;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • никогда не упоминает никого из одноклассников;
  • одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

 Задача родителей  – обязательно предупредить учителя  о возможных проблемах своего ребенка, обеспечить его всем необходимым для школьных занятий, не давая повода для насмешки над сыном или дочерью. Нужно всячески способствовать общению ребенка с одноклассниками за пределами школы или после уроков (пригласить их к вам в гости). Возможно, проблема вашего ребенка заключается в неуверенности в себе, нужно ему помочь с этим справиться. В сложных ситуациях предложите ему свою помощь, постарайтесь справиться вместе.

 В целом, изучив данный вопрос, я пришла к выводу, что за ребенком непременно нужен ненавящевый контроль, с ним нужно разговаривать на волнующие его темы, давать советы и консультироваться с психологами при необходимости. Но самое главное не пускать процесс становления его личности на самотек и быть для него примером правильного поведения и отношения к людям. 
 

Список  литературы 

    [1] Дети-изгои.  Психологическая работа с проблемой.  — (Психолог в школе). — М.: Генезис, 2005. — 15 с. 

[2] Развитие личности ребенка / Общ. ред. A.M. Фонарева. М.: Прогресс 
      1987. С. 222. 
 

[3]  Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дуб     ровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1998. С. 281-282.

Информация о работе Дети-изгои. Как помочь своему ребенку