Детская агрессивность способы её коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 16:36, реферат

Описание

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3



Детская агрессивность и ее причины………………………………………….4



Особенности агрессии детей и подростков………………………………8



Формирование детской агрессивности……………………………..10



Возрастные различия в проявлении детской агрессивности…..14



Программа по коррекции агрессивности………………………………..16



Заключение………………………………………………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

детская агрессивность и способы её корекции (Автосохраненный).docx

— 56.24 Кб (Скачать документ)

     Формирование  детской агрессивности 

     В первые годы жизнь ребенка всецело  зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения  своего поведения. Проявления агрессивности  являются одним из механизмов привлечения  внимания и способом добиться своих  целей. Поэтому первые проявления агрессивности  видны у ребенка уже на третьем  месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие  в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

     Многое  зависит от реакции взрослых: они  могут мгновенно выполнять все  требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в  себе мамы и бабушки), а могут и  не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к  одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

     Первый  вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного  результата с помощью агрессии, ребенок  вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении  в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять  другие формы вербальной, экспрессивной  и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение  сначала формируется дома, затем  оно переносится в общественную среду - детский сад, двор, дачу и  пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает  в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и  всем окружающим. В характере уже  выросшего существа обязательно  будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

     Второй  вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это  рождает страх, влекущий за собой  агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных  детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.

     Однако  это крайние варианты, встречающиеся  относительно нечасто: большая часть  агрессивности детей развивается  где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу.

     Попав в ситуацию, когда его потребности  не удовлетворены, ребенок (как и  взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх  и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

     - совладать с событиями и изменить  ситуацию в нужном ему направлении;

     - восстановить свое эмоциональное  равновесие, несмотря на неблагоприятную  ситуацию (в основном - с помощью  механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания  и пр.). В этом случае отрицательные  эмоции канализируются в личное  бессознательное, где и накапливаются  до поры.

     Между тем, управляемые механизмы психологической  защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью  агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и  все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает  у ребенка чувство тревоги  и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет  частично превращаться в чувство  совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть  и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

     Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это  достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение  родителей и лишиться из-за этого  их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется (становится частью психики человека, по 3. Фрейду - это формирование Супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

     У многих людей, особенно агрессивных  по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется неважно, и внешний контроль остается ведущим  на всю жизнь. Тогда подросток (а  затем и взрослый человек), если и  подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, смута, пребывание в толпе), а внутреннего контроля - совести - нет, человек позволяет  себе делать все, что угодно ему или  толпе, или тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению наших юных футбольных и хоккейных фанатов после  неудачных выступлений их любимых  команд.

     Развитие  внутреннего контроля у детей  и подростков идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать  как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей  мы добиваемся одобрения своего поведения. А "исправляя ошибки" после  родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх  и пр. стараются копировать поведение  взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном  поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые  формы своего поведения, зато когда  видят его со стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень  бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые  нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

     В подростковом возрасте дети, как известно, стараются избавиться от зависимости  от родителей и вести себя максимально  самостоятельно. В своем поведении  они идентифицируются уже не с  отцом или матерью, а с другими  значимыми для них людьми - старшими друзьями, авторитетными педагогами, киногероями и пр. И здесь агрессивный  ребенок ведет себя не так, как  более спокойные дети: он противостоит родителям гораздо больше. Эти  ребята чаще и лучше общаются со сверстниками, даже с малознакомыми  мужчинами, чем с отцами, к которым  стараются не обращаться за помощью  без особой необходимости. А если жизнь заставляет прибегнуть к родительской поддержке, то это вызывает у них раздражение и неудовольствие.

     Чего  добиваются дети и особенно подростки  своей агрессивностью? Они хотят, чтобы от них отстали, и, в конце  концов, получают свое: от них не ждут больших достижений и реже требуют  выполнения обязанностей. Имея двоих  или более детей, замученная мать нередко взваливает больше дел на менее агрессивного ребенка (он называется "послушным"), вызывая у того чувство неудовольствия и комплекс неполноценности, но так ей поступить  легче. Более агрессивного ребенка  оставляют в покое и дают больше свободы. Однако и агрессивные дети платят за это свою цену: они хуже социализируются, поскольку не усваивают  опыт взрослых и не участвуют в  разных способствующих взрослению делах.

     У агрессивного ребенка хуже развивается  самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг:

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Возрастные  различия в проявлении детской агрессивности 

     Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: "Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись - бей всех подряд".

     В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она  проявляется в виде отдельных  вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Программа по коррекции агрессивности

Как помочь агрессивному ребёнку

Работа  по коррекции агрессивности  должна проводиться  в 4-х направлениях:

1 направление.       Обучение агрессивных детей способам выражения гнева 
в приемлемой форме.

 
         Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует  необходимость выплеснуть его, уже  не на того, кто вызвал это чувство, а на подвернувшегося под руку или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. 
         Человек, который постоянно подавляет свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. 
           Поведение агрессивных детей является деструктивным, поэтому проблема обучения приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных, стоящих перед педагогом-психологом. Существует четыре способа поведения в ситуации, когда человек испытывает гнев:

1) Прямое (вербальное - невербальное) заявление о своих  чувствах, при этом дается выход  отрицательным эмоциям.

2) Косвенное  выражение: гнев вымещается на  человеке или предмете, который  представляется разгневанному ребёнку  неопасным. Не отреагировав сразу,  ребёнок рано или поздно чувствует  необходимость выплеснуть гнев.

3) Сдерживание  гнева. В этом случае постепенно  накапливающиеся отрицательные  чувства будут способствовать  возникновению стресса. Если человек  постоянно подавляет свой гнев, он подвержен риску психосоматических  расстройств. по наблюдению учёных, невыраженный гнев может стать  одной из причин таких заболеваний,  как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень,  гипертония.

4) Предотвращение  негативных эмоций. Человек пытается  выяснить причину гнева и устранить  её в кратчайший срок. Но такой  способ выражения гнева детям  с ЗПР не свойственен, так  как самостоятельно анализировать  ситуацию они ещё не в состоянии.  При обучении агрессивных детей  конструктивным способам выражения  гнева можно учить детей: прямо  заявлять о своих чувствах, выражать гнев в косвенной форме с помощью игровых приемов, переносить гнев в косвенногй форме с помощью игровых приёмов, преносить гнев на неопасные объекты.

Для работы с  агрессивными в арсенале педагога-психолога  должны быть разнообразные методы работы:

  1. НАРИСОВАТЬ ОБИДЧИКА. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его.
  2. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.
  3. УВЕСТИ РЕБЁНКА в другое место от обидчика и дать позаниматься тем, что ему нравится.
  4. КОМКАТЬ И РВАТЬ БУМАГУ
  5. БИТЬ ПОДУШКУ ИЛИ БОКСЁРСКУЮ ГРУШУ
  6. ПОТОПАТЬ НОГАМИ
  7. НАПИСАТЬ НА БУМАГЕ ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ, СКОМКАТЬ И ВЫБРОСИТЬ
  8. ВТИРАТЬ ПЛАСТИЛИН В БУМАГУ ИЛИ КАРТОНКУ
  9. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОДЯНОЙ ПИСТОЛЕТ
  10. БАТУТ, НАДУВНЫЕ ДУБИНКИ
  11. ГРОМКО КРИЧАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ "СТАКАНЧИК ДЛЯ КРИКА, СДЕЛАННЫЙ ИЗ ВАТМАНА"
  12. ПИНАТЬ ПОДУШКУ НОГОЙ ИЛИ КОНСЕРВНУЮ БАНКУ (из-под "пепси", "спрайта")
  13. "ЛИСТОК ГНЕВА", с рисунком смешного нелепого животного, который можно смять и выбросить
  14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И ИГРУШЕК:

Информация о работе Детская агрессивность способы её коррекции