Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа
Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них. Цель исследования - изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и успехов детей в школе в младшем школьном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1.теоретический анализ Изучения ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 5
1.1 Детско-родительские отношения в психологии. 5
1.2 Понятие успешности в обучении в младшем школьном возрасте. 14
1.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста….........22
Выводы по 1 главе. 26
глава 2. Эмпирическое исследование дЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 28
2.1. Программа исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте
Выводы по 2 главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.
Меняется и потребностная
Следовательно, мы можем сделать
вывод о том, что доминирующими
потребностями у ребёнка
Итак, подводя итоги выше сказанному, за первые четыре года школьного обучения происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребёнка как полноценного участника социальных отношений.
Выводы по 1 главе.
глава 2. Эмпирическое исследование дЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте
2.1 Программа исследования
влияния детско-родительских
Исследование проводилось на базе средней школы поселка Бытошь. В исследовании принимали участие 20 учащихся 1-х классов в возрасте 6-7 лет, из них 10 мальчиков и 10 девочек; а так же в исследовании принимали участие родители учащихся 1-х классов в количестве 20 человек.
Перед исследованием были поставлены задачи:
Для осуществления
На первом этапе исследования мы провели тестирование родителей на определение родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из пяти шкал.
Шкала 1. «Принятие—отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
Шкала 2. «Кооперация». Социально желательный образ родительского отношения.
Шкала 3.
«Симбиоз». Отражает межличностную
дистанцию в общении с
Шкала
4. «Авторитарная
Шкала 5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация) (Приложение 1).
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте.
На первом этапе исследования был использован тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина.
Цель методики: выявить особенности родительского отношения к детям в семьях испытуемых.
Результаты тестирования родителей выявили различные стили семейного воспитания в семьях младших школьников (таблица 1).
Таблица 1
Среднее значение особенностей родительского отношения к детям по методике «Тест-опросник родительского отношения» А.Я.Варги и В.В.Столина.
Шкала |
Кол-во испытуемых |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Принятие/отвержение ребенка |
20 |
27,60 |
2,891 |
Кооперация |
20 |
5,95 |
1,317 |
Симбиоз |
20 |
5,05 |
0,887 |
Контроль |
20 |
5,15 |
1,226 |
Отношение к неудачам ребенка |
20 |
1,10 |
0,553 |
Всего |
20 |
Таблица 2
Особенности
родительского отношения к
Баллы по шкалам |
Принятие - отвержение |
Социальная желательность |
Симбиоз |
Гиперсоциализация |
Инфантилизация |
Высокие |
90% |
70% |
30% |
45% |
0% |
Средние |
10% |
30% |
70% |
55% |
5% |
Низкие |
0% |
0% |
0% |
0% |
95% |
На основании полученных данных были выявлены следующие стили воспитания:
Таблица 3
Стиль семейного воспитания |
Количество семей |
Демократический стиль |
10 |
Отчужденный стиль |
2 |
Авторитарный стиль |
3 |
Либерально - попустительский стиль |
2 |
Гиперопекающий стиль |
3 |
Выявленные стили воспитания в процентном соотношении:
Таблица 4
Стиль семейного воспитания |
Количество семей(%) |
Демократический стиль |
50 |
Отчужденный стиль |
10 |
Авторитарный стиль |
15 |
Либерально - попустительский стиль |
10 |
Гиперопекающий стиль |
15 |
Обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Неуспеваемость учащихся в начальной школе возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов, наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.
Серьёзной причиной неуспеваемости являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, часто родители читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, дают инструкции, убивая самостоятельность, а также ограждают от массовых запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз и наказаний. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание все равно присутствует.
Поддержка родителей является одним из важнейших факторов, способных улучшить успешность обучения детей в школе. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.
Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям. Воспитание в гармоничной семье, дополненное и корригируемое общественным воспитанием, остается лучшим для становления личности.
Проведенное исследование показало, что родители и выбранный ими стиль воспитания оказывают влияние на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте, так как именно родители задают исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях и оказывают решающее влияние на формирование самооценки ребенка.
Список использованной литературы