Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание

Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них. Цель исследования - изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и успехов детей в школе в младшем школьном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
глава 1.теоретический анализ Изучения ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 5
1.1 Детско-родительские отношения в психологии. 5
1.2 Понятие успешности в обучении в младшем школьном возрасте. 14
1.3 Возрастные особенности младшего школьного возраста….........22
Выводы по 1 главе. 26
глава 2. Эмпирическое исследование дЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 28
2.1. Программа исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте
Выводы по 2 главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

детско-родительские отношения и их взаимосвязь с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте.docx

— 76.74 Кб (Скачать документ)

С приходом в школу изменяется эмоциональная  сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.

Меняется и потребностная сфера  младшего школьника. Доминирующими потребностями в младшем школьном возрасте становятся потребности в уважении и почитании, т. е. признание компетентности ребёнка, достижение им успехов в определённом виде деятельности, и одобрении со стороны, как сверстников, так и взрослых (родителей, учителей и других референтных лиц). Так в возрасте 6 лет обостряется потребность в познании внешнего мира и его объектов, «значимых для общества»[16, с. 345]. Согласно исследованиям М. И. Лисиной, в младшем школьном возрасте получает развитие потребность в признании другими людьми. В целом же младшие школьники испытывают потребность «реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но, как и преобразователи»[15, c.67] . Одним из основных критериев оценки себя и других людей становятся нравственные и психологические особенности личности.

Следовательно, мы можем сделать  вывод о том, что доминирующими  потребностями у ребёнка младшего школьного возраста являются потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений.

Итак, подводя итоги выше сказанному, за первые четыре года школьного обучения происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребёнка как полноценного участника социальных отношений.

 

Выводы по 1 главе.

  1. Обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
  2. Неуспеваемость учащихся в начальной школе возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов,  наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.
  3. Неуспеваемость учащихся в начальной школе возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов,  наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.
  4. Поддержка родителей  является одним из важнейших факторов, способных улучшить успешность обучения детей в школе. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава 2.  Эмпирическое исследование дЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте

2.1 Программа исследования  влияния детско-родительских отношений  на успехи в школе детей  младшего школьного возраста.

         Исследование проводилось на базе средней школы поселка Бытошь. В исследовании принимали участие 20 учащихся 1-х классов в возрасте 6-7 лет, из них 10 мальчиков и 10 девочек; а так же в исследовании принимали участие родители учащихся 1-х классов в количестве 20 человек.

Перед исследованием  были поставлены задачи:

  1. Провести анализ особенностей детско-родительских отношений.
  2. Рассмотреть особенности младшего школьного возраста.
  3. Показать взаимосвязь детско-родительских отношений и успехов детей в младшем школьном возрасте.
  4. Провести обработку и интерпретацию результатов.

       Для осуществления вышеперечисленных  задач нами использовались тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина и опрос учителя на критерии успешности учеников.

        На первом этапе исследования мы провели тестирование родителей на определение родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник  состоит из пяти шкал.

Шкала 1. «Принятие—отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

Шкала 2. «Кооперация». Социально желательный образ родительского отношения.

Шкала 3. «Симбиоз». Отражает межличностную  дистанцию в общении с ребенком.

 Шкала  4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.

Шкала 5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация) (Приложение 1).

 

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте.

 

На первом этапе исследования был использован  тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина.

Цель  методики: выявить особенности родительского отношения к детям в семьях испытуемых.

Результаты  тестирования родителей выявили  различные стили семейного воспитания в семьях младших школьников (таблица 1).

Таблица 1

 

Среднее значение особенностей родительского отношения  к детям по методике «Тест-опросник родительского отношения» А.Я.Варги и В.В.Столина.

 

 

 

 

Шкала

Кол-во испытуемых

Среднее значение

Стандартное отклонение

Принятие/отвержение ребенка

20

27,60

2,891

Кооперация

20

5,95

1,317

Симбиоз

20

5,05

0,887

Контроль

20

5,15

1,226

Отношение к неудачам ребенка

20

1,10

0,553

Всего

20

   

 

Таблица 2

Особенности родительского отношения к детям  по методике «Тест-опросник родительского отношения» А.Я.Варги и В.В.Столина в процентном соотношении.

Баллы по шкалам

Принятие -

отвержение

Социальная желательность

Симбиоз

Гиперсоциализация

Инфантилизация

Высокие

90%

70%

30%

45%

0%

Средние

10%

30%

70%

55%

5%

Низкие 

0%

0%

0%

0%

95%


 

 

На основании  полученных данных были выявлены следующие стили воспитания:

Таблица 3

 

Стиль семейного воспитания

Количество семей

Демократический стиль

10

Отчужденный стиль

2

Авторитарный стиль

3

Либерально - попустительский стиль

2

Гиперопекающий стиль

3


 

Выявленные стили воспитания в  процентном соотношении:

Таблица 4

 

Стиль семейного воспитания

Количество семей(%)

Демократический стиль

50

Отчужденный стиль

10

Авторитарный стиль

15

Либерально - попустительский стиль

10

Гиперопекающий стиль

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

Неуспеваемость  учащихся в начальной школе возникает  в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов,  наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.

Серьёзной причиной неуспеваемости являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, часто родители читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, дают инструкции, убивая самостоятельность, а также ограждают от массовых запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз и наказаний. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание все равно присутствует.

Поддержка родителей  является одним из важнейших  факторов, способных улучшить успешность обучения детей в школе. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.

Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его  нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям. Воспитание в гармоничной семье, дополненное и корригируемое общественным воспитанием, остается лучшим для становления личности.

Проведенное исследование показало, что родители и выбранный ими стиль воспитания оказывают влияние на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте, так как именно родители задают исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях и оказывают решающее влияние на формирование самооценки ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. О системе родительских отношений/Стригина М.В.
    2. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. / Н.В. Клюева - Ярославль: Акад. развития, 2001. – 308 с.
    3. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов. / И.В. Дубровина – М.: Питер, 2004. – 588 с.
    4. Млодик И.Ю. Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться./ Млодик И.Ю. М.: Генезис , 2011. – 232с.
    5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; под ред. Е.Г.Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192с.
    6. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988 г.
    7. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина.1989.- №3.
    8. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003 г.
    9. Ожегов С.И. Словарь, Москва «Русский язык»,686 с.
    10. Глассер У. Школа без неудачников.17-18с.
    11. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
    12. Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте.—В кн.: Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровскою. 2 - е изд. М., 1979, с. 83—84
    13. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989.-223 с.
    14. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991. - 174 с.
    15. Менчинская Н. А. проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка. / Н. А. Менчинская. - М.: Институт практической психологии, 1998. – 448 с.
    16. Коломенских Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских, Е. А. Панько. - Минск, Университетское, 1988, - 223с.
    17. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. / Г.С. Абрамова. - М., 1998.
    18. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. / А. Гезелл. - М., 1989г.
    19. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. / О. В. Лишин. - М.: Институт практической психологии, 1997. – 256 с.
    20. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. / Н. Е. Веракса. - М.: ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.
    21. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы / Ю. Хямяляйнен — М.: Просвещение. 1993. – 248 с.
    22. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребёнка в семье от года до зрелости  / Е.А. Аркин – М.: Учдетигз, 1957. – 347 с.
    23. Младшие школьники: успех первого года/ Наталья Комольцева
    24. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / А.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. – 190 с.
    25. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2001 – 352 с.
    26. Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990

Информация о работе Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте