Детско-родительские отношения в семье дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:54, реферат

Описание

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Семья дошкольника.docx

— 40.09 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Дошкольный  возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как  важный и ответственный период в  жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек  активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается  самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в  этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в  ней системы внутрисемейных, а  также детско-родительских отношений.

     Изучение  детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания  факторов, влияющих на становление  личности ребенка, так и для организации  психолого-педагогической практики. О  значимости данной проблемы свидетельствует  тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как  психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая  психология, не обошли вниманием эту  проблему, рассматривая взаимоотношения  родителей и ребенка как важный источник детского развития.

     Первые  экспериментальные исследования в  области детско-родительских отношений  были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании  детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.

     В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо  указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической  службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.

     Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений  объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок – взрослый. 

     Глава 1. Детско-родительские отношения в семье  дошкольника 

     
    1. Психологическая характеристика личности дошкольника
 

     Согласно  работам российского учёного  Л.С. Выготского родившийся ребенок  не является личностью, но у него имеются  задатки к тому, чтобы стать  личностью. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизни. Это  происходит по мере того, как человек  овладевает самим собой, научается  управлять своим поведением, своими психическими процессами. Формирование личности начинается в младшем школьном возрасте, вся предыдущая жизнь ребенка, лишь подготовка к такому формированию.

     Так же и отечественный учёный А.Н. Леонтьев считал, что формирование личности это процесс, прямо не совпадающий  с процессом прижизненного, естественно  текущего изменения природных свойств  человека в ходе его приспособления к внешней среде.

     По  определению В.С. Мухиной личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так  и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жизни. В своих работах В.С. Мухина отмечает, когда малыш появляется на свет, родителям хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. Малыш постепенно овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими, это условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Желание заслужить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких, один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование, как самоуважение. Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее.

     В своих работах А.А. Крылов говорит  о том, что личность рождается  постепенно и в развивающемся  ребенке появляются такие образования, которые позволяют назвать его личностью. К определяющим личность образованиям относятся: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше. После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок. Лишение ребенка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий.

     Изучая  труды А.В. Петровского, можно выделить два типа закономерностей возрастного  развития личности. Психологические  закономерности развития личности, источником которого выступает противоречие между  потребностью личности в персонализации (потребностью быть личностью) и объективной  заинтересованностью референтных  для него общностей принимать  лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития данных общностей.

       Закономерности развития личности  как в результате вхождения  в новые для нее группы, которые  становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов  его социализации (семья, детский  сад, школа, трудовой коллектив  и т. д.), так и вследствие  изменения его социальной позиции  внутри относительно стабильной  группы.

     По  утверждению А.В. Петровского переход  на следующую возрастную стадию не является спонтанным, он детерминирован особенностями развития общества, что  стимулирует формирование у ребенка  соответствующей мотивации. Развитие личности связано с ее самоопределением, с типом и способом разрешения противоречий с социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми.

     Дошкольный  возраст, как отмечает А.А. Крылов, является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно  важным с точки зрения генеза и  формирования социальных форм психики  и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствуют о преимущественной ориентацией его на социальное окружение. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Таким образом, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств.

     При этом важны социально значимые эталоны  поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в  качестве эталонов поведения для  дошкольника имеют персонажи  сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются  положительные и отрицательные  черты характера, что облегчает  первоначальную ориентацию ребенка  в сложной структуре личностных свойств человека. Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств. Самостоятельность  ребенка начинает проявляться в  том случае, когда он применяет  к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание.

     Дети  принимают и усваивают оценки того родителя, который для них  является значимым лицом и носителем  эталонов поведения. К 5 годам у детей  возникает определенная позиция  в группе, происходит их дифференциация по социометрическому статусу. При  этом предпочтения, которые ребенок  оказывает своим сверстникам  в игровой деятельности, на занятиях, при выполнении трудовых поручений, отличаются относительной стабильностью. Избирательность выбора связана  с формированием в дошкольном возрасте мотивационной сферы, разнообразных  личностных свойств. Главным мотивом, побуждающим детей объединяться, является удовлетворение процессом игрового общения. На втором месте находится ориентация на положительные качества выбираемого, которые проявляются в общении (веселый, добрый, честный и т.п.). Позже у детей 6-7 лет в качестве мотива выбора партнера выступают также его способности к какой-либо конкретной деятельности. Ориентация на личностные особенности, которые формируются вне непосредственного игрового общения, на различных занятиях, в общении со взрослыми (трудолюбие, послушание, способности к рисованию, пению), свидетельствует о разных источниках формирования мотивов, определяющих взаимоотношения в детских группах.

     В психологии мотивом называют побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением  потребности субъекта. Это осознанная или неосознанная внутренняя причина, лежащая в основе выбора человеком  конкретных действий и поступков. Мотивы человека различаются по степени  осознанности, динамичности, содержанию. Так, в основе даже одной и той  же деятельности, более того - действия могут лежать разные по содержанию мотивы.

     Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать "благосклонность", симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

     Наряду  с возникновением новых мотивов  деятельности, в дошкольном возрасте наблюдается еще одно важное новообразование  в мотивационной сфере – соподчинение мотивов. Одни мотивы могут преобладать  над другими. И то, какие именно мотивы будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. Конечно, к концу дошкольного возраста этот стержень только-только складывается, но определенную направленность поведению  ребенка он уже придает. Она может  быть разной – от крайне эгоистичной  до высоконравственной, конечно, в пределах возможностей данного возраста.

       Эмоциональная сфера человека  развивается, изменяется на протяжении  всей его жизни. Раннее и  дошкольное детство, особый в  этом отношении период. Это время,  когда эмоции господствуют над  всеми другими сторонами жизни  ребенка, когда он находится  как бы в их плену. Дети  существенно различаются своей  эмоциональной сферой. Прежде всего,  эмоциональной впечатлительностью (что во многом связано с темпераментом) и устойчивостью.

     На  протяжении дошкольного возраста увеличивается  устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и  обобщенными. Возрастает умение ребенка  контролировать свои эмоциональные  реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные). Ребенок оказывается способным  проявить не только симпатию (антипатию), элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким, чувство гордости и стыда.

     Чем гордится ребенок, чего он стыдится –  решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь – родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений. Дошкольник не безразличен к прекрасному  и безобразному, он способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить чувство  юмора. В дошкольный период развиваются  и познавательные чувства, ребенок  проявляет не только любопытство, но и любознательность, стремление утвердиться  в истине. Чувства к концу дошкольного  возраста нередко становятся мотивом  поведения ребенка. Постепенно происходит и интеллектуализация детских чувств. Развивается способность к эмоциональному предвосхищению. Видоизменяются и формы  выражения чувств.

     К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия – ребенок способен поставить  цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической  готовности к школе. Но все компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. И взрослым следует это  учитывать, соблюдая постепенность  в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности. 
 

Информация о работе Детско-родительские отношения в семье дошкольника