Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:27, курсовая работа
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет.
Оглавление
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
Заключение
Список использованной литературы
10% благополучных подростков
дисциплинированы и редко
Склонностью к систематическому нарушению дисциплины, непосещению занятий и не выполнению требований взрослых отличаются 63,34% подростков из неблагополучных семей, 20% характеризуются выраженностью нонконформистских тенденций и постоянным нарушением норм и правил, 6,67% подростков категории СОП игнорируют нормы и правила, постоянно нарушают дисциплину, систематически прогуливают уроки (см. диаграммы 1-2).
Следовательно, на основании результатов описательной статистики можно сделать вывод о том, что большинство подростков из неблагополучных семей склонны к нарушению норм и правил, отрицанию общепринятых ценностей и моделей поведения, демонстрируют ярко выраженные нонконформистские тенденции. Небольшой процент (10% и 6,67%) склонны к делинквентному поведению, 3,33% испытуемых категории СОП имеют алкогольную или никотиновую зависимости.
23,3% благополучных подростков (как и 23,33% с девиантным поведением) не склонны к проявлению агрессии, у 50% агрессивность проявляется в ответ на встречную агрессию (против 3,33% подростков категории СОП), 26,67% благополучных подростков и 16,67% неблагополучных склонны к периодическим вспышкам агрессии, чаще косвенной и вербальной, раздражении и обиде (см. диаграммы 3-4).
Диаграмма 3-4. Уровни склонности к агрессии и насилию у недевиантных и девиантных подростков
46,67% девиантных подростков склонны решать возникающие проблемы с помощью агрессии и насилия, 10% не принимают иных способов действия при попытке "защитить свои интересы.
Таким образом, у подавляющего большинства подростков из благополучных семей отмечается просоциальное поведение, в то время как у подростков из неблагополучных семей – девиантное.
2. Диагностика особенностей взаимодействия родитель-ребенок.
Согласно данным диагностики
взаимоотношений родитель-
Таблица 2.2 Данные описательной
статистики взаимоотношений родитель-
Среднее |
Медиана |
Мода |
Частота |
Дисперсия |
Стандартное отклонение |
Ошибка среднего | |
Требовательность матери |
11,42 |
12,00 |
13,00 |
10 |
10,28 |
3,20641 |
0,413946 |
Строгость матери |
11,78 |
12,00 |
16,00 |
13 |
9,43 |
3,07032 |
0,396376 |
Контроль со стороны матери |
10,07 |
10,00 |
9,000 |
12 |
4,74 |
2,17744 |
0,281106 |
Эмоциональная близость с матерью |
10,7 |
10,00 |
9,000 |
13 |
8,89 |
2,98187 |
0,384957 |
Принятие ребенка матерью |
10,87 |
10,00 |
8,000 |
12 |
8,35 |
2,89047 |
0,373158 |
Сотрудничество с матерью |
9,75 |
9,00 |
9,000 |
19 |
4,05 |
2,01372 |
0,259971 |
Согласие между ребенком и матерью |
10,1 |
10,00 |
9,000 |
14 |
4,29 |
2,07242 |
0,267548 |
Последовательность матери |
10,23 |
11,00 |
12,00 |
16 |
4,18 |
2,04497 |
0,264005 |
Авторитет матери |
10,58 |
10,00 |
10,15 |
3,18520 |
0,411207 | ||
Удовлетворенность отношениями с матерью |
12,47 |
12,00 |
20,73 |
4,55277 |
0,587760 |
Тем не менее, 70% девиантных и 3,33% подростков с просоциальным поведением считают сложившиеся взаимоотношения с матерью неудовлетворительными и нуждающимися в коррекции (см. диаграммы 5-6).
Идеальными свои отношения с матерью склонны считать 33,3% подростков из благополучных семей (против 0% из числа девиантных подростков).
Мать не является авторитетом для 90% девиантных подростков и для 20% подростков из благополучных семей.
Диаграммы 5-6. Удовлетворенность отношениями с матерью
3. Диагностика аспектов взаимосвязи уровня склонности к отклоняющемуся поведению и особенностям взаимодействия детей и родителей
Согласно данным корреляционного анализа существуют статистические значимые взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и особенностей взаимодействия родитель-ребенок. чем выше уровень принятия ребенка матерью, тем в меньшей степени подросток склонен к нарушению норм и правил (r= - 0,79 при р≤0,05), тем ниже уровень готовности к реализации саморазрушающего поведения, тенденции к соматизации тревоги и склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях (r= - 0,33 при р≤0,05).
Эмоциональная близостью
подростка с матерью
Для семей подростков склонных к нарушению норм и правил характерны:
· Нетребовательность со стороны матери (r= - 0,33 при р≤0,05);
· Слабый уровень контроля (r= - 0,0,65 при р≤0,05);
· Низкий уровень сотрудничества (r= - 0,75 при р≤0,05);
· Непоследовательность поведенческих реакций матери или их несоответствие и лабильность (r= - 0,54 при р≤0,05).
Табл. 2.3 Данные сравнительного анализа
Среднее 1 группы |
Среднее 2 группы |
Значение t-критерия |
Степень свободы |
Уровень статистической значимости | |
Установка на социально-желаемые ответы |
56,53333 |
49,30000 |
3,7967 |
58 |
0,000353 |
Склонность к нарушению норм и правил |
51,56667 |
67,10000 |
-11,5924 |
58 |
0,000000 |
Склонность к аддиктивному поведению |
45,63333 |
44,86667 |
0,3888 |
58 |
0,698831 |
Склонность к |
47,23333 |
57,73333 |
-3,4367 |
58 |
0,001095 |
Склонность к агрессивному поведению |
52,10000 |
58,83333 |
-3,3292 |
58 |
0,001518 |
Контроль эмоциональных реакций |
49,93333 |
54,20000 |
-1,8332 |
58 |
0,071903 |
Склонность к делинквентному поведению |
50,06667 |
49,56667 |
0,3151 |
58 |
0,753851 |
Требовательность матери |
12,23333 |
10,60000 |
2,0240 |
58 |
0,047585 |
Строгость матери |
11,43333 |
12,13333 |
-0,8813 |
58 |
0,381778 |
Контроль со стороны матери |
11,46667 |
8,66667 |
6,4861 |
58 |
0,000000 |
Эмоциональная близость с матерью |
13,23333 |
8,16667 |
12,6515 |
58 |
0,000000 |
Принятие ребенка матерью |
13,20000 |
8,53333 |
10,6749 |
58 |
0,000000 |
Сотрудничество с матерью |
11,16667 |
8,33333 |
7,6663 |
58 |
0,000000 |
Согласие между ребенком и матерью |
11,56667 |
8,63333 |
7,7594 |
58 |
0,000000 |
Последовательность матери |
11,26667 |
9,20000 |
4,5102 |
58 |
0,000032 |
Авторитет матери |
12,93333 |
8,23333 |
8,4803 |
58 |
0,000000 |
Удовлетворенность отношениями с матерью |
15,90000 |
9,03333 |
8,9191 |
58 |
0,000000 |
Подростки, демонстрирующие выраженные нонконформистские тенденциине удовлетворены сложившимися отношениями с матерью (r= - 0,91 при р≤0,05) и, соответственно, не воспринимают ее как авторитет (r= - 0,76 при р≤0,05).
По результатам сравнительного анализа в группе девиантных подростков уровни контроля, эмоциональной близости, принятия, сотрудничества и удовлетворенности взаимоотношениями с матерью статистически значимо ниже среднего уровня, заданного методикой (см. табл. 2.3).
Выводы по второй главе.
В эмпирическом исследовании приняли участие 60 учащихся 6-8 классов ГУО "Боровлянская ОСШ". Методы эмпирического исследования: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению СОП А.Н. Орла, Опросник взаимодействия родитель-ребенок ВРР. В констатирующем эксперименте были использованы методы описательной статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непарный t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Согласно данным диагностики
уровней склонности к отклоняющемуся
поведению большинство
10% благополучных подростков
дисциплинированы и редко
Согласно данным диагностики
взаимоотношений родитель-
Согласно данным корреляционного анализа существуют статистические значимые взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и особенностей взаимодействия родитель-ребенок. чем выше уровень принятия ребенка матерью, тем в меньшей степени подросток склонен к нарушению норм и правил, тем ниже уровень готовности к реализации саморазрушающего поведения, тенденции к соматизации тревоги и склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. Эмоциональная близостью подростка с матерью нехарактерна для подростков склонных к нарушению норм и правил, равно как и демонстрирующим элементы аутодеструктивного поведения.
По результатам сравнительного анализа в группе девиантных подростков уровни контроля, эмоциональной близости, принятия, сотрудничества и удовлетворенности взаимоотношениями с матерью статистически значимо ниже среднего уровня, заданного методикой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась.
Заключение
девиантный подросток гиперопека безнадзорность
Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости.
Актуальность темы исследования связана с возрастающим интересом психологов, социологов, педагогов к вопросу о причинах возникновения девиаций в поведении человека вообще и подростка в частности. Особое значение в этой ситуации приобретает семья, как социальный институт, способный оказать подростку помощь и поддержку на ответственном этапе развития. Однако кризисные явления в обществе затронули также семью. Падение уровня жизни большинства населения, идеологический вакуум, нравственный релятивизм общества привели к определенным психологическим последствиям: большое число семей нуждается в помощи специалистов- психологов, педагогов, медиков, наркологов, юристов, направленной на организацию помощи и поддержки подросткам с девиантным и делинквентным поведением. Для того, чтобы такая помощь могла быть эффективной, она должна быть обеспечена научными данными о процессах, происходящих в семье между подростком и родителями.
Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с воспитанием детей большинство семей от составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстранение - равнодушный, попустительски-снисходительный и др. Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.