Р.
Мертоном была разработана типология
поведения личностей в их отношении
к целям и средствам. Согласно
этой типологии отношение к
целям и средствам любой личности
укладывается в следующие классы:
- конформист
принимает как культурные цели, так и институциональные
средства, одобряемые в обществе, и является
лояльным членом общества;
- новатор
пытается достигнуть культурных целей
(которые он принимает) неинституциональными
средствами (включая незаконные и криминальные);
- ритуалист
принимает институциональные средства,
которые абсолютизирует, но цели, к которым
он должен стремиться с помощью этих средств,
игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии
и правила для него являются основой поведения,
в то же время оригинальные, нетрадиционные
средства им, как правило, отвергаются;
- изолированный
тип отходит как от культурных, традиционных
целей, так и от институциональных средств,
необходимых для их достижения (например
бомжи, наркоманы, алкоголики);
- мятежник
пребывает в нерешительности относительно
как средств, так и культурных целей; он
отступает от существующих целей и средств,
желая создать новую систему норм и ценностей
и новые средства для их достижения.
При
использовании этой типологии
важно помнить, например, что люди
никогда не могут быть полностью
конформными к нормативной культуре
или быть полными новаторами.
В каждой личности присутствуют
в той или иной степени все
перечисленные типы. Однако какой-то
из типов обычно проявляется
в большей мере и характеризует
личность.
Таким
образом, отклоняющееся поведение
играет в обществе двойственную
роль: с одной стороны, представляет
угрозу стабильности общества, с
другой - поддерживает эту стабильность.
Так
например, при наличии в обществе
или социальной группе многочисленных
случаев социальных отклонений
люди утрачивают чувство ожидаемого
поведения. Происходит дезорганизация
культуры и разрушение социального
порядка.
С
другой стороны, отклоняющееся
поведение является одним из
путей адаптации культуры к
социальным изменениям. Нет такого
современного общества, которое
долгое время оставалось бы
статичным. Даже совершенно изолированные
от мировых цивилизаций сообщества
должны время от времени изменять
образцы своего поведения из-за
изменения окружающей среды. Но
новые культурные нормы редко
создаются путем обсуждения и
дальнейшего их принятия всеми
членами социальных групп. Новые
социальные нормы рождаются и
развиваются в результате повседневного
поведения индивидов, в столкновении
постоянно возникающих социальных
обстоятельств. Отклоняющееся от
старых, привычных норм поведение
небольшого числа индивидов может
быть началом создания новых
нормативных образцов. Постепенно,
преодолевая традиции, отклоняющееся
поведение содержащее новые жизнеспособные
нормы, все в большей степени
проникает в сознание людей.
По мере усвоения членами социальных
групп поведения, содержащего
новые нормы, оно перестает
быть отклоняющимся.
Заключение
Итак,
мы определили, что девиантное (отклоняющееся)
поведение - это поведение индивида
или группы, которое не соответствует
общепринятым нормам, в результате
чего эти нормы ими нарушаются.
Девиантное поведение - следствие
неудачного процесса социализации
личности: в результате нарушения
процессов идентификации и индивидуализации
человека, такой индивид легко
впадает в состояние "социальной
дезорганизации", когда культурные
нормы, ценности и социальные
взаимосвязи отсутствуют, ослабевают
или противоречат друг другу.
Такое состояние называется аномией
и является основной причиной
отклоняющегося поведения. Учитывая,
что девиантное поведение может
принимать самые разные формы
(как негативные, так и позитивные),
необходимо изучать данное явление,
проявляя дифференцированный подход.
Отклоняющееся
поведение часто служит основанием,
началом существования общепринятых
культурных норм. Без него было
бы трудно адаптировать культуру
к изменению общественных потребностей.
Вместе с тем вопрос о том,
в какой степени должно быть
распространено отклоняющееся поведение
и какие его виды полезны,
а самое главное - терпимы для
общества, до сих пор практически
не разрешен. Если рассматривать
любые области человеческой деятельности:
политику, управление, этику, то нельзя
вполне определенно ответить
на этот вопрос (например, какие
нормы лучше: воспринятые нами республиканские
культурные нормы или старые монархические,
современные нормы этикета или нормы этикета
наших отцов и дедов?). Удовлетворительный
ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе
с тем не все формы девиантного поведения
требуют столь детального анализа. Криминальное
поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм
и наркомания не могут привести к появлению
полезных для общества новых культурных
образцов. Следует признать, что подавляющее
число социальных отклонений играет деструктивную
роль в развитии общества. И только некоторые
немногочисленные отклонения можно считать
полезными. Одна из задач социологов -
распознавать и отбирать полезные культурные
образцы в отклоняющемся поведении индивидов
и групп.
Список
литературы
Радугин
А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций.
- М.: Центр, 1997.
Смелзер
Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.
Тощенко
Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994.
Фролов
С.С. Социология. - М.: Логос, 1996.