Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения современной молодежи.
Согласно цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Отразить проблему девиантного поведения. Рассмотреть девиантное поведение в историческом аспекте. Ознакомится с подходами, типологией, структурой девиантного поведения.
2. Провести исследование с целью выявления наличия девиаций среди молодежи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Понятие девиантного поведения……………………………………..5
1.1 Понятие девиации………………………………………………………….5-7
1.2Основные формы девиантного поведения…………..……………..……..8-10
1.3 Понятие «норма» и его связь с отклоняющимся поведением………...11-17
Глава 2. Причины отклоняющегося поведения………………………………..18
2.1 Определение причин девиации различными учеными……………….18-19
2.2 Основные причины и факторы девиантного поведения………………20-28
2.3 Особенности переоценки ценностей в молодежной среде современного российского общества……………………………………………………….29-31
Глава 3. Социокультурные девиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей……………………………………………..32
3.1. Аддикция и аддиктивные формы отклоняющегося поведения………32-36
3.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской молодежи………………………………………………………..37-43
Заключение…………………………………………………………………...44-45
Список использованной литературы……………………………………….46-48
Приложения……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Работа.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

В условиях социальных преобразований происходит трансформация  общественного сознания, которая  выражается в том, что на фоне прежних  представлений возникают новые. В результате меняются предпочтения, взгляды на те или иные явления. При  этом утвердившиеся в сознании общественные ценности, нормы остаются по-прежнему актуальными для отдельных индивидов и социальных групп, в то время как для других они вытесняются на второй план, уступая место более значимым в данный момент времени. В связи с этим отслеживать изменения в ценностной системе общества или отдельных социальных групп целесообразно, опираясь на ценности, свойственные большинству населения или группы.

Зачастую изменения  в ценностной системе провоцируют  рост девиантных  ценностей (или  «антиценностей»), которые в стабильном обществе присуще незначительной части населения и не имеют возможности распространяться, так как сдерживаются общественным мнением. В данном контексте переоценку ценностей можно рассматривать как приспособление к новым условиям посредством коррекции взглядов, ценностной ориентации, норм поведения. Это приспособление зачастую приводит к тому, что различные отрицательные явления (беспринципность, продажность и т.д.) все чаще воспринимаются в обыденном состоянии не как аномалия, а как вполне нормальный вариант взаимоотношений.

Многочисленные  социологические исследования в  крупных городах и провинции  фиксируют изменения в ценностной системе современной молодежи. В целом же в настоящее время наблюдается тенденция к переориентации с общественных проблем на личностные. Молодежь ориентируется, прежде всего, на собственные интересы, полностью разделяя психологию индивидуализма. Большинство из них стремится к обеспеченной жизни, под которой подразумевает возможность существовать, ни в чем себе не отказывая. Среди «новых» инструментальных ценностей современной молодежи зачастую на первый план индивидуалистическое утилитарное сознание западного типа, которое порождает прагматично-утилитарное отношение к социальным нормам.  Выражением прагматично-утилитарного сознания является отношение к ценностям как к средствам достижение определенных целей. В связи с этим отмечается тенденция к «превращению» образования (изначально терминальной ценности) в способ получения диплома, высокооплачиваемой работы или отсрочки от армии, - т.е. в терминальную ценность, что во многом способствует развитию специфических девиаций.

Трансформация ценностей молодежи в данных направлениях является следствием общей переоценки ценностей, которая отражает реальные изменения в российском обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Социокультурные девиации современной российской молодежи в условиях переоценки ценностей

3.1. Аддикция  и аддиктивные формы отклоняющегося  поведения

Девиантное  поведение подразделяется на две  группы :

Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.

  1. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

  Касательно  темы настоящей работы интерес  представляет вторая группа со скрытой социальной патологией.  
           Существуют общие причины девиантного поведения для обеих вышеприведенных групп «риска». Это, прежде всего: 
1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; инфляция, коррупция и т.д. 
2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях. 
3. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

В девиантном поведении  выделяю особый его тип – аддиктивное поведение.

Аддиктивное поведение (addictive behavior) - это  злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая наркотики, алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость. В более широкой трактовке определения аддиктивного поведения: это "одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций". По существу речь идет о наркотических веществах, включая алкогольные напитки и табакокурение.  
      Общеизвестно, что особую опасность для молодых людей представляют наркотики и алкогольные напитки.

Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:

1. Морфий и  героин – алколоиды опиума; 
2. Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты; 
3. Гашиш (анаша, план, марихуана); 
4. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной  
системы. 
5. Кокаин – алколоид растения кока.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости  от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению. 
           Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это  
легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту  
смертности, и развитию целого «букета» соматических и  
психических заболеваний.  
На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии  
«ломки» наркоман способен на любое противоправное действие. Приобретение наркотиков  
становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства,  
грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с  
серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь  
ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская  
зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки. 
Одной из психологических субъективных причин наркомании является  
неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами:  
личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы,  
неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами  
в учебе или на работе, разочарование в людях. 
Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность  
наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские  
аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство –  
то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь.               Основными мотивами наркомании и токсикомании являются:

1. Удовлетворение  любопытства относительно действия  наркотического вещества; 
2. Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой; 
3. Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим; 
4. Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта; 
5. Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»; 
6. Достижение чувства полного расслабления; 
7. Уход от чего-то гнетущего.

             Питательной почвой для наркомании  является микросреда. Большое значение  играет семья, окружение. Появление  хотя бы одного наркомана в студенческой аудитории, общежитии, танцплощадке пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают  
как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги. 
Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации. 
            Не меньшую опасность представляют также пьянство и алкоголизм. 
Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. Последние социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 15 лет.

Алкогольная зависимость  формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в  
подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж», тем меньше удовольствия приносит выпивка. 
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные  
факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. Развитию алкоголизма у молодежи способствует ранее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности

Для выявления наличия девиаций среди современной российской молодежи было проведено исследование, проводившееся в несколько этапов. На первом этапе формировалась выборка в соответствии с целью исследования. На втором этапе исследования проводился опрос методом анкетирования [Приложение 1], а затем подсчитаны результаты и сделан вывод [ Приложение 2]. Всего в опросе приняло участие 120 человек.

 

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  • 3.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской молодежи
  • Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений  девиантного   поведения , их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы с подростками для предотвращения формирования  девиантного   поведения  - профилактическая.
  • Информация о работе Девиантное поведение