Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:44, реферат

Описание

Девиантное поведение (от англ. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например, преступность, пьянство и наркотизм, а также самоубийства, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Работа состоит из  1 файл

Девиантное поведение.docx

— 23.57 Кб (Скачать документ)

Для подтверждения  выдвинутой гипотезы были выделены социальные уровни: семьи, сверстников, школы, предприятий, общественных организаций; описаны  их психологические представления  подростков, а также установлено  отношение молодежи к группам  сверстников. В каждой из перечисленных  социальных групп преобладают негативные установки на восприятие подростково-юношеского возраста. Родители рассматривают своих  повзрослевших дочерей и сыновей  детьми, которые нуждаются во взрослой опеке. Сверстники сформировали стандартный  образец удачливого, сильного, богатого и умного подростка. Каждый, кто не подходит под образец, изгоняется из сообщества или становится объектом насмешек и издевательств. Средняя  и высшая школа не может преодолеть установку на отличника, усидчивого и прилежного в добывании книжных  знаний. Предприятия рассматривают  молодых людей в качестве бесплатной рабочей силы, будущего трудового  резерва страны. Государственные  и общественные организации, а также  СМИ и рекламные компании предпочитают экспериментировать с данной категорией лиц. Молодежь может служить «пушечным  мясом» в военных событиях или  может быть вовлечена в разного  рода политические, религиозные и  другие игры взрослых. Вместе с тем  подростки и юноши обладают наличными  потребностями в соответствии с  перечисленными социальными группами. По отношению к родителям они  испытывают потребность в эмоционально-оценочных  чувствах. Они хотят немногих, но глубоких чувств со своими сверстниками. У подростков и юношей выражены потребности  в познании, получении высшего  образования и экономической  деятельности. Наконец, у них обострено  чувство включенности в социальные отношения и актуальна потребность  в изменении социально-экономической  и нравственной ситуации к лучшему.

К сожалению, у подростков и юношей формируются  отрицательные установки, что, несомненно, отражается в их поведении и деятельности. По отношению к родителям они  не хотят следовать их советам. Нереализованные  надежды взрослых, зависть со стороны  стареющих родителей, сосредоточенность  на быстром и скором удовлетворении материальных потребностей не способствуют позитивной идентификации молодежи. В формировании их соответствий упущен момент развития собственных способностей, у подростков отсутствует привлекательный  опыт пластичных отношений, не формируются  разумные ценностные ориентации и ценности.

Усугубляются  отношения со сверстниками. Страх  в получении отрицательных эмоциональных  неудач сильнее, чем отрицательный  опыт. Жизненная философия молодежи проста и ужасна: нельзя быть изгоем. Так, приобретенные в сегодняшнее  время болезни анорея (недоедание ради похудения) и булимия (переедание) являются для подростков способом самоутверждения  в компаниях сверстников.

Молодежь  предъявляет претензии средней  и высшей школе за то, что в  них отсутствует единство теоретической  базы и практических источников реализации накопленного багажа знаний. Потому, как  правило, у большинства подростков преобладают негативные установки  на образование. Некоторые группы рассматривают  образование как промежуточный  этап на жизненном пути. Усугубляются ощущения своей ненужности в подростковых группах при удовлетворении потребности  в экономической деятельности. С  одной стороны, школа не обеспечивает достаточных условий для дополнительного  заработка. С другой, как считает  многочисленная группа исследователей, предприятия безжалостно эксплуатируют  труд повзрослевших детей. Известные  требования руководителей, нанимающих молодых людей на работу: обязательное высшее образование, знание компьютера, иностранного языка и непременно стаж работы не менее 5 лет -- усиливают негативные установки молодежи на бесперспективность своей трудовой и профессиональной деятельности. Правда, некоторые социологи и психологи полагают, что молодежи следует подчиниться правилам и регламентациям в обществе, с тем, чтобы в будущем занять вою социальную нишу.

И, наконец, развиваясь в информационном обществе, молодежь оказывается безоружной под  мощным воздействием СМИ и рекламы, анонсирующими жестокость и насилие. Как уточняют исследователи, молодежь с высокими когнитивными показателями выступает в роли пассивных потребителей средств массовой информации. Не исключено, что они принимают безоговорочно  правила игры, моделируют своё поведение, ориентируясь на банальные или странные события, которые изображаются на экране.

Таким образом, неблагоприятные условия  в семье и школе, проблемы на пути к знаниям и связанные с  этим неудачи в учебе, неумение строить  взаимоотношения с окружающими  и возникающие на этой основе конфликтные  ситуации, различные психофизические  отклонения в состоянии здоровья часто ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой  острой формы девиантного поведения  подростков. 
 

Информация о работе Девиантное поведение