Деятельность и мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:08, реферат

Описание

Всякая ли активность человека есть деятельность? Критерий деятельности (поведения) выдвинул П. Я. Гальперин. Он полагает, что действия, которые управляются субъектом на основе ориентировки в плане образа, являются актами поведения, а там, где нет ориентировки действий на основе образа, нет и поведения, там есть только реакция организма (автоматизм). Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще, не нужна ни ориентировка, ни деятельность. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и предметного сопротивления, возникает необходимость в активной ориентировке, в деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I…………………………………………………………………………………7
Глава II………………………………………………………………………………….9
Глава III…………………………………………………………………………………11
Глава IV…………………………………………………………………………………12
Глава V………………………………………………………………………………..13
ГлаваVI………………………………………………………………………………15
Глава VII………………………………………………………………………………17
ГлаваVIII………………………………………………………………………………19
Глава IX…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

деятельность и мышление.docx

— 51.61 Кб (Скачать документ)

Понятие как результат обобщения  опыта людей является высшим продуктом  мозга, высшей ступенью познания мира.

Каждое новое поколение людей  усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического  развития.

Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА V

Понимание. Решение мыслительных задач

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.

Понимание - процесс проникновения  мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д.

Понимание может быть включено в  процесс восприятия объекта и  выражаться в узнавании, осознании  его, оно может осуществляться и  вне восприятия.

Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.

Действуя, человек решает разнообразные  задачи. Задача представляет собой  ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность  путём изменения этой ситуации.

Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он затем  анализирует условия задачи, составляет план действий и действует.

Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно, путём приобретения знаний, необходимых для анализа  условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными.

Решение мыслительных задач проходит несколько этапов. Первый этап - осознание  вопроса задачи и стремление найти  на него ответ. Без вопроса нет  задачи, нет вообще деятельности мышления.

Второй этап решения мыслительных задач - это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной  задачи, ни практической, ни умственной.

Третий этап решения мыслительной задачи - само решение. Процесс решения  осуществляется посредством различных  умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определённую систему, последовательно  сменяя друг друга.

Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Проверка правильности решения  дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг  её, найти незамеченные ошибки и  исправить их.

Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно, если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА VI

Виды мышления

В зависимости от того, какое место  в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся  между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё  и на основании особенностей задач - практических и теоретических.

Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в  условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что  отвлечённые мысли, обобщения человек  воплощает в конкретные образы.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей  в природе и человеческом обществе. 
Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны  друг с другом. У многих людей  в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Если мышление рассматривать в  процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего  возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности  каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь  их проще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА VII

Индивидуальные различия в мышлении

Виды мышления являются вместе с  тем типологическими особенностями  умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит  особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно- действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над другой; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой. 
Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.

Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и  особенности других познавательных процессов 
(наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие мышления.

Гибкость ума выражается в подвижности  мыслительных процессов, умении учитывать  меняющиеся условия умственных или  практических действий и в соответствии с этим менять способы решения  задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение  усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы  и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны  своей деятельности вообще и умственной в частности.

Другие качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют  важное значение. Человек глубокого ума способен "доходить до корня", вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

Все эти качества ума воспитываются  в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой  работы над собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА VIII

Формирование мышления у детей

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. 
К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными  действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и  сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в  постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении  форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. 
Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности 
- познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его  деятельности. На каждом возрастном этапе  мышление имеет свои особенности.

Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать  какой-нибудь предмет, находящийся  в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или  открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку  и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок  думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей  вызывает сдвиг в развитии наглядно- действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между  действием, образом и словом. В  решении задач всё большую  роль играет слово.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется  наглядно-образное и, наконец, словесное  мышление.

Мышление учащихся среднего школьного  возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных  предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др. - учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем  наблюдается и развитие конкретно-образного  мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

Обучаясь основам наук, школьники  усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий - процесс длительный, зависящий  от уровня обобщённости и абстрактности  их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

В усвоении понятий существует несколько  уровней: по мере развития учащиеся всё  ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче  обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или  из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем  уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое  определение понятия с указанием  основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с  развитием понятий формируются  суждения и умозаключения.

Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих  суждений. В связи с увеличением  объёма знаний и ростом словаря у  школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные  доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники  употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. 
Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. 
Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений  происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение  мыслительными операциями зависит  не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в  этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА IX

Деятельность

Многообразие деятельности.

Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей. Основное содержание деятельности состоит в изменении и преобразовании мира, создании того, чего нет в природе. Деятельность человека проявляется в различных сферах и имеет разнообразный характер. Она является  непременным условием существования и развития человека и общества.

Со второй половины XIX века, когда  было признано, что человек —  продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человека как живого существа стал вопрос об основном отличии людей  от высокоорганизованных животных и  о научном объяснении этого отличия.

Информация о работе Деятельность и мышление