Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:41, реферат
В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.
Предмет психологии
Психология (греч. psyche – душа, logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Психология, как наука является
системой теоретических,
Современная научная
Объектом исследования
Предметом изучения общей
психологии являются сущности
и закономерности
Деятельность как психологическая категория
В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.
Конечно, в различных видах деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.
Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.
Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.
В процессе деятельности происходит
воплощение в субъекте психического
образа того или иного объекта
окружающей среды, а затем реализация
возникшего на основе этого образа
отношения субъекта к предметной
действительности. Подобная психическая
реальность, как компонент деятельности,
возникает уже на ранних стадиях становления
человека в ходе ориентировочно-
Различие между животными и человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений.
В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.
Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн
выделял следующие главные
она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;
осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов:
предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна:
она сознательна, целенаправленна:
в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.
Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту связь.
Психологический анализ структуры деятельности может осуществляться на основе различных критериев:
ее основных психологических компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется, и т.п.;
функций, выполняемых в процессе деятельности каждым из выделенных компонентов;
качественных особенностей результатов, получаемых в итоге деятельности.
Таким образом, деятельность в психологии
рассматривается как форма
Категория деятельности в современной психологии
Категория деятельности используется
весьма широко в различных областях
современной психологической
Категория деятельности постоянно используется для построения различных прикладных отраслей психологии, особенно таких как психология труда, педагогическая, медицинская, управленческая психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность.
Специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе его деятельности. Этим достигается большая адекватность их отражения в сознании субъекта деятельности.
Подобным образом
Но в развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, фиксированных в схемах действий, системах ценностей, социальных нормах.
Субьектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими избирате ьность и направленность деятельности.
При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:
1. генетический - в нем исходной
формой любой человеческой
2. структурно-функциональный - в его
основе лежит принцип
3. динамический, на основе которого изучаются механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, а также условия, обеспечивающие ее движение и развитие, появление ее новых форм. В этом плане исследуются условия, которые обеспечивают устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке постоянно меняющейся реальности. Большую роль здесь играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.
Информация о работе Деятельность как психологическая категория