Деятельность как психологическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:41, реферат

Описание

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 18.42 Кб (Скачать документ)

Предмет психологии

 

Психология (греч. psyche – душа, logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

 Психология, как наука является  системой теоретических, методических  и экспериментальных средств  познания и исследования психических  явлений, их точного предметного  определения, регистрации, анализа  обеспечения преемственности своих  результатов. 

 Современная научная психология, как и любая другая систематическая  деятельность, представляет собой  определенный этап последовательного  развития человеческого знания. Результатом этого развития является  общественно-исторический опыт, накопленный  в процессе общения людей друг  с другом в рамках этой деятельности  и существующий в форме понятий  норм и схем действий.

 Объектом исследования психологии  и объектом приложения психологических  знаний является человек. Объектом  познания и применения знаний  общей психологии является здоровый  человек. Объектом исследования  клинической психологии и применения  ее знаний является больной  человек. 

 Предметом изучения общей  психологии являются сущности  и закономерности возникновения,  развития и проявления психики  человека и животных.

Деятельность  как психологическая категория

В психологии под деятельностью  понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно  воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем  выше в ней роль психологической  составляющей.

Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для  формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью  порождается.

Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся  в деятельности, прежде всего в  труде и общении.

В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта  окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. 13 процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи.

Различие между животными и  человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться  только на внешние, непосредственно  воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда  и общения может основываться и на символических формах представления  предметных взаимоотношений.

В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности  феномена человеческой деятельности:

она субъектна, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;

осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов:

предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна:

она сознательна, целенаправленна:

в деятельности творческой и самостоятельной  по своему характеру люди и их психика  не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение  неразрывной связи человека с  миром и понимания психического как изначально включенного в  эту связь.

Психологический анализ структуры  деятельности может осуществляться на основе различных критериев:

ее основных психологических компонентов, куда включаются прежде всего мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность выполняется, и т.п.;

функций, выполняемых в процессе деятельности каждым из выделенных компонентов;

качественных особенностей результатов, получаемых в итоге деятельности.

Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного  отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно  поставленных целей.

Категория деятельности в современной психологии

Категория деятельности используется весьма широко в различных областях современной психологической науки. Например, в обшей психологии категория деятельности используется как при анализе индивидуальных, так и внутригрупповых психических процессов; для обоснования принципа единства сознания и деятельности, а также для объяснения принципа интериоризации — экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта.

Категория деятельности постоянно  используется для построения различных  прикладных отраслей психологии, особенно таких как психология труда, педагогическая, медицинская, управленческая психология. В этих прикладных областях психологии особое значение имеют такие характеристики деятельности, как субьектность и предметность.

Специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе его деятельности. Этим достигается большая адекватность их отражения в сознании субъекта деятельности.

Подобным образом преобразованное  восприятие объектов проявляется уже  у животных, деятельность которых  обусловлена свойствами объектов, которые  служат для удовлетворения их биологических  потребностей.

Но в развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связях со значениями, фиксированных  в схемах действий, системах ценностей, социальных нормах.

Субьектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими избирате ьность и направленность деятельности.

При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана:

1. генетический - в нем исходной  формой любой человеческой деятельности  выступает совместная социальная  деятельность людей, в ходе  которой в качестве основного  механизма развития психики работает  процесс интериоризации, обеспечивающий переход внешней по форме деятельности во внутреннюю психическую деятельность;

2. структурно-функциональный - в его  основе лежит принцип рассмотрения  строения деятельности «по единицам»,  разложение реальности на «единицы»,  содержащие в себе основные  свойства, присущие ей как целому. В этом плане рассматриваются  мотивы, цели деятельности, а также  составляющие ее структуру отдельные  действия: мыслительные, моторные, чувственные.  Иерархические связи между такими  единицами деятельности подвижны  и в зависимости от места  отражаемого объекта в структуре  деятельности изменяются как  содержание психического отражения,  так и его уровень (сознательный  или бессознательный), а также  вид регуляции деятельности (произвольной  или непроизвольной);

3. динамический, на основе которого изучаются механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, а также условия, обеспечивающие ее движение и развитие, появление ее новых форм. В этом плане исследуются условия, которые обеспечивают устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке постоянно меняющейся реальности. Большую роль здесь играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.


Информация о работе Деятельность как психологическая категория