Деятельность психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:26, реферат

Описание

В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога:
Психодиагностика.
Психологическое консультирование.

Работа состоит из  1 файл

Психологическое консультирование как вид работы практического психолога.docx

— 25.09 Кб (Скачать документ)

Психологическое консультирование как вид работы практического  психолога

Студенческое  научное общество » Полезное » школьный психолог


 

В настоящее время сложились  четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического  психолога:

  1. Психодиагностика.
  2. Психологическое консультирование.
  3. Психопрофилактика.
  4. Психокоррекция.

Мы остановимся на психологическом  консультировании. Оно включает в  себя следующие частные виды работ:

  1. Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации.
  2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.
  3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации. Консультативная работа психолога школы проводится последующим направлениям:
    • консультирование и просвещение педагогов;
    • консультирование и просвещение родителей;
    • консультирование школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а  так же в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического  процесса в школе.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей). У педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе, с также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.

Особенностью консультативной  работы психолога в начальной  школе является то, что непосредственным “получателем” психологической  помощи (клиентом) является не её окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Он только даёт советы; реализовывать их – задача клиента.

Несмотря на такую специфику  консультативной работы школьного  психолога с детьми младшего школьного  возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально  важным в практической деятельности школьного психолога.

Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы  в решении задач обучения и  воспитания школьников.

В своей консультативной  практике школьный психолог может реализовать  принципы консультирования самых различных  психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом  психика которых находятся ещё  на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным  условием консультативной работы психолога  в школе.

В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

  1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;
  2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
  3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
  4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
  5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;
  6. Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями;
  7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы”.

Консультирование  педагогов 

В консультативной работе с педагогами можно выделять ряд  принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога

с педагогическим коллективом  в решении проблем и профессиональных задач самого педагога:

  1. Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
  2. Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на “готовый рецепт”;
  3. Ппринятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
  4. Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.

В организации психологического консультирования педагогов можно  выделить три направления:

  1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
  2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.
  3. консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает ' снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Консультирование  родителей

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной  работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с  оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной  работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах  ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической  поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических  проблем ребёнка либо в связи  с серьёзными эмоциональными переживаниями  и событиями в семье.

Основные  этапы индивидуальной консультативной  работы

1. Работа с конкретным  индивидуальным случаем – довольно  трудоёмкий процесс, требующий  определённой организации. Таким  образом, для квалифицированного  решения проблемы необходимо  собрать и проанализировать информацию  по следующим разделам. Информация  об истории развития ребёнка  и состояние его здоровья (беседа с родителями по поводу истории развития ребёнка может происходить в форме полу стандартизированного интервью).

2. Сведения об особенностях  социальной обстановки, в которой  растёт ребёнок, и характере  его общения и взаимоотношений  со значимыми лицами (семья, коллектив  сверстников в классе и др.) Для получения этой информации  дополнительно к выше приведённым  методикам целесообразно использовать  Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого,  методику Рене жиля, “Два дома”,  пробы на совместную деятельность, рисунок семьи и другие.

3. Особенности поведения  и деятельность ребёнка в различных  ситуациях. Для изучения особенностей  поведения и деятельности ребёнка  в ситуации обследования целесообразно  применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика  развития познавательной и эмоционально-личностной  сфер ребёнка. Методические средства  и приёмы, используемые для получения  такого рода информации весьма  разнообразны. Их выбор зависит  от специфики проблемы, возраста  ребёнка др. Главное – это должен  быть комплекс методик, системно  определяющий психологический статус  ребёнка.

Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями (хотя это может быть и учитель) несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребёнка, в ходе обследования ребёнка и  родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по результатам  обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг родительской уверенности).

Каждая встреча психолога  с лицами, обратившимися с запросом, имеет своей главной целью  достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребёнка, его  личности в целом.

Предпосылками успешного  результата консультирования являются следующие действия психолога, а  процессе проведения бесед во время  первых встреч:

  • умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;
  • обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;
  • формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;
  • предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов.

Беседа, проводимая психологом по итогам изучения случая, преследует несколько целей:

  • подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза его дальнейшего развития;
  • совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;
  • обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;
  • планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).

В зависимости от особенностей конкретного случая заключительная беседа консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяются 4 основных этапа. При этом желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребёнка и, кроме того, позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребёнка.

В начале беседы нужно побудить у родителей к свободному и  откровенному обсуждению проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также коснуться  их представлений о причинах трудностей ребёнка и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие  цели можно ставить перед ребёнком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также их совместное обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации  из материалов обследования, демонстрируется  психологом, обычно помогают родителям  составить более верное представление  о характере и степени трудностей ребёнка. Необходимо стремиться к выработке  у родителей реалистического  представления о трудностях ребёнка. После того (на третьем этапе) обсуждается  специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы обсуждается то, как изменилось отношение родителей к проблемам  ребёнка, планируются последующие  встречи. В процессе беседы важно  проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности  беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

Беседу родителям рекомендуется  проводить в форме свободного либо полустандартизированного вида, выбор управляемого или неуправляемого вариантов и т.д.

Целесообразно проводить  максимально подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в  ходе обследования ребёнка, часто это  придаёт большую убедительность вывода консультанта; родителям полезно  иметь на руках психологическое  заключение, написанное ясным, понятным языком, или, по крайней мере, самим  записать со слов психолога выводы и рекомендации, так как это  помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных  выводов, проверять их правильность в ходе анализа дальнейшего развития ребёнка.

Одним из принципов работы возрастного психолога консультанта является принцип отстаивания интересов  ребёнка. Однако представления об этих интересах и о том, как отстаивать, существенно различаются у разных консультантов психологов. Эти различия отражаются в методах и предмете их работы.

Если исходить из устоявшегося в практике семейного консультирования а оно на сегодняшний день наиболее развито – деления всех случаев  обращения в консультацию на собственно семейные проблемы и проблемы родительско-детских  отношений, то в области родительско-детских  отношений существуют три направления, три способа работы:

  • повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной осведомлённости и т.п.;
  • работа с семьёй как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;
  • работа преимущественно с ребёнком.

Было бы наивно полагать, что какое-то из этих трёх направлений  работы не реализует принципа соблюдения интересов ребёнка. И возрастной психолог консультант работает отнюдь не только в третьем модусе. Однако одним из организационных принципов  его работы является отказ от консультирования родителей без обследования ребёнка. Таким образом, процедура консультирования родительско-детских отношений в  возрастно-психологической консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое обследование ребёнка, а не только его межличностных  отношений и тем более не только этих отношений глазами родителей. В ряде случаев бывает необходимым  провести и психологическое обследование родителей.

Литература:

1. Немов Р.С. “Психология:  учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:  В з-х кн. 3-е изд.– М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.2: Психология  образования. – 608 с.

2. Истратова О.Н., Эксакусто  Т.В. “Справочник психолога начальной  школы (2-е изд.)/серия “Справочники”.  – Ростов н/д : “Феникс”, 2004.–  448 с.


автор: Сигарева Елена Александровна, педагог-психолог, учитель истории и обществознания (источник)





Информация о работе Деятельность психолога