В настоящее время сложились
четыре основных направления, задающих
специализацию в работе практического
психолога:
- Психодиагностика.
- Психологическое консультирование.
- Психопрофилактика.
- Психокоррекция.
Мы остановимся на психологическом
консультировании. Оно включает в
себя следующие частные виды работ:
- Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации.
- Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.
- Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации. Консультативная работа психолога школы проводится последующим направлениям:
- консультирование и просвещение педагогов;
- консультирование и просвещение родителей;
- консультирование школьников.
В свою очередь, консультирование
может проходить в форме собственно
консультирования по вопросам обучения
и психического развития ребёнка, а
так же в форме просветительской
работы со всеми участниками педагогического
процесса в школе.
Психологическое
просвещение представляет собой формирование
у обучающихся и их родителей (законных
представителей). У педагогических работников
и руководителей потребности в психологических
знаниях, желания использовать их в интересах
собственного развития; создание условий
для полноценного личностного развития
и самоопределения, обучающихся на каждом
возрастном этапе, с также в современном
предупреждении возможных нарушений в
становлении личности и развитии интеллекта.
Консультативная
деятельность – это оказание помощи обучающимся,
их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам и другим участникам
образовательного процесса в вопросах
развития, воспитания и обучения психологического
консультирования.
Особенностью консультативной
работы психолога в начальной
школе является то, что непосредственным
“получателем” психологической
помощи (клиентом) является не её окончательный
адресат – ребёнок, а обратившийся за
консультацией взрослый (родитель, педагог).
Таким образом, психолог оказывает подчас
лишь косвенное воздействие на ребёнка.
Он только даёт советы; реализовывать
их – задача клиента.
Несмотря на такую специфику
консультативной работы школьного
психолога с детьми младшего школьного
возраста, их родителями и педагогами,
это направление является принципиально
важным в практической деятельности
школьного психолога.
Эффективность всей его работы
в значительной мере определяется тем,
насколько ему удалось наладить
конструктивное сотрудничество с педагогами,
родителями и администрацией школы
в решении задач обучения и
воспитания школьников.
В своей консультативной
практике школьный психолог может реализовать
принципы консультирования самых различных
психологических направлений (диагностический,
экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный
и другие подходы). Однако в работе
с детьми, личность и в целом
психика которых находятся ещё
на этапе своего становления, учёт возрастных
особенностей является непременным
условием консультативной работы психолога
в школе.
В целом задача возрастно-психологического
консультирования составляет контроль за ходом психического развития
ребёнка на основе представлений о нормативном
содержании и возрастной периодизации
этого процесса. Указанная общая задача
на сегодняшний день включает следующие
конкретные составляющие:
- Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;
- Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
- Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
- Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
- Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;
- Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями;
- Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы”.
Консультирование
педагогов
В консультативной работе
с педагогами можно выделять ряд
принципов, на которых основано сотрудничество
школьного психолога
с педагогическим коллективом
в решении проблем и профессиональных
задач самого педагога:
- Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
- Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на “готовый рецепт”;
- Ппринятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
- Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.
В организации психологического
консультирования педагогов можно
выделить три направления:
- Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
- Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.
- консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает ' снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
Консультирование
родителей
Психолого-педагогическое консультирование
родителей, как и в ситуации пробной
работы с педагогами, может быть
организованно, с одной стороны,
по запросу родителя в связи с
оказания консультативно-методической
помощи в организации эффективного
детско-родительского взаимодействия;
с другой – инициативе психолога.
Одной из функций консультативной
работы с родителями является информирование
родителей о школьной проблемах
ребёнка. Так же целью консультирования
может стать необходимость психологической
поддержки родителей в случае
обнаружения серьёзных психологических
проблем ребёнка либо в связи
с серьёзными эмоциональными переживаниями
и событиями в семье.
Основные
этапы индивидуальной консультативной
работы
1. Работа с конкретным
индивидуальным случаем – довольно
трудоёмкий процесс, требующий
определённой организации. Таким
образом, для квалифицированного
решения проблемы необходимо
собрать и проанализировать информацию
по следующим разделам. Информация
об истории развития ребёнка
и состояние его здоровья (беседа
с родителями по поводу истории развития
ребёнка может происходить в форме полу
стандартизированного интервью).
2. Сведения об особенностях
социальной обстановки, в которой
растёт ребёнок, и характере
его общения и взаимоотношений
со значимыми лицами (семья, коллектив
сверстников в классе и др.)
Для получения этой информации
дополнительно к выше приведённым
методикам целесообразно использовать
Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого,
методику Рене жиля, “Два дома”,
пробы на совместную деятельность,
рисунок семьи и другие.
3. Особенности поведения
и деятельность ребёнка в различных
ситуациях. Для изучения особенностей
поведения и деятельности ребёнка
в ситуации обследования целесообразно
применять схему наблюдения.
4. Дифференцированная характеристика
развития познавательной и эмоционально-личностной
сфер ребёнка. Методические средства
и приёмы, используемые для получения
такого рода информации весьма
разнообразны. Их выбор зависит
от специфики проблемы, возраста
ребёнка др. Главное – это должен
быть комплекс методик, системно
определяющий психологический статус
ребёнка.
Общая
характеристика беседы с родителями
в процессе консультирования
В процессе консультирования
психолог контактирует с родителями
(хотя это может быть и учитель)
несколько раз: в ходе бесед по
установлению истории развития ребёнка,
в ходе обследования ребёнка и
родителя на предмет специфики их
взаимоотношений, в ходе беседы по результатам
обследования, на коррекционных занятиях
(родительские группы, тренинг родительской
уверенности).
Каждая встреча психолога
с лицами, обратившимися с запросом,
имеет своей главной целью
достижение возможно более глубокого,
разностороннего и объективного
понимания проблем ребёнка, его
личности в целом.
Предпосылками успешного
результата консультирования являются
следующие действия психолога, а
процессе проведения бесед во время
первых встреч:
- умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;
- обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;
- формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;
- предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов.
Беседа, проводимая психологом
по итогам изучения случая, преследует
несколько целей:
- подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза его дальнейшего развития;
- совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;
- обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;
- планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).
В зависимости от особенностей
конкретного случая заключительная беседа
консультанта с родителями может строиться
по-разному, однако чаще всего в ней выделяются
4 основных этапа. При этом желательно
вести беседу одновременно с обоими родителями,
так как это помогает получить более объективную
и разностороннюю картину жизни ребёнка
и, кроме того, позволяет им почувствовать
общую ответственность за судьбу ребёнка.
В начале беседы нужно побудить
у родителей к свободному и
откровенному обсуждению проблем ребёнка,
актуализации наиболее волнующих их
вопросов. Необходимо также коснуться
их представлений о причинах трудностей
ребёнка и средствах их разрешения,
помощи, выяснить их мнение о том, какие
цели можно ставить перед ребёнком,
на какое будущее его ориентировать.
На втором этапе беседы предполагается
сообщение и разъяснение психологом
результатов психологического обследования,
а также их совместное обсуждение.
Конкретные данные и иллюстрации
из материалов обследования, демонстрируется
психологом, обычно помогают родителям
составить более верное представление
о характере и степени трудностей
ребёнка. Необходимо стремиться к выработке
у родителей реалистического
представления о трудностях ребёнка.
После того (на третьем этапе) обсуждается
специальная программа действий
и конкретные формы реализации предложенных
рекомендаций. Наконец, в заключение
беседы обсуждается то, как изменилось
отношение родителей к проблемам
ребёнка, планируются последующие
встречи. В процессе беседы важно
проявить теплоту, внимание, уважение.
Критерием оценки эффективности
беседы служит то, могут ли родители
достаточно уверенно действовать на
основе тех сведений и рекомендаций,
которые они получили от консультанта.
Беседу родителям рекомендуется
проводить в форме свободного
либо полустандартизированного вида,
выбор управляемого или неуправляемого
вариантов и т.д.
Целесообразно проводить
максимально подробное обсуждение
конкретных результатов, полученных в
ходе обследования ребёнка, часто это
придаёт большую убедительность
вывода консультанта; родителям полезно
иметь на руках психологическое
заключение, написанное ясным, понятным
языком, или, по крайней мере, самим
записать со слов психолога выводы
и рекомендации, так как это
помогает им в дальнейшем обдумывать
результаты консультации, искать конкретные
меры помощи, исходя из зафиксированных
выводов, проверять их правильность
в ходе анализа дальнейшего развития
ребёнка.
Одним из принципов работы
возрастного психолога консультанта
является принцип отстаивания интересов
ребёнка. Однако представления об этих
интересах и о том, как отстаивать,
существенно различаются у разных
консультантов психологов. Эти различия
отражаются в методах и предмете их работы.
Если исходить из устоявшегося
в практике семейного консультирования
а оно на сегодняшний день наиболее
развито – деления всех случаев
обращения в консультацию на собственно
семейные проблемы и проблемы родительско-детских
отношений, то в области родительско-детских
отношений существуют три направления,
три способа работы:
- повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной осведомлённости и т.п.;
- работа с семьёй как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;
- работа преимущественно с ребёнком.
Было бы наивно полагать,
что какое-то из этих трёх направлений
работы не реализует принципа соблюдения
интересов ребёнка. И возрастной
психолог консультант работает отнюдь
не только в третьем модусе. Однако
одним из организационных принципов
его работы является отказ от консультирования
родителей без обследования ребёнка.
Таким образом, процедура консультирования
родительско-детских отношений в
возрастно-психологической консультации
всегда включает в себя достаточно
подробное психодиагностическое обследование
ребёнка, а не только его межличностных
отношений и тем более не только
этих отношений глазами родителей.
В ряде случаев бывает необходимым
провести и психологическое обследование
родителей.
Литература:
1. Немов Р.С. “Психология:
учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В з-х кн. 3-е изд.– М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.2: Психология
образования. – 608 с.
2. Истратова О.Н., Эксакусто
Т.В. “Справочник психолога начальной
школы (2-е изд.)/серия “Справочники”.
– Ростов н/д : “Феникс”, 2004.–
448 с. |