Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:26, доклад
Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполня
Структура профессиональной деятельности
Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель). Схематично указанные компоненты могут быть представлены следующим образом:
Любая деятельность осуществляется в
направлении от субъекта к объекту,
хотя объект является главным, определяющим
содержанием деятельности. Разберём
последовательно каждый элемент
схемы, начиная с её определяющего
элемента - объекта.
Вопрос о объекте и субъекте социально-педагогической деятельности остается дискуссионным в современной социальной педагогике. По мнению М.А.Галагузовой объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития. В.А. Сластенин утверждает, что объектом профессиональной деятельности социального педагога выступает, с одной стороны, растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Возможно и иное толкование, - объектом деятельности социального педагога является социально-педагогический процесс как целенаправленная последовательность действий, обеспечивающая оптимальное достижение цели (Л.Н.Маркина, В.А.Никитин).
Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:
Очевидно, что
ведущим субъектом социально-
Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Любая деятельность
осуществляется с помощью средств.
К средствам относят все действия, предметы,
орудия, приспособления, методы, формы
и технологии, с помощью которых достигаются
цели деятельности. Многообразие функций
(диагностическую, прогностическую, посредническую,
коррекционно-реабилитационную, охранно-защитную,
предупредительно-
Цель деятельности социального педагога:
По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.
Функции деятельности социального педагога.
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
Реализуя аналитико-
Прогностическая функция социального
педагога заключается в том, что он: на
основе анализа социальной и педагогической
ситуации прогнозирует процесс воспитания
и развития личности школьника, оказывает
помощь в саморазвитии и самовоспитании
его личности, определяет перспективы
развития обучающегося в процессе социализации;
планирует собственную социально-педагогическую
деятельность на основе анализа результатов
предыдущей работы.
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной
функции: способствует включению субъектов
воспитательной деятельности - общественности,
учреждений дополнительного образования
и др. в процесс социального воспитания
подрастающего поколения, в совместный
труд и отдых; позволяет ему участвовать
в формировании гуманистической системы
взаимоотношений в детской и подростковой
среде, а также оказывать влияние на отношения
детей, подростков и взрослых.
Коррекционная функция социального педагога
заключается в том, что он: старается оградить
обучающихся (воспитанников) от негативных
влияний социальной среды; осуществляет
коррекцию самооценки школьников и помогает
им избавиться от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую
функцию, социальный педагог: организует
социально значимую деятельность детей
и подростков в открытой микросреде; включает
обучающихся в различные виды продуктивной
деятельности с учетом психолого-педагогических
требований к ней; организует коллективную
творческую деятельность детей с участием
взрослых; координирует деятельность
всех субъектов социального воспитания;
взаимодействует с органами социальной
защиты и помощи.
Выполнение функций социально-педагогической
поддержки и помощи воспитанникам побуждает
социального педагога: оказывать квалифицированную
психолого-педагогическую помощь обучающемуся
(воспитаннику) в саморазвитии, самопознании,
самооценке, самоутверждении, самоорганизации
и самореализации; устанавливать доверительные
отношения с клиентом.
Охранно-защитная функция социального
педагога заключается в том, что он: использует
весь комплекс правовых норм, направленных
на защиту прав и интересов обучающихся
(воспитанников) и их объединений; содействует
применению мер государственного принуждения
и реализации юридической ответственности
лиц, допускающих прямые или опосредованные
противоправные воздействия на детей;
взаимодействует с органами социальной
защиты и помощи.
Реализуя психотерапевтическую функцию,
социальный педагог: заботится об обеспечении
положительного эмоционального состояния
школьников; оказывает им помощь в разрешении
межличностных конфликтов, снятии депрессивного
состояния; содействует в создании ситуаций
успеха школьников.
Выполнение социально-профилактической
функции предполагает, что социальный
педагог: организует систему профилактических
мер по предупреждению отклоняющегося
(девиантного) поведения и преступного
(делинквентного) поведения детей и подростков;
влияет на формирование их нравственно-правовой
устойчивости; организует систему мер
социального оздоровления детей из семей
группы социального «риска».
Реабилитационная функция социального
педагога заключается в том, что он организует
систему мер по социально-педагогической
реабилитации и поддержке лиц (прежде
всего несовершеннолетних), вернувшихся
из мест лишения свободы, спец.учреждений,
по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность,
стресс, употребление наркотиков, сексуальная
агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих
различные затруднения, которые приводят
к социальной дезадаптации.