Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:44, контрольная работа
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.
1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….3
2. ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….5
3. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….9
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….12
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………..13
Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.
Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.
С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат.
Мотивы – это те внутренние цели,
которые связаны с
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.
Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.
Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.
Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.
Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.
Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты.
По своему происхождению внутренняя
(умственная, психическая) деятельность
производна от внешней (предметной). Первоначально
совершаются предметные действия и
лишь потом, по мере накопления опыта,
человек приобретает
Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.
Теория деятельности, созданная С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьевым, не только раскрывает структуру и содержание психологической деятельности и ее связь с потребностями, но и помогает понять, каким образом исследование внешней деятельности, поведения, может стать методом исследования внутренних состояний психики. Поэтому она и является одним из важнейших методологических положений российской психологии.
Потребность – это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-то. Актуализация потребности свидетельствует о том, что равновесие, гомеостаз между организмом и окружающим миром нарушен. Энергия, которая направлена на восстановление гомеостаза, и есть та энергия, которая рождает деятельность субъекта, т.е. именно потребность является источником активности. Однако наличие энергии не всегда ведет к деятельности, так как живое существо может и не знать, что же в окружающем мире способно удовлетворить его потребность. В этом случае наступает состояние, которое можно охарактеризовать как «чего-то хочется, но не ясно, что именно». Естественно, что такая, не имеющая предмета, способного ее удовлетворить, потребность не реализуется в деятельности, что приводит к эмоциональному дискомфорту. Состояние напряженности, беспокойства возникает и в том случае, если существует барьер, препятствие на пути достижения потребности. Это состояние называется фрустрацией, и оно часто становится причиной агрессии, тревоги, неврозов и даже соматических болезней.
Разрядка потребности
Появление мотива ведет к появлению
деятельности, направленной на его
достижение. Таким образом, потребность
дает энергию для деятельности, а
мотив ее направляет. Выстраивается
последовательность развития деятельности:
Теория деятельности стала основой
и многих программ развивающего обучения.
Исследования Леонтьева, Запорожца, Гальперина
показали, что в структуре каждого
действия можно выделить три этапа
– ориентировки в условии и
порядке операций, при помощи которых
выполняется действие, исполнения (реализация
действия) и контроля за его результатом,
при котором сопоставляются желаемый
и реальный продукт. Работы ученых также
показали, что наиболее значимым этапом
является ориентировочный, так как
правильная оценка условий задании,
имеющихся в распоряжении данных
и порядка выполнения операций дают
возможность практически
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сложная структура современно общества приводит к тому, что многие наши потребности не могут быть удовлетворены одновременно, в результате простой деятельности. Даже удовлетворение голода может быть связано с несколькими видами активности – поход в магазин за продуктами, их приготовление и т.д. То есть сложная деятельность состоит из нескольких действий, помогающих ее реализовать. Действия есть только у человека, так как для их осуществления необходимо сознание. Действительно, без сознания цели действия и его связи с мотивом люди немогли бы строить отношения с неинтересными (а иногда и неприятными) людьми, выполнять тяжелую, не интересующую нас работу только потому, что за нее хорошо платят и т.д. Поэтому деятельность и ее мотив могут не осознаваться, но действие и его цель всегда осознаны. Отличаются они и тем, что деятельность определяется желанием, а действие – необходимостью, потому что его результат поможет нам избежать неприятностей или приблизиться к реализации нашей потребности.
Хотя при самоанализе различия
между действием и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ