Диагностика морально-психологической устойчивости государственного служащего как элемент противодействия коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:50, доклад

Описание

Анализируя статистические материалы Министерства Внутренних Дел Российской Федерации о состоянии преступности и основных результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за январь - март 2013 года [1], необходимо отметить направленность выявленных правоохранительными органами криминальных коррупционных деяний: из более чем 17 тысяч преступлений такого рода порядка 10 тысяч - квалифицированные преступные посягательства против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что составляет около 58 % от всех преступлений в сфере коррупции.

Работа состоит из  1 файл

статья Домнина К.С 2 курс магистр..docx

— 45.03 Кб (Скачать документ)

 

Домнина  К.С., студент 2 курса факультета МиА,

обучающийся по направлению «Юриспруденция»,

магистерская  программа -  «Правовое обеспечение  публичной власти

 

Диагностика морально-психологической устойчивости государственного служащего как элемент противодействия  коррупции

 

Развернутое определение  понятию «коррупция» дано в п. «а» ст. 1 Федерального Закона «О противодействии коррупции» [1]: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Анализируя статистические материалы Министерства Внутренних Дел Российской Федерации о состоянии преступности и основных результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за январь - март 2013 года [1], необходимо отметить направленность выявленных правоохранительными органами криминальных коррупционных деяний: из более чем 17 тысяч преступлений такого рода порядка 10 тысяч - квалифицированные преступные посягательства против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что составляет около 58 % от всех преступлений в сфере коррупции.

В статье Журавлева А.Л. и Юревича А.В. также отмечается негативная динамика коррупционных проявлений в сфере государственной службы [2]. Исследуя материалы данной публикации, нельзя не согласиться с фактом ухудшения позиции России в мировом рейтинге коррупции. За прошедшее десятилетие положение Российской Федерации  упало с 82 на 154 место, а объем коррупционных сделок в стране за последние годы увеличился с 40 млрд. долл. до 300 [3].

Изучая литературу по теме исследования, следует предположить, что проблема коррупции как во всем российском обществе, так и в сфере государственной службы остается актуальной по причине неэффективных методов  борьбы с ней, что в свою очередь требует новых подходов и механизмов к ее искоренению.

В трактовке Глинкиной С.П. коррупция представляет собой «многоаспектное, многоуровневое, системно организованное социальное явление, интегрирующее в себя экономическую, юридическую, социальную, управленческую, этическую и политическую составляющие» [3], что дает нам право использовать психологическую составляющую, которая органически включена в этическую и социальную, в исследовании аспектов коррупционных проявлений и их устранении.

Как отмечает Д.В. Сочивко [4, с. 188], «в современной научной литературе отражены результаты исследований природы становления коррупции с позиций экономики, политики и права, психологические же особенности формирования коррумпированного поведения у госслужащих не изучены».

О необходимости психологического подхода к проблеме коррупции  очень точно говорится в книге  Ю.М. Антоняна [5]: «научные исследования коррупции страдают существенными недостатками, среди которых в первую очередь следует отметить их однобокость. Она выражается в том, что в основном изучаются правовые и социологические аспекты коррупции при

полном игнорировании психологических аспектов. Создается впечатление, что берут и дают взятки, злоупотребляют своим служебным положением и т. д. не живые люди с их страстями и влечениями, а некие роботы, лишенные потребности и чувств. Поэтому и предлагаемые меры борьбы с этим явлением не учитывают необходимость решения важнейших вопросов индивидуально-психологического и социально-психологического характера».

В рамках данной статьи, на основании изученной литературы по теме исследования, предлагается внедрение психологического тестирования при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в целях выявления морально-психологического состояния будущего сотрудника органов государственной власти и его устойчивости к коррупционным проявлениям. Исследуя работы российского психолога Маклакова А.Г. [6], необходимо выделить Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) (Приложение 1), разработанный данным автором. Вышеуказанный тест направлен на диагностику адаптивности испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость и моральная нормативность.

  Опросник включает в себя 165 пунктов. Обработка результатов осуществлялась путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из пяти шкал: достоверность, адаптивные способности, поведенческая регуляция (нервно-психическая устойчивость, самооценка, наличие социального одобрения со стороны окружающих), коммуникативные способности, моральная нормативность.

Результаты всех шкал, кроме шкалы «достоверность», выражаются в процентах и интерпретируются в соответствии с нормативами: 0 - 40% - высокий уровень выраженности показателей, высокий уровень развития адаптивных способностей; 40 – 60 % - средний  уровень; 60 – 100 % - низкий уровень.

Оценку личностного  адаптационного потенциала (ЛАП), являющегося  важной интегральной характеристикой  психического развития можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативной способности и  моральной нормативности.

Остановимся подробнее  на каждом из понятий, диагностируемых  в опроснике «Адаптивность».

Поведенческая регуляция (ПР) – это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой. Положительный результат теста получат испытуемые, имеющие адекватную самооценку, высокий уровень нервно-психической устойчивости (НПУ) и располагающие социальным одобрением (поддержкой) со стороны окружающих людей. Следовательно, низкий процент диагностики данного параметра покажет обратный результат.

Коммуникативный потенциал человека является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала, поскольку он всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта, потребностью в общении, принципами построения контакта, групповой идентификацией, а также уровнем конфликтности.

Особо важной частью диагностики коррупционной устойчивости будущего государственного гражданского служащего является соблюдение моральных норм поведения (моральная нормативность – МН), обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль. В данном тесте, вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида отражают 2 основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

 Интерпретируя результаты тестирования по данному показателю, стоит обратить внимание на испытуемого, который не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, а также не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения.

Таким образом, данный опросник сможет помочь выявить моральную  неустойчивость и склонность к коррупционным  проявлениям будущего управленца, а также определить его индивидуально-психологические качества, подлежащие развитию в процессе профессиональной адаптации.

Использование психологических тестов открывает определенные перспективы преодоления коррупции - одной из главных проблем современной России.

 

 

Библиографический список:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.09.2013) "О противодействии коррупции"
  2. Справка о состоянии преступности и основных результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за январь - март 2013 года/ электронный ресурс http://mvd.ru/presscenter/offense
  3. Журавлев А. Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции. / журнал «Прикладная юридическая психология», № 1, 2012.
  4. Глинкина С.П. Коррупция: фатальная угроза? // Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние / под ред. О.Т. Богомолова. — М.: Ин-т эконом. стратегий, 2010. — С. 427–455.
  5. Социально-психологические исследования криминальной деструктивности  личности сотрудников правоохранительных органов /под ред. Д.В. Сочивко и Е.Е. Гавриной. — Рязань, 2010.
  6. Антонян Ю.М. Типология коррупции и коррупционного поведения [Электронный ресурс]. — URL: http://antonyan-jm.narod.ru/inter3.html.
  7. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПБ.: Питер, 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) Маклакова А.Г.и Чермянина С.В.

Инструкция к тесту

Ответьте  “Да” или “Нет” на приведенные  ниже утверждения.

Тестовый  материал

1. Бывает, что я  сержусь.

2. Обычно по утрам  я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.

3. Сейчас я примерно  так же работоспособен, как и  всегда.

4. Судьба определенно  несправедлива ко мне.

5. Запоры у меня  бывают очень редко.

6. Временами мне  очень хотелось покинуть свой  дом.

7. Временами у  меня бывают приступы смеха  или плача, с которыми я никак  не могу справиться.

8. Мне кажется,  что меня никто не понимает.

9. Считаю, что если  кто-то причинил мне зло, то  я должен ответить ему тем  же.

10. Иногда мне  в голову приходят такие нехорошие  мысли, что лучше о них никому  не рассказывать.

11. Мне бывает  трудно сосредоточиться на какой-либо  задаче или работе.

12. У меня бывают  часто странные и необычные  переживания.

13. У меня отсутствовали  неприятности из-за моего поведения.

14. В детстве  я одно время совершал мелкие  кражи.

15. Бывает, что у  меня появляется желание ломать  или крушить все вокруг.

16. Бывало, что я  целыми днями или даже неделями  ничего не мог делать, потому  что никак не мог заставить  себя взяться за работу.

17. Сон у меня  прерывистый и беспокойный.

18. Моя семья  относится с неодобрением к  той работе которую я выбрал.

19. Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.

20. Голова у меня  болит часто.

21. Раз в неделю  или чаще я без всякой видимой  причины внезапно ощущаю жар  во всем теле.

22. Было бы хорошо, если бы почти все законы  отменили.

23. Состояние моего  здоровья почти такое же, как  у большинства моих знакомых (не  хуже).

24. Встречая на  улице своих знакомых или школьных  друзей, с которыми я давно  не виделся, я предпочитаю проходить  мимо, если они со мной не  заговаривают первыми.

25. Большинству  людей, которые меня знают,  я нравлюсь.

26. Я человек  общительный.

27. Иногда я так  настаиваю на своем, что люди  теряют терпение.

28. Большую часть  времени настроение у меня  подавленное.

29. Теперь мне  трудно надеяться на то, что  я чего-нибудь добьюсь в жизни.

30. У меня мало  уверенности в себе.

31. Иногда я говорю  неправду.

32. Обычно я считаю, что жизнь стоящая штука.

33. Я считаю, что  большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.

34. Я охотно принимаю  участие в собраниях и других  общественных мероприятиях.

35. Я ссорюсь  с членами моей семьи очень  редко.

36. Иногда я испытываю  сильное желание нарушить правила  приличия или кому-нибудь навредить.

37. Самая трудная  борьба для меня это борьба  с самим собой.

38. Мышечные судороги  или подергивания у меня бывают  крайне редко (или почти не  бывают).

39. Я довольно  безразличен к тому, что со  мной будет.

40. Иногда, когда  я себя неважно чувствую, я  бываю раздражительным.

41. Часто у меня  такое чувство” что я сделал  что-то не то или даже что-то  плохое.

42. Некоторые люди  до того любят командовать,  что меня так и тянет делать  все наперекор, даже если я  знаю, что они правы.

43. Я часто считаю  себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.

44. Моя речь сейчас  такая же, как всегда (ни быстрее,  ни медленнее, нет ни хрипоты,  ни невнятности).

45. Я считаю, что  моя семейная жизнь такая же  хорошая, как у большинства  моих знакомых.

46. Меня ужасно  задевает, когда меня критикуют  или ругают.

47. Иногда у меня  бывает чувство, что я просто  должен нанести повреждение себе  или кому-нибудь другому.

48. Мое поведение  в значительной мере определяется  обычаями тех, кто меня окружает.

49. В детстве  у меня была компания, где все  старались стоять друг за друга.

50. Иногда меня  так и подмывает с кем-нибудь  затеять драку.

51. Бывало, что я  говорил о вещах, в которых  не разбираюсь.

52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.

53. Последние несколько  лет я чувствую себя хорошо.

54. У меня никогда  не было ни припадков, ни  судорог.

55. Сейчас мой  вес постоянен (я не худею  и не полнею).

56. Я считаю, что  меня часто наказывали незаслуженно.

57. Я легко плачу.

58. Я мало устаю. 

59. Я был бы  довольно спокоен, если бы у  кого-нибудь из моей семьи были  неприятности из-за нарушения  закона.

60. С моим рассудком  творится что-то неладное.

61. Чтобы скрыть  свою застенчивость, мне приходится  затрачивать большие усилия.

62. Приступы головокружения  у меня бывают очень редко  (или почти не бывают).

63. Меня беспокоят  сексуальные вопросы.

64. Мне трудно  поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что  познакомился.

65. Когда я пытаюсь  что-то сделать, часто замечаю,  что у меня дрожат руки.

66. Руки у меня  такие же ловкие и проворные,  как и прежде.

67. Большую часть  времени я испытываю общую  слабость.

68. Иногда, когда  я смущен, я сильно потею, и  меня это очень раздражает.

69. Бывает, что я  откладываю на завтра то, что  должен сделать сегодня.

Информация о работе Диагностика морально-психологической устойчивости государственного служащего как элемент противодействия коррупции