Диагностика направленности личности и профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 10:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследование направленности личности и профессионального определения студентов 5 курса АНО ВПО «Омский экономический институт»

Данная цель предусматривает решение ряда задач:

Изучение теоретических аспектов понятий направленность личности и профессиональное самоопределение.
Рассмотрение методик определения направленности личности и профессионального самоопределения.
Анализ результатов исследований по методикам «диагностика направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1Теоретические аспекты понятий «направленность личности» и

«профессиональное самоопределение»…………………………………………5

1.1Понятие направленности личности…………………………………………..5

1.2 Понятие профессионального самоопределения личности………………..13

2 Методики для выявления направленности личности и профессионального

самоопределения………………………………………………………………...21

2.1 Методика диагностики направленности личности Б.Басса…………..…..21

2.2Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Е.А.Климова……………………………………………………………………..25

2.3 Характеристика выборки…………………………………………………...29

3 Анализ результатов исследований методик «диагностика направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова………………………………………………………………………..31

Выводы и рекомендации………………………………………………………..34

Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

курсовой прект!!!.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера: больше заняты собой и своими чувствами, проблемами; делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях; пытаются навязать свою волю группе; окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

     Люди  с направленностью на взаимные действия: избегают прямого решения проблемы; уступают давлению группы; не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить; не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

     Люди  с деловой направленностью: помогают отдельным членам группы выражать свои мысли; поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели; легко и доступно излагают свои мысли и соображения; берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи; не уклоняются от непосредственного решения проблемы[8].

Направленность  личности, ее роль в жизнедеятельности  человека:

          В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

     Характер  — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы  взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

     Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.

     Деятельность  и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у  животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности[10].

     Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности.

     Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно–регуляционной подструктурой личности, определяющей общие особенности ее поведения.

     Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:

     1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям. 

     2. Отношение человека к самому  себе — его самосознание.

     Самосознание  имеет свою структуру — систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию.

     3. Отношение к труду и другим  видам деятельности.

     4. Отношение к вещам как продуктам  человеческого труда.

     Наряду  с вышеуказанным подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые также проявляются в виде отдельных качеств характера личности[15].

     Различаются следующие свойства отношений личности.

     1.Социальная значимость отношений человека, уровень их общественной ценности, который определяет моральные качества человека, нравственность его повседневного поведения, соответствие направленности личности прогрессивным социальным идеям.

     2.Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и осознание центральных стержневых интересов, которые определяют целеустремленность личности.

     3.Степень устойчивости отношений, определяющая последовательность и настойчивость личности в достижении цели — цельность характера.

     Широкая система взглядов, представлений  и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности — ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характерологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение — показатель зрелости личности[6].

     С мировоззрением связано формирование системы убеждений — устойчивого  мотивационного образования, в котором  знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них. Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности.

     Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система  ее знаний являются важнейшей подструктурой  характера.

     Другой  подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности.

     Черты и типы характера. Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных  особенностей личности[14].

     Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

     1.Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

     2.Эмоциональные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

     3.Интеллектуальные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей[17].

     Характер  каждого человека представляет собой  богатейшую палитру красок, тонов и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие.

     Но  главное в человеке — это его  центральные жизненные устремления  и способности к их реализации.

     Итак, характер состоит из двух групп свойств  — мотивационных и исполнительских. Устойчивые мотивационные свойства, то есть направленность личности, являются показателем уровня развития личности. Эта сфера личности в наибольшей мере связана с интеллектом, эмоциями и чувствами.

     Исполнительская же сфера личности — особенности  ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные волевые качества личности могут быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться с некоторой его неуравновешенностью, твердость характера — с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от тех требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути[15].

     Наряду  с отдельными чертами характера  можно выделить общий способ адаптации  личности к действительности — тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.

     Типы  характера:

     1.Гармонически целостный тип, хорошо адаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.

     2.Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

     3.Конфликтный тип с пониженной адаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.

     4.Вариативный тип, адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество к внешним обстоятельствам является суррогатом пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства. Для достижения своих основных целей, не отступая при этом от социально положительных норм и требований.

     Итак, характер - это общая регулятивная особенность личности, которая формируется  в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека[16].

1.2 Понятие профессионального самоопределения личности 

     Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления  личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы[18].

     Можно констатировать, что перед личностью  постоянно возникают проблемы, требующие  от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведеннии объясняют понятием профессиональное самоопределение.

     Основные  моменты профессионального самоопределения  личности

     Профессиональное  самоопределение – это избирательное  отношение индивида к миру профессий  в целом и к конкретной выбранной профессии.

     Ядром профессионального самоопределения  является осознанный выбор профессии  с учетом своих особенностей и  возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических  условий.

     Профессиональное  самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии[19].

     Актуализация  профессионального самоопределения  личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, увольнение с работы и т.д.

     Профессиональное  самоопределение является важной характеристикой  социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

     В подростковом возрасте закладываются  основы нравственного отношения  к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность  отношения подростков к различным профессиям.

     Дифференцированное  отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного  и технического творчества формируют  и подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально  ориентированные мечты. Образцы  желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения[20].

     Ранняя  юность. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные намерения подростков диффузны и неопределенны. Выбор учебно-профессионального учреждения в данном возрасте часто бывает психологически не обоснован. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

Информация о работе Диагностика направленности личности и профессионального самоопределения