Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:58, курсовая работа
Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Интеллектуальная
готовность к школьному обучению
связана с развитием
Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти - психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок прослушав весь этот ряд, повторяет те слова которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение - после дополнительного зачитывания тех же слов - и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Л.А.Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7-ми летнего возраста : с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10 ; после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов ; через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше ; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления).
Методика
А.Р.Лурии позволяет выявить
Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания - мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.
Наиболее распространенными методиками диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются следующие:
а) «Объяснение сложных картин» : ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.
б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.
Обобщение
и абстрагирование, последовательность
умозаключений и некоторые
При
отборе детей в школы, учебные
программы которых значительно
усложнены и к интеллекту поступающий
предъявляются повышенные требования
(гимназии, лицеи), использую более
трудные методики. Сложные мыслительные
процессы анализа и синтеза изучаются
при определении детьми понятий,
интерпретации пословиц. Известная
методика интерпретации пословиц имеет
интересный вариант , предложенный Б.В.Зейгарник.
Кроме пословицы («Не все то золото,
что блестит», «Не рой яму другому, сам
в нее попадешь» и др.), ребенку задаются
фразы, одна из которых по смыслу соответствует
пословице, а вторая не соответствует
по смыслу, внешне ее напоминает. Например,
к пословице «Не в свои сани не садись»
даются фразы: «Не нужно браться за дело,
которого ты не знаешь» и «Зимой ездят
на санях, а летом на телеге». Ребенок выбирая
одну из двух фраз, объясняет почему она
подходит к пословице, но уже сам выбор
ярко показывает, на содержательные или
внешние признаки ориентируется ребенок,
анализируя суждения.
§ 1.4. Волевая готовность к школьному обучению.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
Л.С.Выготский
считал волевое поведение социальным,
а источник развития детской воли
усматривал во взаимоотношениях ребенка
с окружающим миром. При этом ведущую
роль в социальной обусловленности
воли отводил его речевому общению
со взрослыми. В генетическом плане
Л.С.Выготский рассматривал волю как
стадию овладения собственными процессами
поведения. Сначала взрослые с помощью
слова регулируют поведение ребенка,
потом усваивая практически содержание
требований взрослых, он постепенно начинает
с помощью собственной речи регулировать
свое поведение, делая тем самым
существенный шаг вперед по пути волевого
развития. После овладения речью
слово становится для дошкольников,
не только средством общения, но и
средством организации
Л.С.Выготский
и С.Л.Рубинштейн считают, что появление
волевого акта подготавливается предшествующим
развитием произвольного
В
современных научных
Одним
из центральных вопросов воли является
вопрос о мотивационной
На
протяжении дошкольного детства
усложняется характер волевой сферы
личности и изменяется ее удельный
вес в общей структуре
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе
с тем, что хотя в дошкольном возрасте
и появляются волевые действия, но
сфера их применения и их место
в поведении ребенка остаются
крайне ограниченными. Исследования показывают,
что только старший дошкольник способен
к длительным волевым усилиям.
§ 1.5. Нравственная готовность к школьному обучению.
Нравственное
формирование дошкольника тесно
связано с изменением характера
его взаимоотношений со взрослыми
и рождением у них на этой основе
нравственных представлений и чувств,
названных Л.С.Выготским
Д.Б.Эльконин
связывает возникновение
В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.
Однако
взрослые продолжают оставаться постоянным
притягательным центром, вокруг которого
строится жизнь ребенка. Это порождает
у детей потребность
В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.
Нравственные
инстанции порождают у
А.Н.Леонтьев
на основании многочисленных исследований,
проведенных им и его сотрудниками,
выдвинул положение, что дошкольный
возраст является периодом, в котором
впервые возникает система
Возникновение
у ребенка к концу дошкольного
возраста относительно устойчивой иерархической
структуры мотивов превращает его
из существа ситуативного, в существо,
обладающее известным внутренним единством
и организованностью, способное
руководствоваться устойчивыми
желаниями и стремлениями, связанными
с усвоенными им социальными нормами
жизни. Это характеризует новую
ступень, которая позволила А.Н.
§ 1.6. Уровень и специфические особенности мышления дошкольника.
Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.
Информация о работе Диагностика психологической готовности к школе