Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:58, доклад
Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя четыре сферы: 1) аффективно-потребностная; 2) произвольная; 3) интеллектуальная; 4) речевая.
Диагностическая программа 1
Автор: И.В. Дубровина и др.
Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя четыре сферы: 1) аффективно-потребностная; 2) произвольная; 3) интеллектуальная; 4) речевая.
Исследование аффективно-
а) методика по определению доминирующего мотива у ребенка
Оборудование: На столе заранее расставляются игрушки.
Ребенка приглашают в комнату,
показывают игрушки, которые он рассматривает
в течение одной минуты. Затем
экспериментатор подзывает
Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, со слабым – идут играть (но игра, как правило, носит манипулятивный характер – хватают то одну игрушку, то другую).
б) Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника
Беседа должна содержать вопросы, которые бы косвенным образом позволяли определить наличие познавательных или учебных потребностей.
Вопросы могут быть такими:
Что ты знаешь о школе?
Как ты думаешь, что там будет интересного?
Ты со своими друзьями играешь в школу?
А кем тебе больше нравится быть: учителем или учеником?
Тебе нравятся мультики или фильмы про школу?
А сам ты умеешь читать?
А ты хочешь научиться читать, писать?
Как ты думаешь, зачем детям надо идти в школу?
Как ты думаешь, как лучше учиться: в школе с учительницей или дома с мамой?
Кем ты хочешь быть? А что для этого нужно?
Число положительных ответов 6 и более свидетельствует о наличии познавательных или учебных потребностей.
Исследование произвольной сферы
а) Методика «Домик».
Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»
Рисунок выглядит следующим образом:
Пока ребенок рисует, стоит отметить:
ведущую руку;
как работает с образцом;
быстро или медленно проводит линии;
отвлекаемость во время работы;
сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
исправляет ли сам ошибки.
Ошибками считается:
отсутствие какой-либо детали на рисунке;
увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
наложение линий одна на другую.
За каждую ошибку начисляется один балл.
Таблица 1 Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет
б) Методика «Да и Нет»
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя будет произносить? (Ребенок повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я тебе буду задавать вопросы, отвечая на которые нельзя будет говорить слова «да» и «нет». Понятно?»
После того, как ребенок подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».
Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Исследование интеллектуальной сферы.
а) Методика исследования обучаемости А. Ивановой (приложения А, Б).
б) Сюжетные картинки
Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Материал: 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Оценка:
Высокий уровень – если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.
Средний уровень – если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.
Низкий уровень – если ребенок не справился с заданием.
Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:
не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;
по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);
каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными – в результате рассказа не получается;
на каждом рисунке просто
перечисляются отдельные
В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.
Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.
Исследование речевой сферы
Методика «Звуковые прятки».
Предназначена для проверки фонематического слуха.
Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» - шуба.
Предлагается по 4 слова на каждый звук:
«о» – кошка, море, точка, баня;
«а» – мама, парта, стол, каша;
«ш» – шайба, ручка, школа, суша;
«с» – суп, киска, лужа, свет.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Если ребенок на все
слова подряд отвечает, что искомый
звук есть, или, что разыскиваемого
звука нигде нет, то правильные ответы
стоит рассматривать как
Общие итоги: готовность ребенка
к школе определяется преобладанием
высокого и среднего уровней по каждой
из четырех обследуемых сфер. Наличие
низкого уровня по одной или двум
сферам свидетельствует о
Форма протокола, заполняемого в процессе обследования, представлена ниже.
Протокол обследования
ФИ ребенка
Возраст
Дата обследования
Исследование аффективно-потребностной сферы
1. Доминирующий мотив:
а) познавательныйб) игровой
Беседа по выявлению внутренней позиции школьник
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Исследование произвольной сферы
а) Методика «Домик»высокий,средний,низкий
б) Методика «Да» и «Нет»высокий,средний,низкий
Исследование интеллектуальной сферы
а) Методика исследования обучаемости А.Ивановой
ПО=
б) Методика «Сюжетные картинки»высокий,
IV. Исследование речевой сферы
Методика «Звуковые прятки»
Диагностическая программа 2
Данная программа является достаточно затратной по времени, однако она дает наиболее полное представление о сформированности самых необходимых для успешного школьного обучения психических и физических функций.
Описание диагностических процедур и оценка их выполнения
Общий кругозор (пункты «а» и «б» из протокола):
С начала обследования для
установления контакта с ребенком проводится
беседа, которая носит и
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Как зовут твоих родителей?
Как называется город (село), где ты живешь?
Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
В какое время года на деревьях появляются листья?
Что остается на земле после дождя?
Чем отличается день от ночи?
Хочешь ли ты идти в школу?
Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?
В протоколе рядом с номером вопроса плюсом отмечаем правильный ответ, а минусом – неправильный.
Ориентировка в окружающем, запас знаний:
Ответы на вопросы 1-4 оцениваем
по информации родителей, ставится «+»,
даже если ребенок ответил в
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 7-8 правильных ответов;
Средний – 5-6 правильных ответов;
Низкий – 4 и меньше правильных ответов.
Отношение к школе:
Ответ на девятый вопрос считается правильным, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания», а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т.д. Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 3 правильных ответа;
Средний – 2 правильных ответа;
Низкий – 1 правильный ответ или 0.
Мышление и речь (пункт «в» протокола).
Уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценивается.
А) Понимание грамматических конструкций.
Ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос. Договорились?»
Предложение: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
Вопрос: Что Петя делал раньше: смотрел кино или читал книгу?
Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос.
Оценка результатов:
«+» - если ребенок дал верный ответ
«–» - если ребенок дал неверный ответ
Б) Выполнение словесных поручений
На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них. Ребенку дается инструкция: «Собери карандаши, сложи их в коробку и поставь на подоконник». После того, как ребенок выполнил задание, задаются вопросы: где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?
Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению, то ему дается упрощенное задание: «Возьми карандаши и положи их в коробку». Соответственно, задается вопрос: где теперь лежат карандаши?
Оценка результатов:
«+» - если ребенок всю инструкцию выполнил верно
«+-» - если выполнил упрощенную инструкцию
«–» - если ребенок вообще не выполнил задание
В) Изменение существительных по числу
Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получилось много предметов. Например: если один, то карандаш, а если много, то карандаши».
Слова для предъявления: книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
Оценка результатов:
«+» - если ребенок допустил не больше двух ошибок
«+-» - от трех до шести ошибок
«–» - если ребенок сделал семь и более ошибок
Г) Рассказ по картинкам
Перед ребенком вразброс выкладывается 4-5 картинок, связанных одним сюжетом. Инструкция предлагается следующая: «У меня есть картинки, но они перепутались. Ты сложи их по порядку и придумай по ним рассказ».
Информация о работе Диагностика психологической готовности к школе